В центре внимания

В Москве прошла XXXVI Федеральная оптовая ярмарка «Текстильлегпром». Главная неожиданность – небывалый интерес посетителей

Федеральная оптовая ярмарка «Текстильлегпром» давно уже снискала себе славу мероприятия, которое в полной мере отражает все процессы, происходящие в текстильной и легкой промышленности России. Его можно ругать, но нельзя игнорировать: даже те компании, которые уже не видят смысла тратить деньги на участие в этом проекте, считают своим долгом как минимум посетить «Текстильгепром». И если не себя показать, то посмотреть, что поделывают конкуренты. Учитывая, каким трудным был для текстильной и легкой промышленности последний год, можно было сделать некоторые предположения по поводу того, что же будет представлено на выставке. Однако не все ожидания оправдались.  «Текстильлегпром» в цифрах Как говорит президент ООО «Рослегпром» Александр Круглик, на протяжении всех 18 лет своего существования «Текстильлегпром» продолжает расти. «Подобные ярмарки способствуют синхронизации промышленности и торговли, экономики и политики. Именно эти направления привлекают все большее количество участников ярмарки», - подчеркивает Александр Круглик. Рост количества экспонентов «Текстильлегпрома» был заметен даже по сравнению с сентябрьской выставкой. Осенью участие в проекте приняли 2 417 предприятий, в нынешней – 2 600. Еще серьезнее вырос поток посетителей – около 70 тысяч (по подсчетам организаторов) против 35 тысяч в сентябре. Участники ярмарки отмечали, что среди посетителей заметно увеличилась доля оптовиков (пусть и разного масштаба), нацеленных на установление долгосрочных контактов. Переговоры велись практически на всех стендах, порой там даже выстраивались небольшие очереди. Около 25% экспонентов составили иностранные производители из 21 страны мира, в том числе из Австрии, Беларуси, Германии, Индии, Италии, Китая, Латвии, Молдовы, ОАЭ, Пакистана, Польши, Румынии, Турции, Украины, Франции. Этот сегмент как раз стал меньше: осенью на ВВЦ выставлялись представители 27 стран. Визуально изменения были еще более заметными: откровенно меньше было представителей Китая (многие производители КНР предпочли заочное участие, отправив на выставку диски с информацией о себе). Иран и другие Арабские страны, которые прежде активно продвигали домашний текстиль, ковры и другую продукцию для дома, также уменьшили свои доли. Наиболее многочисленными были представители Турции. Но освободившиеся ниши они не заняли, предлагая, в основном, готовую одежду и трикотаж. Как отметили организаторы, основная часть площадей была сдана в аренду за 2-3 месяца до мероприятия, причем 70% экспонентов составили постоянные участники мероприятия.  Традиционно Ярмарка, как обычно, строилась по принципу международных тематических салонов. В этот раз в четырех корпусах ВВЦ (№№ 55, 57, 69 и 75) действовали салон оборудования и технологий для текстильной и легкой промышленности «Textillegmash»; салон текстиля и аксессуаров для производства одежды «Apparel Textile Salon»; салон технического текстиля, нетканых материалов, защитной одежды и сырьевых ресурсов «Technical Textile and Raw materials Salon»; салон одежды, головных уборов и аксессуаров «Fashion Directoire»; салон декоративных тканей, домашнего текстиля и интерьера «Home Textile Salon», детский салон «Children’s Salon», салон белья «International Salon Of Lingerie» и салон трикотажа «Salon of Knitwear». Такая логика уже успела хорошо зарекомендовать себя: это удобно для посетителей и участников. Смещение акцентов Вполне ожидаемо наиболее посещаемыми оказались стенды производителей одежды. Особенно заметно улучшение уровня качества и расширение ассортимента у компаний, выпускающих детскую одежду и трикотаж. Кстати, как было отмечено на заседании круглого стола по перспективам развития рынка детской одежды в России, этот сегмент сегодня в России стоит особняком. Даже в кризис он продолжал расти. Если до кризиса рост составлял 9-10% в год, то в 2009 году он составил 8%, а в 2010 – около 11%. Прогноз аналитиков на 2015 год – 15%. Правда, это рост, измеряемый не в количественном, а в денежном выражении. Поскольку, как рассказала  председатель совета директоров маркетинговой компании Step by step (Санкт-Петербург) Анастасия Птуха, до кризиса появились не только запланированные, но и так называемые «отложенные» дети, демографическая ситуация росту рынка пока способствует. Однако многие производители, по словам Анастасии Птухи, уже сегодня понимают, что через несколько лет ситуация кардинальным образом изменится: в родительский возраст войдут те, кто был рожден в 90-е годы. А это очень малочисленное поколение. Тем самым рождаемость неминуемо уменьшится. Не случайно уже сегодня производители прилагают все усилия к тому, чтобы закрепиться в сегменте детской одежды, сделать свою марку яркой и узнаваемой. Это в полной мере проявилось и на выставке, где детские стенды были одними из самых эффектных и выразительных. Рост рынка трикотажа также понятен. Наибольшие сложности в последние годы испытывали крупные предприятия. В то же время небольшие производители демонстрировали значительно большую мобильность и живучесть. Современные технологии позволяют организовать трикотажное производство в формате малого предприятия и обеспечить высокое качество продукции, спрос на нее растет, а доля сырья в себестоимости изделий существенно меньше, чем, например, в домашнем текстиле, так что результат предсказуем. Сегмент hand madе, традиционно присутствующий на выставке, заметно сократился. Впрочем, в качестве экзотики покупателям предлагались изделия из штапельных тканей. Заметное оживление наблюдалось также у стендов с наполнителями для одеял, подушек и т.д., техническими тканями. Довольно бойкой была и работа международного салона оборудования для текстильной и легкой промышленности в павильоне № 55. Интересно, что здесь также наметилось некоторое смещение акцентов. Производители активно продвигали не столько швейное, сколько отделочное оборудование для небольших цехов и крупных производств (вышивальное, печатное, с технологией лазерного прожига и т.д.)  Шагреневая кожа Что касается домашнего текстиля, то как раз этот сегмент рынка на выставке выглядел наиболее «пострадавшим». Если на осенней выставке производители домашнего текстиля были даже более «модными», чем предприятия, выпускающие одежду (не только предлагали широкий ассортимент изделий, но и реализовывали в своих коллекциях актуальные тенденции), то на этот раз ситуация была принципиально иная. Мало того, что самих предприятий, производящих домашний текстиль, на выставке было представлено крайне мало, так и ассортимент предлагаемых изделий больше соответствовал выражению «не до жиру, быть бы живу». Ситуация также вполне объяснима: именно сегмент домашнего текстиля больше всего затронуло подорожание хлопка и других видов сырья, которое уже стало притчей во языцех. Наиболее приемлемо, если судить по экспозиции «Текстильлегпром», чувствует себя сегмент элитного постельного белья, махровых полотенец и дорогого домашнего текстиля (шторы, покрывала и т.д.). Ткани для производства домашнего текстиля практически не выставлялись. Впрочем, такая тенденция наметилась уже давно. Все живые предприятия развивают собственную «швейку».  Есть, куда расти Если не знать подоплеки развития текстильной и легкой промышленности в последний год, посетив выставку, можно было бы подумать, что все в «датском королевстве» в большом порядке. Как отметил на заседании комитета по предпринимательству в текстильной и легкой промышленности торгово-промышленной палаты РФ и комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по текстильной и легкой промышленности директор департамента лесной и легкой промышленности Минпромторга России Михаил Клинов, даже поверхностный взгляд позволяет сделать вывод: российские производители научились выпускать качественную продукцию. Все деловые и политические разговоры на ярмарке крутились вокруг двух тем: рост объемов производства в легкой промышленности в 2010 году и эфемерность этого показателя. Михаил Клинов назвал такие цифры: индекс промышленного производства в текстильной и легкой промышленности по итогам 2010 года составил 112,1%. В некоторых подотраслях он еще выше. Например, в производстве обуви и изделий из кожи эта цифра равна 118,7%. По ряду товаров удалось восстановить объемы производства 2008 года – в частности, это касается той же самой обуви и кожаных изделий, трикотажа, тканей. Однако, если взять за основу для сравнения показатели 20-летней давности, ситуация будет выглядеть совершенно иначе. По данным Росстата, с 1990 года  легкая промышленность России сократила объемы производства тканей в три раза, чулочно-носочных изделий – в 2,8 раза, трикотажных изделий – в 5,5 раза, пальто и полупальто – в 22 раза, костюмов и курток – в семь раз, обуви – в 6,4 раза. Особенно резко сократился выпуск детского ассортимента: сегодня костюмов для детей выпускается в 20 раз меньше, обуви – в 15 раз, платьев – в 100 раз, сорочек – в 70 раз. По словам Александра Круглика, рынок текстильной и легкой промышленности России имеет серьезные возможности для роста. На данный момент насыщение рынка составляет не более 60-70% от спроса. Только на 20% потребности рынка обеспечиваются отечественной продукцией. Однако настроения текстильщиков от оптимизма далеки и тому есть веские причины.  А что же наши? В ярмарке приняли участие 25 предприятий из Ивановской области. Это чуть больше, чем осенью 2010 года (тогда участников из Ивановской области было 19). Но в целом, цифра достаточно невелика, особенно если сравнивать с количеством компаний, представленных в текстильных комплексах самого Иванова. На ВВЦ были представлены такие компании из Ивановской области, как «Трансметалл», «Максима-стиль», «Красная ветка», «Доброе утро», «Европак-Иваново», «Адель», «Витекс-Текстиль», «Елена-Найс», «РегионПромСервис», «Спектр», ТД «Крайтекс», ТД «Меланж», «ЦентЛён», «Шуйская строчевышивальная фабрика» и т.д. В основном, это представители малого бизнеса. На федералку ивановцы привезли трикотаж и изделия из него (главным образом это домашний сегмент), ткани для спецодежды и саму спецодежду, текстиль для дома (далеко не всегда ивановского производства), наполнители и нетканые материалы. Крупных предприятий среди участников выставки из текстильного края стало заметно меньше. Это связано не только с расходами на выставочную деятельность (которые для крупных предприятий в разы выше, чем для небольших), но и с тем, что у большинства крупных игроков рынка система сбыта уже отлажена, и выставка не играет заметной роли в расширении круга клиентов.  Битва торговых площадок Свои предложения участникам выставки сделали не только производители текстиля, но и торговые площадки, в том числе отраслевые торговые центры: «Рио», «ТекстильПрофи» (как сетевой проект). По мнению специалистов, это также значимый процесс, который отражает формирование текстильных кластеров. Не исключено, что подобным комплексам придется взять на себя роль крупных распределительных центров. На нынешней ярмарке впервые вслух были высказаны сожаления по поводу закрытия Черкизовского рынка в 2009 году. Сожалений как минимум два: во-первых, пострадали не только «серые» импортеры, но и российские производители, которые там торговали, а во-вторых, были разрушены сложившиеся торговые связи. Всю цепочку взаимодействия сейчас приходится выстраивать заново.  Все расходы – в дело Основная масса экспонентов нынешней ярмарки работает в среднем ценовом сегменте. По оценке экспертов, именно он представляет максимум перспектив для российских производителей. Почти все игроки определились, на каких потребителей они ориентируются, и это ощущается во всем: от выбора тканей и фурнитуры до оформления стенда, рекламной продукции и подачи товара. Еще заметнее стала наметившаяся ранее тенденция оптимизации стендов. Теперь даже крупные компании предпочитают не пускать пыль в глаза, а занимать ровно столько выставочной площади, сколько необходимо для того, чтобы достойно представить товар. Заметно сократился рынок отраслевой прессы. В основном распространялись на выставке тематические каталоги по определенным сегментам рынка. Востребованным оказался и специальный выпуск газеты «Ивановская мануфактура», который подготовил к началу выставочного сезона ИД «Частник». Интерес к изданию был неподдельный: газету разбирали, причем многие начинали работу с прессой уже на выставке.
21 Февраля 2011, 09:35 +993

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...