Вадим Сидорин: «Проблемы на алкогольном рынке только начинаются»

- Вадим Юрьевич, по итогам трех месяцев действия закона можно оценить его последствия? - На сегодняшний день мы пережили самое тяжелое время, когда на полках магазинов не было «законных» бутылок с алкоголем, так как у торговых точек не было розничных лицензий, у производителей, оптовиков и импортеров – лицензий и новых акцизных марок. Сейчас ситуация медленно выправляется. Медленно потому, что алкогольный рынок довольно «неповоротлив». К примеру, чтобы на прилавках появилось аргентинское вино, промаркированное в соответствии с новыми требованиями, нужно, чтобы импортер отправил марки производителю, тот должен замаркировать продукцию, отгрузить ее, растаможить на границе, привезти к месту продажи. Все это требует времени. К счастью для рынка, многие отечественные производители алкоголя очень оперативно лицензировали производство. К примеру, «Шуйская водка» получила лицензию одна из первых. «Стандарт-СК» как дистрибьютор этой марки не ощутил перебоя в поставках. Кстати, по тому, кто первым получил лицензию, можно судить, кто останется на рынке: чем быстрее это сделано, тем лучше у предприятия административный, организационный, финансовый ресурсы. Что касается общей ситуации, то алкоголя на рынке реально не хватает. Дефицит наблюдается по всем позициям. Самый ощутимый – по винам. Много мелких производителей, особенно работающие на юге страны, не получили лицензии на производство и ушли с рынка. Не до конца заполнена ниша, в принудительном порядке освобожденная от грузинских и молдавских вин, которые доминировали в среднем ценовом сегменте. Так, на долю молдавского вина приходилось 70% рынка. - Изменились ли правила игры на рынке в условиях дефицита? - Конечно, особенно для оптовых продавцов. Дело в том, что оптовики не являются самостоятельными игроками на алкогольном рынке, не диктуют правила игры, они - посредники, логистическое звено. Когда рынок перенасыщен, командует потребитель. В условиях дефицита, как сейчас, правила диктует производитель. Результат: опт перешел на работу только по предоплате, хотя раньше работал с отсрочкой платежа. В то же время розница по-прежнему работает на отсрочке. - Самым ощутимым результатом нововведений стало подорожание алкоголя. Каковы дальнейшие прогнозы относительно цен? - В среднем алкоголь подорожал на 10-15% - за счет роста издержек производителей и оптовиков. В то же время маржа оптовиков осталась без изменений. По нескольким причинам. Первая – есть продукты, очень чувствительные к изменению цены, даже не очень значительному. Возьмем водку: разница в 10-15 рублей, и марка попадает в другую ценовую категорию, лишаясь своих потребителей. Вторая причина – большинство оптовых компаний обременены дистрибьюторскими договорами, в которых зафиксирован размер маржи. Третья – имеются аналогичные договоры с крупными продовольственными сетями, в которых прописана цена на поставляемый алкоголь до конца года. - Значит, в следующем году, когда условия этих договоров будут пересмотрены, нас ожидает очередное повышение цен? - Возможно. Сейчас оптовики находятся в самом неудобном положении – на них давит и производитель, и розница. Производитель заинтересован, чтобы его продукт предлагался по привлекательной и примерно одинаковой в разных регионах цене. Розница требует снижения цены, больших отсрочек. Кроме того, сети заключают прямые договоры с производителями, а те в свою очередь ставят перед фактом дистрибьюторов, превращая их в логистическое звено и выделяя небольшой процент маржи на транспортировку. Производители воспользовались экономической ситуацией и повысили цены прежде всего на ходовые позиции. Так они стремятся компенсировать потери от вынужденного простоя (когда не работали в отсутствие лицензии), расходы на внедрение ЕГАИС. Здесь нужно понимать, что, как всегда, обратного процесса не будет: алкоголь «обратно» не подешевеет. Напротив - будет дорожать дальше. Опт работает на грани рентабельности. Заводы, имеющие лицензии на производство, загружены на полную мощность. Много алкоголя отправляется на Север, где уже началась подготовка к Новому году. Последнее, например, спровоцировало дефицит шампанского в оптовом звене. И ситуация эта сохранится как минимум до конца года, и цены по ряду позиций могут вырасти процентов на 50. - А каковы прогнозы по рознице? - За три месяца областным департаментом экономического развития и торговли выдано около 300 розничных лицензий на торговлю алкоголем. Но это не значит, что в Ивановской области работает всего 300 торговых точек. В 2005 году имели лицензии 2700 предприятий розничной торговли и общепита, многие лицензии продолжают действовать. Кто-то до сих пор торгует без лицензии. Новые требования однозначно жестче. Обязательным условием получения лицензии стала сдача в эксплуатацию здания, где торгуют алкоголем. Это вызывает основные проблемы: в Ивановской области масса магазинов, которые работали без акта приемки. Ценность розничной лицензии на право торговать алкоголем, получение которой сопряжено с такими трудностями, возрастает. Самую серьезную проблему для розницы представляет грядущее введение ЕГАИС. Практика применения этой программы производителями и оптовиками показала, что она сырая, недоработанная, не учитывает реалии алкогольного рынка и работает очень плохо. Но если оптовиков в России всего около полутора тысяч, то розничных торговых точек – десятки, если не сотни тысяч. Все их нужно оснастить компьютерами, а также обучить персонал, обеспечить доступ в Интернет. Отсутствие ЕГАИС будет поводом для конфискации продукции и отзыва лицензии. Безусловно, это создаст еще более серьезные проблемы на рынке, и не только алкогольном. Дело в том, что продуктовые магазины, не торгующие алкоголем, убыточны. Доля алкогольной продукции в их товарообороте составляет примерно 20%, но, при средней рентабельности магазина в 10-15%, приносит до 40% прибыли. Если по тем или иным причинам магазины не смогут торговать алкоголем, большинство из них разорится. - Ваша сеть винных супермаркетов работает не только в ивановском регионе. Есть ли отличия? - Да, многое зависит от политики региональных властей. К примеру, во Владимире более лояльное отношение. В Костроме при получении розничной лицензии потребовали обходной лист с отметками специалиста по охране труда, комитета по земельным ресурсам, фонда государственного имущества. Подобные дополнительные требования не прописаны в федеральном законодательстве. - Что можно сделать для регулирования алкогольного рынка на областном уровне? Или все процессы «завязаны» на федеральном? По федеральному законодательству, лицензия выдается сроком до 5 лет по заявлению лицензиата. То есть, срок действия лицензий теоретически может быть и полгода, и год, и два. В ивановском областном правительстве зреет решение увязывать срок действия лицензии со сроком действия договора аренды (если помещение торговой точки не находится в собственности предпринимателя). Я считаю, что это правильно. Иначе возникает парадоксальная ситуация: лицензия выдается на 5 лет, а договор аренды заключается всего на 1 год. А что будет по окончании его действия, вдруг изменятся условия, которые были принципиальными при выдаче лицензии? Не секрет также, что договор краткосрочной аренды не регистрируется в юстиции. Этим пользуются собственники, которые не сдали помещения в эксплуатацию, но сдают помещения в аренду. А незарегистрированный договор считается недействительным. Естественно, за «краткосрочную» лицензию нужно взимать меньшую плату. В Ивановской области, кстати, самая низкая цена розничной лицензии – 10 тысяч рублей. Есть регионы, где лицензия обходится рознице и в 50, и в 100 тысяч. - Федеральный закон, который имел весьма благородные цели, в том числе – борьбу с нелегальным алкоголем. По вашим наблюдениям, они достижимы? - Может быть, но пока реального эффекта не ощущается ни на одном уровне. Судите сами. С введением акцизной марки нового образца на складах оптовиков и производителей скопилась продукция со старыми акцизными марками. Что с ней делать, непонятно. Часть производители берут на переработку и перемаркировку, часть оптовики имеют право перемаркировать сами. Сколько именно – неизвестно. Понятно, что от этого «балласта» надо избавляться. Столь же очевидно, что водку, которая всем хороша, кроме марки, на свалку никто выбрасывать не будет. В итоге в России существует устойчивый теневой рынок продукции со старыми марками. Плюс некоторые официально не работающие предприятия выпускает продукцию нелегально: наклеивают на новую продукцию старую марку и за полцены выбрасывают на рынок. В результате нелегального алкоголя стало больше. Надеюсь, что это временное явление, издержки переходного периода. Новый закон способствует укрупнению рынка – объединению игроков, поглощению слабых сильными. Но это объективный процесс, и он шел естественным путем: ни в одной цивилизованной стране мира нет такого количества производителей и такого обширного ассортимента алкоголя. Значит, к этому придем и мы. Проблемы на алкогольном рынке только начинаются. Можно с уверенностью сказать, что золотые времена для тех, кто производит и торгует алкоголем, прошли. Я знаю, что многие алкогольщики думают, как диверсифицировать бизнес или продать его. Алкогольный бизнес сегодня находится в лодке, которая сильно качается. Так, недавно стало известно, что у федеральных контрольных органов теперь вызывает подозрения украинский алкоголь, аргентинские и чилийские вина. Это настораживает. Идея госрегулирования алкогольного рынка понятна. Но почему используются не экономические, а административные методы воздействия на рынок, провоцирующие убытки производителей и недопоступление средств в бюджет? Почему нет последовательности в реализации закона – предприятия работают нелегально, спиртсодержащими бытовыми жидкостями типа «Максимки» как торговали открыто, так и торгуют? - «Золотые времена» прошли. Значит ли это, что вы лично собираетесь уходить их алкогольного бизнеса? - Нет. Мы активно развиваем розничное направление - сеть винных супермаркетов «Ароматный мир», и это должно сгладить ситуацию. Наше преимущество - огромный коллектив, годами наработанный опыт, связи, технологии ведения бизнеса. Будем стремиться оставаться в лидерах, хотя больших перспектив в этом бизнесе я больше не вижу. Но вокруг много и других интересных проектов… Елена Новгородова novgorodova@chastnik.ru
17 Октября 2006, 15:59 +121

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...