Валовой продукт

Когда Сергей Есенин приехал покорять Петербург в 1912 г., он был обут в валенки. На одном из чопорных светских приемов Зинаида Гиппиус, наведя лорнет на его ноги, громко сказала: «Какие на вас интересные гетры!» Присутствующие покатились со смеха. Тем не менее валенки были и остаются незаменимой зимней обувью. Что сейчас происходит с рынком валяной обуви России? Что делается для того, чтобы валенки из области фольклора перекочевали на подиумы современной fashion-индустрии и, возможно, на дефиле prêt-a-porte? Производственная часть Сейчас в России более 100 предприятий, выпускающих валяную обувь. Лишь десять из них изготавливают более 100 тыс. пар в месяц. Для сравнения, в СССР выпускалось 18 млн пар валенок в год, сейчас производится в лучшем случае 3,5 млн. Изменился спрос, северным районам страны стали доступны современные теплые сапоги и ботинки, но тем не менее традиционные валенки по-прежнему занимают свой сегмент рынка. Однако фабрикам все равно приходится искать свои пути развития. Итак, короткий экскурс для тех, кто давно не сталкивался с этой традиционной русской обувью. Чаще всего катают валенки из овечьей шерсти. Она бывает грубой, полугрубой и поярковой (от первой стрижки ягненка). Некрашеные валенки из овечьей шерсти – темно-коричневого (поярок), серого, светло-серого и белого цвета. Черными они становятся после добавления красителя. Некоторые покупатели считают, что для крашения черных валенок используется серная кислота, которая уменьшает полезные свойства шерсти. На самом деле это миф. Серная кислота не влияет на цвет, она повышает валкоспособность шерсти (то есть влияет на ее способность к сволачиванию), поэтому с помощью кислоты можно увеличить производительность. Полезные свойства шерсти сохраняются, однако для производства в этом случае требуются очистные сооружения. Большинство фабрик использует грубую шерсть. Полугрубой шерстью пользуется только Битцевская фабрика. Кстати, здесь отказались от серной кислоты для сволачивания, поэтому производство можно назвать экологически чистым. Экологичность более затратна с точки зрения потребления электроэнергии и времени, но, по словам руководства предприятия, результат того стоит, хотя и цена обуви, конечно же, возрастает. Сейчас общая ситуация такова: с Битцей никто не может конкурировать по качеству, а Битца ни с кем не конкурирует по цене. Основные сырьевые источники у фабрик одинаковы – Казахстан, Узбекистан, Туркмения. Однако если в советские времена за поставки шерсти таможенные пошлины не взимались, то теперь стоимость сырья благодаря таможенным сборам значительно увеличилась. Работают российские фабрики также с астраханским и московским сырьем. Присматриваются к Киргизии, которая только выходит на этот рынок. Борская фабрика валяной обуви (Нижегородская обл.) – одно из немногих предприятий, на которых валенки катают по традиционной технологии. Фабрика, где трудятся 216 человек, за смену способна выпустить 700–800 пар валенок. Здесь не торопятся автоматизировать традиционный процесс производства, чтобы не пострадало качество. Хотя и остальные производители валяной обуви уверены, что автоматизировать можно только вспомогательные операции, основное производство в любом случае останется ручным. В значительной степени автоматизировано производство на Кукморском валяльно-войлочном комбинате в Татарстане. Это позволило довести объем выпуска валенок до 1 млн пар в год. Предприятие планомерно проводит программу технического переоснащения, в 2005 г. были приобретены чесальные, швейные машины и вышивальный автомат. Обновляется оборудование и на ивановском предприятии «Ивановопромшерсть», здесь уже сделаны закупки современной техники, позволяющей увеличить выпуск валенок в 2006 г. на 100% (в 2005 г. общий объем производства вырос на 20%). На Ярославской фабрике валяной обуви выходят из положения, покупая оборудование у обанкротившихся предприятий. Это позволяет сохранять темпы производства. Общий объем производства на фабрике составляет в среднем 500 тыс. пар в год. В 2005 г. выпуск мужской и женской обуви увеличился на 30%, детской – сократился на 20%. На Битцевской фабрике проблема переоснащения производства в 2004 г. осложнилась тем, что фабрика попала под действие программы высвобождения Москвы от промышленных предприятий. Пришлось искать новые производственные мощности, в итоге остановились на Калязинской фабрике в Тверской области. Так как там и раньше находилось производство валяной обуви, правда, рабочей, руководители Битцы рассчитывали, что процесс пройдет относительно безболезненно. На практике все оказалось несколько сложнее: слишком сильно отличалась технология работы. Калязинские валяльщики просто не верили, что они смогут работать по новым стандартам. Пришлось перевезти станки, много времени было потрачено на переобучение рабочих. Процесс адаптации не закончен до сих пор. В какой-то момент пришлось даже брать не производительностью и профессионализмом, а количеством работников. Сейчас на предприятии подтянули качество, в итоге объем производства на Калязинской фабрике на сегодняшний день составляет 117 тыс. пар в год, на самой Битце – 11–12 тыс. Особенности национального сбыта Развитию валяного производства мешает сезонность сбыта. Как правило, продажи валяной обуви заканчиваются в феврале – марте, с этого времени большая часть фабрик работает на склад. На летние месяцы приходится брать кредиты. Ситуацию можно изменить, если законодательно признать фабрики сезонным производством или перевести в категорию народных промыслов, тогда налогообложение фабрик будет совершенно другим. Сотрудники Ярославской фабрики уже в течение нескольких лет отправляют в Министерство экономики и развития письма о признании валяльного производства сезонным, однако вопрос и ныне там. В этом году обращение будет подготовлено снова, на предприятии надеются, что власти в конце концов их услышат. А пока каждая фабрика стремится к расширению собственной торговой сети и увеличению количества оптовых фирм, работающих вместе с ней. Кукморский валяльно-войлочный комбинат работает и с крупными, и с частными предприятиями. Минимальная закупочная партия со склада комбината – одна упаковка: 10 пар мужской валяной обуви (упаковка – мешковина), 15 пар женской (упаковка – мешковина), 25 пар детской (упаковка – картонная коробка). Доставляется заказ контейнерами, ж/д вагонами или самовывозом. Для удобства заказчиков на Ярославской фабрике изыскиваются новые формы доставки, например посылки наложенным платежом (только вне сезона). Минимальная оптовая партия – десять пар, с оптовиками работают по-разному, постоянным предоставляется отсрочка платежей, есть возможность взять валенки на реализацию. В этом году фабрика начала работу с гипермаркетами. В течение нескольких десятков лет свой магазин работал при Битцевской фабрике. Из-за переноса производства его пришлось закрыть, по той же причине были потеряны связи с клиентами в регионах. Сейчас у фабрики есть планы перенести торговый дом поближе к месту его прежнего расположения и увеличить торговые площади. Минимальная оптовая партия на Битце – 50 пар, размерный ряд может быть любым, валенки продаются по предоплате. Ассортиментная политика Все фабрики, выпускающие валенки, стремятся к расширению ассортимента. Кроме традиционных моделей изготавливаются валенки с резиновым низом, войлочные тапочки, войлочные калоши, шлепанцы, стельки. В Ярославле стараются развивать производство за счет использования новых технологий. Традиционная технология предполагает выпуск только разностенных валенок, в Ярославле работают над тем, чтобы сделать валенки равностенными, а значит, более легкими. Торговля уже давно требует превратить валенки в модельную обувь. Отношение производителей к этому требованию неоднозначное. Ярославская фабрика второй год подряд выпускает валенки на литьевой платформе из пластиката. Подошву приливают не к обычным валенкам, а к войлочным чулкам. А вот специалисты Кукморского комбината считают, что валяная обувь на каблуке большим спросом в России пользоваться не будет. По их оценкам, в сильные морозы снижается спрос даже на валенки с резиновой подошвой. Ивановские валяльщики говорят, что модельная обувь будет стоить в два-три раза дороже обычной, но тем не менее разработок в этом направлении не прекращают. Еще один возможный вариант расширения ассортимента – выпуск рабочей валяной обуви. Валенки пользуются большим спросом у нефтяников, газовиков и силовых ведомств. Так, постоянными клиентами Арзамасской войлочной фабрики стали такие крупные объединения, как АК «АЛРОСА», ООО «Термосиб» (Новосибирск), предприятия Нижегородской области – ОАО «Павловский автобус», ЗАО «Русь», Богородский швейно-галантерейный комбинат, компания «Мухтоловская спецодежда». Закупки валенок регулярно проводит Минобороны и Главное управление исполнения наказаний Минюста. Однако, как говорят валяльщики, система тендеров в последние годы стала достаточно закрытой, поэтому работать с газовиками и нефтяниками напрямую не удается, это можно сделать только через крупных оптовиков. Третий способ увеличить ассортимент – наладить производство домашней валяной обуви. На Битцевской фабрике для людей, страдающих ревматизмом, придумали домашний, укороченный вариант – по щиколотку, под названием «Уют» (к обычной шерсти добавляют еще и шерсть мериносов). Свой вариант домашней валяной обуви предлагают на Ярославской фабрике, их комнатные модели в Москве пользуются спросом круглый год. И, наконец, четвертый способ расширить ассортимент – превратить фабрику во всесезонное производство. Именно такую задачу поставила перед собой Битцевская фабрика. Здесь планируют начать работу с плотным войлоком и выпускать шапочки для сауны, коврики, тапочки. Рассматривается вариант производства войлока для медицинских целей: лечить артрит и остеохондроз. Еще одно перспективное направление – выпуск сувенирной продукции: перед Новым годом очень хорошо продавались валенки-мешочки для подарков. Декоративные элементы Всеобщая мода на обилие декоративных элементов не обошла и валенки. Аппликации, вышивки, отделка тесьмой, ремешками, шнуровка – для валенок это лучший способ превратиться из объекта фольклорного в полноправного участника fashion-индустрии. Одним из первых крупных производителей по пути украшения валенок пошла Битцевская фабрика и стала использовать тесьму, гобелен, мех. Для выпуска декоративной отделки был создан специальный швейный цех. Кстати, рисунок гобелена был специально разработан для Битцы. Хотя и здесь работает принцип «новое – это хорошо забытое старое». На Кукморском комбинате самыми первыми валенками были «Комаровские с красными мушками», белые валенки с вышитыми вручную крапинками. С тех пор прошло более ста лет, и теперь на комбинате хотят возобновить эти традиции. На других фабриках все чаще привлекают к сотрудничеству модельеров-дизайнеров. На фабрике «Ивановопромшерсть» разработано уже более 50-ти рисунков, и их запас постоянно увеличивается. Исконно русская обувь (о ее татарском происхождении помнят только историки) находит спрос и в Европе. Недавно заказчиками продукции Ярославской фабрики стали две итальянские фирмы. В Европе валенки сейчас становятся писком моды, причем большим спросом пользуются валенки с галошами, хотя если всерьез говорить о завоевании европейского рынка, то с учетом климатических условий и потребительских предпочтений надо предлагать какой-то комбинированный продукт, валенки в чистом виде там не пойдут. Сейчас ярославские валенки по частным заказам доставляются в Казахстан, Финляндию, Америку, страны Балтии. Клиентом ивановской фабрики стали конгрессмен одной из европейских стран, благодаря чему предприятие получило доступ на европейский рынок. Почти все современные крупные валяльные фабрики в России были основаны либо в первой трети, либо в середине XIX в. Почти полтора века России удавалось сохранять традиции этого производства. Однако за последние десятилетия темп изменений и экономики стал настолько большим, что, по утверждениям руководителей некоторых фабрик, традиционным валенкам осталось жить, максимум, лет 50. Потом возможно два пути: либо объем производства постепенно сойдет на нет, либо валенки трансформируются в какой-то другой продукт. Возможно, это будет обувь. Возможно, это будут другие товары из войлока. Во всяком случае уже сейчас компании начали предлагать клиентам новые продукты. Галина Кузнецова
27 Февраля 2006, 19:22 +115

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...