Василий Силкин: «Договоры с перевозчиками и карточки такси – это элементы борьбы с нелегалами»

В правительстве считают, что новый закон защитит добросовестных перевозчиков

Ч.ru рассказывал о принятом областной думой новом законе «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области». В нем впервые сделана попытка регулирования услуг такси. Документ вызвал неоднозначную реакцию среди участников этого рынка. Большинство перевозчиков-таксистов, признавая необходимость наведения порядка в этой сфере, считают, что закон сырой, не прописывающий четко правила игры. По нашей просьбе этот документ комментирует председатель областного комитета по транспорту Василий Силкин. Закон и порядок - Сначала хочу сделать пояснение. Когда новый закон об организации транспортного обслуживания стали комментировать в СМИ, я понял, что происходит некоторое непонимание: начали говорить о двух законах - об организации транспортного обслуживания и законе о такси. Между тем, есть только один закон - об организации транспортного обслуживания. В нем есть глава, которая говорит об организации работы такси в пригородном и межмуниципальном сообщении. Подчеркиваю: в пригородном и межмуниципальном, так как их регламентирует субъект Федерации. А на заседании правительства 22 марта обсуждался примерный порядок организации перевозок пассажиров и багажа легковыми такси в границах муниципального образования. Эти перевозки должны регулировать муниципалитеты, а правительство только предложило им рекомендации – тот самый примерный порядок, на основе которого в муниципалитетах будут разработаны внутренние нормативные акты. То есть в каждом городе будет свой порядок работы такси. - И когда в городах области появятся свои, местные, регламенты? - В зависимости от потребности самих муниципалитетов. Необходимость назрела уже давно, потому что на рынке легковых такси нет никакого порядка. От этого страдают и пассажиры, и водители, и сами перевозчики. По понятиям - Новый закон касается не только такси, но и других видов пассажирского транспорта. Что нового появилось в их отношении? - Закон вводит определения «межмуниципальный маршрут» и «пригородный маршрут». На первый взгляд, ничего особенного, а на самом деле мы разрешили достаточно серьезную коллизию в законодательстве. Если бы мы эту терминологию не ввели, то пользовались бы определениями Устава автомобильного транспорта, согласно которому внутримуниципальные маршруты входят в разряд пригородных. В этом случае регулировать их пришлось бы субъекту Федерации, то есть правительству области. Но тогда мы вступили бы в противоречие с законом об общих принципах организации местного самоуправления, который отдает эти полномочия муниципалитетам. Мы эту коллизию у себя в регионе разрешили. Кроме того, введен термин «социальный маршрут». Он определен как пригородный и межмуниципальный маршрут регулярных перевозок, который не имеет устойчивого пассажиропотока. Регулярность таких перевозок обеспечивается субсидиями из областного бюджета, о чем в прежнем законе сказано не было. Изменен срок, на который заключается договор с перевозчиками. В законе 1993 года было 3 года, теперь – 5 лет. Это большое благо для перевозчиков. Четко прописаны действия органов исполнительной власти в случаях, когда конкурсный отбор перевозчиков признается несостоявшимся. Уточнятся, когда может заключаться временный договор. - В свете нового закона будут ли аннулированы договоры, заключенные по результатам прежних конкурсов перевозчиков? - Нет. Заключенные на три года договоры с перевозчиками, работающими на пригородных, межмуниципальных и муниципальных маршрутах, обратной силы не имеют. Новые договоры будут заключаться уже на 5 лет. Разрешать, а не запрещать - Самые большие дебаты вызвала 20-я статья, которой вводится регулирование перевозок легковыми такси. Перевозчики считают, что требование заключить договор с администрацией и введение карточки такси нарушают принцип равенства при реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность. - Ничего подобного. Эти меры не являются разрешительными. Просто перевозчики таким образом уведомляют власти о том, что занимаются пассажирскими перевозками. На основании представленных перевозчиками документов договор заключается автоматически. Аналогичная ситуация с карточкой. Она будет аналогична маршрутной карте-разрешению, которое выдается на автобусы. В ней будут указаны перевозчик, ФИО водителя, номер договора, на основании которого он работает, срок действия карточки. Повторю: она носит уведомительный характер и дает определенные права - точно так же, как пропуск, который выдается при поступлении на работу на какое-либо предприятие. Карточка такси будет таким же пропуском. Многие перевозчики ссылаются на решение Конституционного суда, который отменил закон Краснодарского края о введении карточек такси. Мы совершенно согласны с этим решением, потому что в Краснодаре была введена не уведомительная, а разрешительная процедура. Там на основании документов перевозчиков решали, с кем заключить договор, а кому отказать. Вот в чем принципиальная разница. У нас в области исполнительная власть однозначно обязана заключить договор. Пропуск на работу - Как будет вестись борьба с нелегальными перевозчиками, ведь опыт «маршрутчиков» показывает, что это достаточно трудно? - Мы хотели разработать такой закон, чтобы он был направлен не против добросовестных перевозчиков, а против нелегалов, которые им мешают. Поэтому и введено требование о заключении договора и наличии карточки такси. На их основании будет создан реестр перевозчиков. Ведь сегодня никто точно сказать не может, сколько юридических лиц и индивидуальных предпринимателей занимается этим видом деятельности. Когда проверяющие остановят машину, они первым делом потребуют карточку такси. Если ее не будет, значит, это нелегал. Отговорки типа «забыл» не принимаются, так как работодатель обязан проверить наличие карточки перед выходом машины на маршрут. При ее отсутствии водитель не должен допускаться к перевозке. Кроме того, на машинах, работающих как такси, должны быть фонари на крыше и «шашечки» на борту. Это тоже элементы борьбы против нелегалов. Еще один элемент – контролирующий орган, у которого есть право на проведение проверки. Здесь надо просто дать полномочия исполнительному органу соответствующей государственной власти, а также ГИБДД, чтобы они могли вынести нарушителю административное взыскание. Необходима также адекватная система наказания. Поэтому мы намерены в дальнейшем внести изменения в порядок наложения административных взысканий за нарушения правил работы на рынке легковых такси. Когда точно это будет, сказать не могу, но думаю, очень скоро. - Перевозчики опасаются, что закон направлен на передел рынка, что будет разрушена уже сформировавшаяся в областном центре структура. - А существует ли такая структура? В советское время она была, работала служба такси с четко прописанными правами и обязанностями. С каждым водителем заключался трудовой договор. Потом эта служба была разрушена, и началась полная анархия. На сегодняшний день в области не существует системы перевозок легковыми такси. И мы должны ее создать. Не надо забывать, что нелегальных такси было много даже при очень жесткой социалистической системе. Сегодня нелегалы есть даже на регулярных перевозках. В то же время в конце 1990-х-начале 2000-х годов их было намного больше. Количество нелегальных перевозчиков продолжит сокращаться и дальше, потому что будет меняться законодательство, более эффективно будут действовать контролирующие органы, так как более эффективным будет наказание. Чтобы не повторилась шуйская ситуация - В Шуе в ходе реализации закона остались без работы 70 водителей. Не ждет ли этот процесс и другие города? Думают ли в правительстве, куда податься новым безработным? - Законы, которые мы принимаем, направлены именно на то, чтобы такой ситуации больше не повторилось ни в одном муниципальном образовании. По сути, это беспредел, который творят работодатели. По новому закону, с каждым работником должен быть заключен официальный контракт. А если речь пойдет об увольнении, то существует определенная процедура, и она должна быть соблюдена работодателем. Нормы Трудового кодекса сегодня не действуют потому, что нет четкой системы, которую мы и хотим построить. - Вы имеете возможность вмешаться в шуйскую ситуацию? - У нашего комитета такой возможности нет. Но каждый работник может обратиться в трудовую инспекцию или обратиться в суд с иском о незаконном увольнении. - Значит, опасений насчет большого числа безработных водителей нет? - Думаю, такие опасения безосновательны, потому что все равно предприниматели не бросят свой бизнес и будут осуществлять перевозки. Значит, они обязательно придут к мысли о его легализации и упорядочении отношений со своими работниками. - Но как в этом русле рассматривать идеи подсчитать, сколько служб и машин такси нам достаточно? По мнению перевозчиков, это может привести к ограничению их числа. - Это ошибочное мнение, будто чиновникам необходимо регулировать количественный состав служб такси. Если мы начнем это делать, то пойдем вразрез с федеральным законодательством. Если кто-то захочет прийти на рынок такси, достаточно просто уведомить об этом власти. Никто никого не имеет права ограничивать в этом виде бизнеса. Перевозчик сам решит, насколько ему целесообразно оказывать такие услуги. Такси уже не роскошь - А как вписывается в рыночную экономику намерение чиновников ввести регулирование тарифов такси? - А кто вам сказал, что регулирование цен не рыночный механизм? У нас есть товарные и зерновые интервенции, которые очень эффективно регулируют рынок хлебобулочных изделий. Мы взяли этот механизм с Запада. Тем более он необходим в нашем государстве, который до сих пор находится в переходном периоде от социализма в рыночную экономику. Вспомните осень прошлого года, когда стали расти цены на бензин. Все стали повторять: «Куда смотрит государство?». И только после вмешательства государственного органа цены снизились. Значит, мы признаем, что государство должно регулировать рынки. Такой же механизм регулирования тарифов существует в регулярных пассажирских перевозках. И на рынке такси есть такое право, подкрепленное федеральным законодательством. Пока мы им не воспользовались, но желание есть. Но сначала мы должны сделать этот рынок таким, каким он должен быть. Только после этого можно думать о регулировании тарифов. Когда это будет, сказать сложно. - Одно дело, когда устанавливаются предельные тарифы на массовые перевозки, а такси все-таки многие считают роскошью. - Недавно был роскошью автомобиль, а теперь это обычное средство передвижения. Так и тут: чем больше у нас такси, тем больше граждан пользуются его услугами. Так что из роскоши оно уже переходит в потребность. - Новый закон, очевидно, требует некоторых разъяснений. Планируете ли вы провести информационные встречи с перевозчиками? - Мы объясняем свою позицию через средства массовой информации. А если у перевозчиков в муниципалитетах возникнет необходимость во встречах, сотрудники комитета по транспорту к этому готовы.
08 Апреля 2011, 09:56 +243

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...