Времена не выбирают, в них живут и умирают

Рынок ритуальных памятников не ждет резкого спада

Продается все, что угодно – от мыльных пузырей до квартир, но есть товары весьма специфические, в их числе ритуальные памятники. В Иванове производством памятников занимается немало фирм. Как профессионалы оценивают сегодняшнюю ситуацию на рынке? Чего ждут в будущем? Об этом мы побеседовали с руководителями некоторых предприятий.

Наши эксперты:
Руководитель предприятия «Гранит-стиль» Наталья Сафина
Директор фирмы «Память в камне» Яна Коврова
Директор фирмы «Руст» Александр Митрофанов
Руководитель предприятия «Гранит и мрамор» Аркадий Кудряшов
Директор компании «Гранд стоун» Нина Дягилева

В уездном городе N
Ситуация на рынке ритуальных памятников в Иванове схожа с описанной Ильфом и Петровым обстановкой в уездном городе N: там было так много бюро похоронных бюро, что казалось, жители города рождаются лишь за тем, чтобы сразу же умереть.
По неофициальным данным, в Иванове изготовлением памятников занимается около 100 фирм. А. Митрофанов привел данные по соседним городам: «В Ярославле около 20 фирм, в Костроме вообще всего 3-4. Благодаря высокой степени капитализации и хорошим производственным мощностям фирмы соседних регионов не только обслуживают своих клиентов, но даже приходят на наш рынок».
В Иванове при множестве игроков рынок капитализируется трудно, и спад, по мнению Митрофанова, наблюдается уже не первый год: «Если лет 12 назад мы делали в среднем 400-430 памятников в год, то с каждым годом это число снижается. А такого, как в этом году, вообще никогда не было - сейчас практически нет заказов».
Это подтверждают и руководители других фирм. Н. Дягилева: «В этом году число заказов снизилось практически на 50 %». Н. Сафина: «Еще осень прошлого года была более-менее успешной, а с начала 2015-го стало значительно хуже. Если раньше люди старались установить памятник через год после похорон, то сейчас откладывают обустройство захоронения».
А. Митрофанов отметил: «Раньше приходишь на кладбище: через год на новом квартале уже все поставлено. А сейчас на новых кварталах в Богородском одни кресты стоят и всего 1-2 памятника».
Но эту точку зрения разделяют не все. Я. Коврова и А. Кудряшов считают, что спрос все-таки не снизился.

Дорого или дешево
Сравнивая нынешнюю ситуацию с кризисом 2008 года, наши собеседники находит явное сходство. И тогда, и теперь рынок стал очень полярный: заказывают или дорогие памятники, или эконом-класса. «В 2008 году нам заказали памятник стоимостью полтора миллиона рублей. Другой заказ был тысяч на 700. И эти два заказа дали практически годовую выручку», - вспоминает А. Митрофанов.
«По логике, сегодня должно увеличиваться число заказов на бюджетные модели, но этого не видно», - говорит А. Кудряшов. «На данный момент идут заказы на эксклюзивные модели», - вторит Я. Коврова.
А вот Н. Дягилева утверждает, что сегодня люди ориентируются в основном на среднюю ценовую категорию.

И реклама, и соцзащита
Как бы ни было, в этом году кризисные явления налицо. Поскольку выросли цены на сырье, расходные материалы, многие фирмы повысили тарифы на 10-15%. Впрочем, некоторые держат цены на уровне 2014 года. Как объясняет Н. Сафина: «Если мы их поднимем, вообще останемся без ничего. Тем более что наш бизнес не круглогодичный, а сезонный. Хочешь - не хочешь, а надо за 4-5 месяцев набрать и на зарплату, и на аренду, и на закупки».
И все же, несмотря на кризис, фирмы по-прежнему предлагают клиентам скидки, различные акции (например, при заказе памятника гравировка – в подарок). Почти все практикуют рассрочку платежей. Но сегодня она играет не только и не столько рекламную роль, сколько социальную. Предприниматели понимают, что у людей стало трудно с финансами, и даже те фирмы, где давали лишь «короткие» рассрочки на 2-3 месяца, готовы ждать полной оплаты заказа в течение года.
Однако предприниматели признают, что долго продержаться на старых закупках не удастся, и волей-неволей поднимать расценки придется всем – иначе не выжить.

Плата за въезд
Сегодня все выживают кто как может. Рынок ритуальных памятников не исключение.
«Конечно, нам хотелось бы субсидий на расширение производства, - мечтает Я. Коврова. - Но рассчитывать на это не приходится. Мы и в лучшие времена ничего не получали. Даже если бы захотели получить какие-то деньги, пришлось бы потратить много времени и сил. Эта «копеечка» может выйти боком: за то время, пока мы ее «выбиваем», больше заработаем сами».
Помогли бы доступные кредиты, но бизнес этот плохо кредитуемый. Дело в том, что при покупке камня крупными партиями даются оптовые скидки, однако из-за сезонности происходят разрывы платежей по кредиту. Поэтому денег на крупные закупки нет, приходится, по выражению А. Митрофанова. «кусочничать».
Кроме того, трудно спрогнозировать формат камня. «Был год, когда шли заказы в основном на памятники размером 1 метр 20 см на 60 см, и я пригнал целую машину камня такого формата, - рассказывает А. Митрофанов. - А на следующий год пошли совсем другие заказы - и вложения заморозились».
Есть проблемы и другого рода. Как рассказали наши эксперты, одна из основных - постоянные сборы за въезд на кладбище. «Если заказчик сам устанавливает памятник, он ничего не платит, а с нас из года в год как с организаций требуют пропуск, который мы каждый раз покупаем почти за 500 рублей. Конечно, это накладывается на стоимость заказа», - говорит Н. Сафина.

Советы потребителям
Хотя наши эксперты с верой и надеждой смотрят в будущее, некоторый рост цен, по их мнению, неизбежен.
Значит ли это, что с установкой памятника надо поспешить? С одной стороны, предприниматели убеждены: ждать лучших времен не стоит, дешевле ничего не станет. Но с другой, все зависит от финансового состояния каждой конкретной семьи. «Есть смысл сейчас заказывать памятник только в том случае, если это не последние деньги, которые человек со слезами откуда-то вынет, а специально сэкономленные именно на эти цели», - считает Н. Дягилева. Этой точки зрения придерживается большинство наших экспертов.
Главное же, по их мнению, выбрать «правильную» компанию. Как? Совет от Н. Дягилевой: «Не доверяйте мелким фирмам, которые в сезон где-то в гараже выставляют памятники и дают очень маленькую рекламу. Такие фирмы появляются каждый год, существуют месяцев пять и закрываются. Вычислить их нетрудно. Вместо квитанции заказчики получают клочок бумаги, им не представляют ни макетов, ни эскизов, нигде не указывают размеры памятника и вид обработки камня. Только добросовестные фирмы дают клиенту гарантию, предоставляют все необходимые документы, от эскиза памятника до договора».

***
«Времена не выбирают, в них живут и умирают», - сказал поэт. Поэтому наши собеседники, хотя и прогнозируют, что развитие их бизнеса затормозится, особого беспокойства не проявляют. Серьезного провала, по их мнению, не предвидится, а некоторое снижение активности отчасти будет компенсировано отложенным спросом и индивидуальными эксклюзивными заказами. Люди могут отказаться от деликатесов, машины или новой мебели, но не от памяти.

 

15 Апреля 2015, 15:33 +776

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...