Закон не в радость

Действующее законодательство о размещении госзаказа критикуют и чиновники, и предприниматели

Владислав Волотко  vvv@chastnik.ru

            О проблемах, возникающих при размещении госзаказа, говорили 23 ноября в правительстве Ивановской области. Выяснилось, что используемая процедура не решает главной задачи – ощутимого снижения расходов бюджета. Власти винят в этом предпринимателей, однако последние тоже недовольны законом 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

             Умение договариваться

            Фактически начальник департамента конкурсов и аукционов Ивановской области Владимир Соков публично констатировал абсолютную неэффективность всей системы размещения госзаказа. В 2010 году было размещено 208 заказов на сумму более 3 млрд рублей. При этом экономия бюджетных средств (то есть снижение цены по сравнению со стартовой) составило более 79 млн рублей. Произведя нехитрый подсчет можно сделать вывод, что цена в результате торгов снижается в среднем примерно на 2,5%. Владимир Соков, впрочем, и сам признал, что реальной экономии не получается. Хуже всего, по его словам, обстоит с аукционами на подрядные работы. Если в 2008-2009 годах снижение цены в ходе этих аукционов составляло в среднем 7%, то в 2010 году оно не превышает 0,5-1%, а в ряде случаев контракт заключается по начальной цене. При этом количество участников подобных аукционов на проведение подрядных работ непрерывно возрастает, и в настоящее время достигает 30-60 на каждый лот.

            По мнению Владимира Сокова, происходящее объясняется сговором участников торгов, которые заранее решают, кто из них получит заказ. Бывает даже так, что для участия в аукционе регистрируется множество фирм, но в итоге являются представители одной. В итоге они и выполняют заказ. Около 20% фирм, регулярно подающих заявки, вообще никогда не являются на торги. Многие участвуют в них лишь изредка. Например, ООО «Некрасовский завод кровельных материалов» из Ярославской области, по данным Сокова, подавал заявку 49 раз, участвовал в торгах 5 раз и ни разу не сделал предложения по уменьшению цены.  И таких фирм множество. Причем некоторые из них, даже не участвуя в торгах, ухитряются писать жалобы в УФАС, пытаясь оспорить конкурсную документацию.

 

            Дешевле не бывает

            Есть, впрочем, и обратные ситуации: когда фирма не просто участвует, а сбивает стоимость контракта до такого уровня, что никто из участников им больше не интересуется. Однако сама фирма-победитель зачастую тоже отказывается от исполнения контракта. В этом случае приходится назначать новые торги. Подобным образом, по словам начальника областного департамента госконтроля Андрея Нефедова, на год затянулись работы по расчистке русла и реконструкции набережной реки Уводь в Иванове. Некая фирма ухитрилась втрое снизить начальную цену контракта, после чего отказалась его выполнять. Пока дошло до нового конкурса, наступила зима – неподходящий для проведения работ сезон.

            В некоторых случаях подобные инциденты объясняются тем, что участник торгов увлекся и не рассчитал реальную себестоимость предстоящих работ. Иногда, по словам генерального директора группы компаний «Энергосила» Максима Волкова, цены сбивают «какие-то заезжие бригады», которые выполняют работу некачественно, но зато дешево. Однако проблема качества становится очевидной лишь на стадии сдачи работы,  когда бюджетные деньги уже потрачены. И не всегда есть достаточные юридические основания требовать от исполнителя заказа их возврата.  

Но чаще всего, по убеждению чиновников, речь идет об умышленном срыве аукциона. А точнее – о последствиях неудачного шантажа. Есть фирмы, которые обращаются к тем, кто собирается принять участие в торгах, и предлагают заплатить «отступные». В случае отказа недобросовестная фирма регистрируется и сбивает цену контракта до такого уровня, что никому уже не выгодно за него браться. Подобные фирмы попадают в официальный реестр недобросовестных поставщиков, однако это, по признанию чиновников и добросовестных предпринимателей, жуликов не пугает: они сразу же регистрируют новое юридическое лицо и выходят на очередные торги. Предприниматель Евгений Болотов, занимающийся поставками медицинского оборудования, говорит, что к нему периодически обращаются подобные мошенники и пытаются вымогать деньги. Возможности пресечь их деятельность или хотя бы наказать за шантаж Болотов не видит. Андрей Нефедов заявил, что подобные фирмы и стоящие за ними люди, как правило, всем известны, и призвал обмениваться информацией о них. Однако он так и не пояснил, как это поможет заказчикам и участникам торгов – ведь отказать потенциальному участнику, если он представил все необходимые документы, невозможно.

            Владимир Соков резюмировал, что заказчик полностью беззащитен перед недобросовестными поставщиками, потому что никаких способов противодействовать им у него нет. «Заказчик наделен массой обязанностей, но прав у него, в отличие от участников торгов, нет», - говорит Соков.

 

 

            Закон – как дышло

            Предприниматели, впрочем, не очень-то с этим согласны. По мнению добросовестных бизнесменов, они страдают как от произвола всевозможных жуликов, так и от злоупотреблений со стороны чиновников.  «Чиновники имеют возможность манипулировать ходом торгов и их результатами, - уверен Евгений Болотов. – Например, могут включить в техзадание какие-то особые условия, соответствовать которым может лишь одна конкретная фирма. Доказать что-либо здесь абсолютно невозможно. Есть и много других способов». Не видит Болотов и шансов обжаловать действия чиновников. Он напоминает, что на обжалование отводится 10 дней, однако к моменту рассмотрения жалобы контракт уже, как правило, заключен. Добиться его расторжения можно лишь через суд, но проку в этом все равно нет, так как заказчик успевает освоить полученные деньги и выполнить заказ. Да, чиновников штрафуют на 50 тыс. рублей за заключение контракта до истечения 10-дневного срока. Однако, по оценке  генерального директора ООО "Ивановское региональное агентство конкурсов и аукционов" Кирилла Шамина, размер «откатов» достигает 20% от суммы сделки. Эти деньги с лихвой покрывают сумму штрафа, а каких-либо иных форм ответственности для чиновников в данном случае не предусмотрено. 

С нового года все аукционы должны проходить исключительно в электронной форме – предполагается, что это решит проблему коррупции при размещении госзаказа. Однако эксперты в этом сомневаются. «Закон принимали в спешке, и в нем много дыр, - говорит Кирилл Шамин. – Приведу самый простой пример. Смысл закона был в том, что все торги ведутся анонимно. По идее, эту анонимность должны обеспечивать операторы, но законодатель забыл на них эту обязанность возложить и тем более забыл прописать ответственность за нарушение. В результате анонимности нет, потому что все участники пишут в заявках, кто они такие. Заказчик всю информацию видит сразу, и может оказать то или иное содействие афиллированному  участнику».  Кроме того, бизнесмены опасаются, что электронные площадки не выдержат наплыва участников многочисленных аукционов. «Будет полный бардак, - уверен Евгений Болотов. – Думаю, что вся система отладится года через три». Схожие опасения, хотя и в более дипломатичной форме, выразил и Владимир Соков.

            Как выяснилось из его выступления, в Ивановской области по-прежнему не исполняется положение закона, в соответствии с которым от 10 до 20% средств, потраченных в рамках размещения государственного и муниципального заказа, должны доставаться предприятиям малого бизнеса. В нашем регионе им в 2010 году досталось лишь 130 млн рублей, то есть чуть более 4%. Кирилл Шамин, однако, полагает, что в этом нет злого умысла чиновников:  «Если бы все бюджеты формировались на 1 января и деньги поступали сразу, то было бы понятно, что муниципалитет купит в этом году. Было бы легко посчитать, сколько и чего нужно купить у малого бизнеса. Но, как известно, у нас в год идет 3-4 корректировки бюджета. Кроме того, могут свалиться нежданно-негаданно суммы, равные половине бюджета. В результате рассчитать что-либо заранее практически невозможно».   

            Перечисленное – лишь малая доля претензий к 94-ФЗ, накопившихся у чиновников и предпринимателей за время его действия.  Очевидно, что закон содержит в себе множество дыр, которые, с одной стороны, создают почву для злоупотреблений со стороны чиновников, а с другой позволяют мошенникам терроризировать как добросовестных предпринимателей, так и государственных и муниципальных заказчиков.  Все понимают, что закон нуждается в изменениях, и недавно, например, руководство министерства экономического развития уже заявило о намерении подготовить поправки в документ. Вместе с тем, править подобный закон нужно очень осторожно, поскольку ужесточение многих норм способно ударить не только по жуликам и коррупционерам, но и ограничить доступ к госзаказу нормальным компаниям. 

27 Ноября 2010, 15:11 +327

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...