Земли сельхозназначения вовлекут в инвестиционный процесс

Самый непростой и часто переходящий в политическую плоскость вопрос – а именно земельный – обсуждался на заседании правительства Ивановской области 19 декабря. Начальник областного департамента землепользования и природных ресурсов Николай Петров заявил, что имеющийся в регионе запас земель сельскохозяйственного назначения используется крайне неэффективно. При этом он уточнил, что к таким землям относятся не только земли бывших колхозов и нынешних хозяйств, но и приусадебные и дачные участки, учхозы, земли, на которых расположены здания, имеющие отношение к сельскому хозяйству, по которым проходят различные коммуникации, в том числе – дороги. И если большинство проблем, связанных с частными землевладениями (приусадебными и частными участками), способен решить упрощенный порядок оформления прав собственности, который начнет действовать с 1 января 2007 года, то «рационального и эффективного использование земель сельхозназначения» добиться намного сложнее. Напомним, что сельскохозяйственные земли были разделены на паи и переданы в в бессрочное пользование гражданам, живущим и работающим на селе. По словам Петрова, рационально использовать землю в сельском хозяйстве – значит, повышать ее плодородие, а эффективно – увеличивать ее доходность. В наших климатических условиях и зоне рискованного земледелия большинство земель имеют недостаточные «рациональность» и «эффективность», чтобы привлечь инвестора именно в сельское хозяйство. Поэтому начальник департамента землеустройства предложил установить свои критерии эффективности использования сельхозземель: неплодородные земли, имеющие низкую стоимость, могут оказаться оптимальными для размещения различных объектов строительства (впрочем, и плодородные, за счет своего выгодного расположения, а не урожайности, могут иметь «высокую инвестиционную привлекательность»). В связи с этим руководитель ивановского управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости Василий Сафронов предложил сделать расчет потребности в тех или иных землях и определить, какие земли, сегодня являются сельскохозяйственными, можно и нужно перевести в лесные, отдать под дорожное строительство и т.п., какие использовать по назначению и какие не подлежат изъятию. И на основании всего этого создать областную программу использования земель. Кстати, право принудительного изъятия земель Сафронов предложил вернуть областному правительству, у которого «больше возможностей по привлечению инвестиций». Сейчас принудительно изъять землю, не используемую по назначению, теоретически может муниципальная власть. Практически этого сделать не удается. Администрация Шуйского муниципального района попробовала создать прецедент и в июле 2006 года подала соответствующий иск в fрбитражный суд Ивановской области относительно земель ЗАО «Михалевское», СПК «Восток» и двух частных предпринимателей. Однако суд, не имея практики подобных дел, оставил заявление без движения, потребовав сначала попытаться урегулировать спор в досудебном порядке (несмотря на все заверения чиновников, что «урегулировывать» спор попросту не с кем). Собственно, распоряжение землей затруднено отсутствием полной информации о ней (границы, использование и т.п., которую может дать инвентаризация) и ее собственниках. По данным департамента сельского хозяйства, оформление земельных долей в участок и регистрация прав собственности на него доведены до конца лишь в одном фермерском хозяйстве Ивановской области и находится в стадии завершения в одном из хозяйств Шуйского района. Между тем, именно регистрация права дает возможность хозяйству использовать землю в качестве залога при банковском кредитовании. С одной стороны, процесс тормозят сами потенциальные собственники (которые должны оформить свое право), с другой – трудоемкая и финансово затратная процедура. Начальник областного департамента сельского хозяйства и продовольствия Иван Митин сообщил, что оформление 1 тыс. га земли обойдется минимум в 300 тысяч рублей (без проведения межевания). И от неопределенности в земельном вопросе собственности несет потери прежде всего государство: оно не только не имеет представления, как используется земля, но и недополучает земельный налог, который не начисляется на юридических и физических лиц, имеющих землю в бессрочном пользовании или в аренде, не зафиксированной органом госрегистрации, не может предъявить претензии нынешним собственникам, так как до регистрации своего права собственности юридически собственниками они не являются. «Это порождает бесконтрольную скупку земельных паев, хотя надо признать, что еще никому не удалось оформить скупленные паи в участок», - заявил Иван Митин. Упорядочение и узаконивание земельных отношений – это прямое увеличение доходов, которые идут непосредственно в бюджеты муниципальных образований, прозвучало на заседании.В общем и целом правительство ставит задачу интегрирования земель сельскохозяйственного назначения в активный инвестиционный процесс. Для этого планируется реанимировать межведомственную комиссию по оформлению прав на земельные участки (и рекомендовать муниципалитетам создать аналогичные структуры на местном уровне), а также использовать опыт Белгородской области по созданию специализированного государственного учреждения – оператора на рынке услуг оборота земель сельхозназначения. Губернатор Михаил Мень поддержал идею создания подобного государственного унитарного предприятия в ивановском регионе (или наделение подобными функциями уже имеющегося). И попросил учесть белгородские наработки не только в отношении сельхозземель, но и в реализации нацпроекта «Доступное жилье», когда 15 соток под строительство продается всего за 10 тысяч рублей, а срок оформления документов сокращен до 2-3 недель. До 1 апреля правительство Ивановской области должно разработать и принять план проведения мероприятий по инвентаризации земель. Саму инвентаризацию чиновники были намерены провести за 3 года, но губернатор настоял на том, чтобы срок был сокращен до 2 лет, и инвентаризация прошла в два этапа (сначала нужно охватить наиболее инвестиционно привлекательные земли). Только цифры На каждого жителя Ивановской области в среднем приходится 1 га земли сельскохозяйственного назначения, причем половину этого гектара составляют пашни. За последние 15 лет в 2,4 раза уменьшились посевные площади, резко снизились объемы используемых минеральных органических удобрений, растет количество необрабатываемой пашни, качество обрабатываемой снижается. По данным на 1 января 2006 года, в Ивановской области 1,075 млн га земель сельскохозяйственного назначения. Это 50% общего земельного фонда области. В регионе 66 тысяч собственников земельных долей. Им принадлежит 529 тысяч га земель сельскохозяйственного назначения. 80% дольщиков сельхозземель не выявлены (либо уехали из сел и деревень, либо умерли). 258 тысяч га (48% земель, находящихся в частной собственности) не востребованы. Елена Новгородова
19 Декабря 2006, 12:54 +76

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...