8 апреля 2020 г.
08:50:46 Среда
Добавить новость
Главные новости

Промышленность в Ивановской области в ожидании политики

Законопроект о промышленной политике в Ивановской области снова отправлен на доработку

В региональном парламенте продолжается обсуждение законопроекта «О некоторых вопросах в сфере промышленной политики в Ивановской области». Заседание рабочей группы по его доработке 17 мая провел председатель комитета по экономическому развитию Роман Ефремов.

В обсуждении, кроме депутатов Ивановской областной думы и представителей исполнительной власти, приняли участие руководители общественных объединений промышленников и предпринимателей, директора предприятий.

Напомним, что в декабре 2014 года был подписан и в середине прошлого года вступил в силу Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации». Его цель - создание максимально благоприятного климата для инвесторов, нацеленных на развитие отечественно экономики.

Рабочая группа. Ивановская областная дума.В частности, закон предусматривает заключение специальных инвестиционных контрактов, гарантирующих инвесторам на длительную перспективу неизменные условия ведения бизнеса (налоговые льготы, поддержка научно-технической и инновационной деятельности, преференции при осуществлении внешнеэкономической деятельности и др.). Кроме того, предполагается создание фондов развития промышленности – для повышения доступности долгосрочных кредитных ресурсов для инвесторов.

И уже в прошлом году аналогичные законы были приняты во многих российских регионах. Причем список мер поддержки, предлагаемые федеральным законом, во многих субъектах Российской Федерации был расширен и, с учетом региональных особенностей, конкретизирован.

Соответствующий законопроект в октябре прошлого года был рассмотрен и ивановскими парламентариями.  Однако доработка документа, принятого более полугода назад лишь в первом чтении, продолжилась только сейчас. Его необходимость продиктована, в первую очередь, ухудшением экономической ситуации в  регионе. По словам Р. Ефремова, падение инвестиций в основной капитал в Ивановской области по итогам прошлого года составило 36%.

- Нельзя сказать, что в Ивановской области нет программ поддержки отдельных отраслей экономики – например, текстильных или машиностроительных предприятий. Но они продолжают банкротиться – значит, с нашей «поддержкой» что-то не так, - проиллюстрировал он отсутствие в регионе полноценных программ промышленного развития.

Однако документ, внесенный органами региональной исполнительной власти на рассмотрение Ивановской областной думы во втором чтении, по оценке Минюста по Ивановской области и областной прокуратуры, вновь требует серьезной доработки. В первую очередь, потому что не содержит конкретных мер поддержки инвестиционной деятельности.  К такому же мнению пришли и участники заседания, дипломатично назвав законопроект «рамочным».

То есть законопроект содержит перечень некоторых направлений поддержки, предписанных федеральным законом, не конкретизируя ни одно из них уже существующими, тем более, предполагаемыми действиями, нацеленными на привлечение новых инвесторов или укрепление уже существующих.

По мнению генерального директора Союза промышленников и предпринимателей Ивановской области Алексея Жбанова, закон должен быть компактным, но совершенно понятным для потенциальных инвесторов. Кроме того, он напомнил, что федеральный закон, а вслед за ним и многие региональные законы, в отличие от внесенного в областную думу законопроекта, предусматривают создание фондов развития промышленности в субъектах РФ. Аналогичный инструмент поддержки инвестиционной деятельности необходим и в Ивановской области.

Собравшиеся напомнили и о необходимости законодательного оформления поддержки предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность.

Какие факторы, по мнению Романа Ефремова, являются для инвесторов ключевыми при принятии решения о реализации масштабных проектов:

- Во-первых, выделение земли. Во-вторых, размер тарифов на техническое подключение к инженерным коммуникациям. В-третьих, налоговые льготы. На последнем заседании областной думы мы приняли важный, с этой точки зрения, закон – о выделении земельных участков без торгов под масштабные инвестпроекты. Однако все остальные факторы также требуют четкого оформления принципов взаимоотношений с властью. Чтобы инвестор уже на старте понимал, каким образом будет строиться его бизнес-партнерские отношения с властью.

Документ вновь отправлен на доработку в Департамент экономического развития Ивановской области. Промышленная политика всё ещё в ожидании.

Кстати.

На днях Роман Ефремов получил письмо от председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Государственно думы РФ Анатолия Аксакова,  в котором выражается благодарность за активное участие в проведение парламентских слушаний на тему «Формирование законодательных и нормативно-правовых условий стабилизации экономического развития и обеспечение устойчивого экономического роста».

На состоявшихся в феврале слушаниях Р. Ефремов выступил с предложением о создании федерального гарантийного фонда для масштабных  инвестпроектов в регионах. Вот его суть:

- В России уже существует практика использования средств Фонда национального благосостояния для реализации крупных, государственно значимых строительных проектов. Мое предложение касается распространения этой практики на реализацию проектов, значимых на региональном уровне.

На чем основывается это предложение?

В России сегодня 78 субъектов федерации имеют дефицитный бюджет. В условиях кризиса их положение лишь усугубляется. То есть не приходится ждать, что они самостоятельно смогут оказать существенную поддержку инвесторам, готовым на паритетных с государством условиях вкладывать средства в развитие экономики. Например, Ивановская область уже не в состоянии выступать гарантом по крупным кредитам для промышленных предприятий – какими бы заманчивыми ни были предлагаемые ими проекты.

С другой стороны, обстоятельства требуют незамедлительного стимулирования и поддержки инвесторов. 

Мое предложение – распространение практики гарантий Фонда национального благосостояния на масштабные региональные проекты, с проведением соответствующей  региональной и федеральной экспертизы. Это повысит доступность кредитов для самих инвесторов, а в региональные и федеральный бюджет вернется в виде налогов.

Озвучивая это предложение на парламентских слушаниях, я понимал, что решение о его реализации будут принимать не в Государственной думе. Но если депутаты Федерального собрания сочтут его рациональным, они смогут донести это решение до исполнительной власти.

 

18 Мая 2016, 12:32
+1894