7 августа 2020 г.
03:12:48 Пятница
Добавить новость
Главные новости

«Побежали впереди паровоза...»

Почему "мусорная революция" в Ивановской области пошла не так

Стартовавшая летом мусорная реформа не успела как следует начаться, как сразу же стала давать сбои. Жители протестуют против высоких тарифов, мусор из частного сектора вывозят плохо, а на контейнерных площадках копятся отходы, которые перестали вывозить. В Ивановском отделении Общероссийского народного фронта с самого начала были недовольны тем, как проводятся преобразования на рынке обращения ТКО. Мы поговорили с сопредседателем регионального штаба ОНФ Дмитрием Сафоновым о том, что, по его мнению, не так делают власти и регоператор и как изменить ситуацию.

 - Дмитрий, вы считаете, что наш регион включился в преобразования «мусорной» отрасли преждевременно?

Когда в 2016 году задумывалась так называемая мусорная реформа, изначально предполагалось, что она стартует в самых крепких, самых здоровых, самых подготовленных пилотных регионах. Ивановская область почему-то решила, что она готова: видимо, мы самые богатые, поэтому одними из первых ввели новую систему обращения с ТКО.

 - Насколько я помню, пилотным регионам обещали некие преференции, видимо, исходя из таких мотивов мы и включились.

Эти преференции обещало Министерство строительства и ЖКХ, а фактическим распорядителем средств по этой реформе является Минприроды России. Как можно обещать за другого, мне непонятно. А министр природы ничего не обещал, хотя деньги на уборку застарелых свалок должны быть у него, как и другие возможные бонусы. Это не статья расходов Минстроя.

- Еще в процессе обсуждения реформы мы четко и неоднократно выражали свое мнение: в том виде, в котором она готовится, реформа на территории области нормально работать не сможет. В конце минувшего года ОНФ давал рекомендации довести всю документальную базу и схему обращения ТКО до соответствия существующим законодательным нормам. К сожалению, с 1 июля 2017 года реформу запустили – недоработанную, с непонятным тарифом. Департамент энергетики и тарифов нас заверял: экономически обоснованный тариф – 104 рубля. Это, естественно, слишком дорого, а главное – непонятно, откуда взято. Но волевым решением  губернатора его изменили на 88 рублей. Опять же, почему не 77?

 - Почему, на ваш взгляд, тариф неправильный? Как его надо рассчитывать?

Мы консультировались с опытными экономистами, специалистами из нескольких вузов нашего региона. Они говорят, что даже если взять отчет департамента природопользования за 2016 год и посмотреть статистическую справку о количестве собранного мусора, видно несоответствие с цифрами департамента энергетики и тарифов. Разница составляет 25-30%. Как так – две государственных структуры в своих действиях руководствуются двумя разными цифрами?

 Претензии к тарифу есть не только у Народного фронта, с ним не согласны профсоюзы и областная прокуратура. Она тоже обратила внимание на несоответствия в документации, которая готовилась к защите тарифа, в части предполагаемых объемов собираемого мусора.

 Прокуратура доказала, что нормы, принятые для расчета тарифа, не обоснованны, не посчитаны должным образом. С ее мнением недавно согласился Верховный суд РФ, отменив ряд положений территориальной схемы обращения с ТКО. Сам тариф прокуратура Ивановской области тоже сейчас оспаривает, пока что дело находится в областном суде.

    - Так нужна ли реформа в принципе?

   - Реформа должна привести к улучшению, а мы пока видим только ухудшение. Побежали впереди паровоза, начали революционным путем ломать то, что складывалось долгими годами. Да, пусть в прежней схеме были свои недостатки, но у нас по крайней мере помойки были чистые и мусор около них не валялся.

 Была проблема несанкционированных свалок. Но она осталась, мы не видим, что действия регоператора каким-то образом меняют ситуацию. Мусороперерабатывающий завод не покрывает существующих в регионе потребностей в утилизации мусора. Да и вообще странно называть конвейерную ленту под крышей из профлиста заводом.

 Да, реформа нужна, и идея хорошая. Отлично, что в области будет единая структура, с которой можно спросить за все свалки. Но то, как все у нас реализовано, не выдерживает никакой критики. Мы видим местечковый подход, желание больше урвать, чем сделать.

    - Жители жалуются на слишком высокие тарифы и многие не платят, ожидая их отмены. Это правильная тактика?

    - Мы все живем в законном поле. Если услуга оказывается и мусор вывозится, платить надо. Потом можно получить перерасчет, если необоснованно высокий тариф отменят. А это, видимо, теперь будет сделано, так как решение Верховного суда состоялось. А вот если услуга фактически не предоставляется, ТКО не вывозятся, как это сегодня часто происходит в частном секторе, вы не обязаны платить. Безусловно, непредоставление услуги должно быть задокументировано.  

    - Как решить проблему вывоза мусора от контейнерных площадок? Регоператор говорит, что это не в его ведении.

    - Раньше у нас крупногабаритный мусор от контейнерных площадок прекрасно вывозили. И занимающимся этим организациям хватало и на зарплату персоналу, и на налоги, и на другие нужды. А сейчас регоператор заявляет, что у него на это нет денег. Смешно говорить об этом, увеличив тариф в два с половиной раза!

 Регоператор сделал очень удобную для себя систему сбора мусора. Но кроме регоператора она не удобна никому – ни жителям частного сектора, ни управляющим компаниям, ни муниципалам, ни населению в целом. И очень непрозрачна вдобавок. К сожалению, монополист крайне неохотно идет на диалог и тем более на изменения, прикрываясь принятой законодательной базой. Получается, что они сами для себя установили правила игры и по ним играют. Так быть не должно, эту ситуацию в любом случае надо менять. Если собираются годами работать на нашей земле, пусть идут на компромисс.

    - То есть вы полагаете, конкурс на право заниматься мусором выиграла не самая достойная структура?

    - У нас большие претензии к конкурсным мероприятиям. И, кстати, прокуратура сейчас по этому поводу судится, решение уже на подходе. Организация, которая вошла на рынок по итогам конкурса, обязана проверить всех соучредителей и бенефициаров на наличие судимостей и присутствие в черных списках различных контролирующих структур.

 Но в марте 2017 года компания, выигравшая конкурс, была переоформлена совершенно на других людей, там появились и новые учредители, и новый руководитель, которых по этим критериям уже никто не проверял. И мы не можем сказать, соответствуют ли новые владельцы и руководство тем требованиям, которые к ним предъявляет законодательство.

 Кроме того, очень много вопросов по схеме обращения c ТКО. У нас в области фактически нет ни одного лицензированного места для хранения мусора. Ведь на свалках ТКО должны не только собирать, но еще и хранить, и утилизировать. А никто не занимается проектированием полигона, где можно было бы правильно это делать.

    - Каким вам представляется выход из этой ситуации, что будет дальше?

   - В прокуратуру сейчас приходят тысячи жалоб от населения. Это при том, что многие просто голосуют рублем – не платят, сам регоператор жалуется, что собираемость аховая. Я думаю, что недовольство будет только нарастать. И чем дольше исполнительная власть будет прятаться от решения этого вопроса, пытаясь сделать вид, что все в порядке, тем больше будет усложняться ситуация.

 Что делать? Даже если будет принято решение о приостановке реформы на территории области, как жить дальше, непонятно. Многие организации, которые раньше занимались перевозкой мусора, уже и машины-то продали. Так что выход только один – посчитать честный тариф на основании реальных затрат, которые должен нести регоператор, определить переходный период и вводить реформу постепенно, в отдельных муниципалитетах. Сначала в Иванове, потом в Кинешме и Шуе – как в самых подготовленных. Так мы сразу увидим все подводные камни и сможем оперативно исправить недоработки.

Елена Аверьянова - текст

 

 

19 Октября 2017, 12:07
+3136