15 декабря 2018 г.
21:46:02 Суббота
Добавить новость
Главные новости

Рейтинг – вещь упрямая

Как сделать своевременный выбор и попасть в 10-й класс 

Лето – беззаботная пора каникул лишь в том случае, если ваше чадо перешло максимум в 9 класс. В ином случае у вас впереди экзамены и переходно-переломный момент поступления в 10-й класс. Вопросы о волнующем процессе формирования 10-х классов, который сейчас завершается в ивановских школах, мы задали начальнику управления образования г. Иваново Елене Юферовой.

- Елена Александровна, понятно, когда слышишь от родителей выпускников 11-х классов счастливое «Мы поступили!». Имеется в виду вуз. Но когда так говорят семьи детей, закончивших 9-й класс…

- Да, сейчас сложный порядок поступления в 10 класс, он напоминает вузовскую процедуру. Уже четвертый год мы формируем 10 классы в соответствии с Постановлением правительства Ивановской области «О случаях и порядке индивидуального отбора граждан при приеме либо переводе в государственные или муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных предметов (профильного обучения)». Этот документ определяет, что лежит в основе отбора детей в профильные 10-е классы. Наряду с универсальными (общеобразовательными) классами, где все предметы даются на базовом уровне, что, впрочем, вполне позволяет успешно сдать ЕГЭ,  все большей популярностью сегодня пользуются профильные классы с углублённым изучением отдельных предметов. Если лет 10 назад у нас таких классов было 30-40%, то сейчас их более 60%. Это говорит о том, что нацеленность детей на определенные предметные циклы более ярко выражена. Это облегчает и подготовку к государственным экзаменам, и дальнейший выбор высшего учебного заведения. Большой плюс существующего порядка зачисления в 10-й класс – равный доступ всех детей, независимо от места жительства, к обучению по программам углубленного уровня в зависимости от их склонностей и интересов.

- По сути, этот выбор надо сделать уже в 9 классе?

- Вся наша жизнь – выбор. И уже в 9 классе детям и родителям приходится делать важный выбор дальнейшей траектории обучения. Хотя это и трудно, детям все же приходится определяться, кем они  хотят стать в будущем, какие предметы выбрать для сдачи на ОГЭ. Ошибиться тут нельзя: при поступлении в 10 класс и рейтинговании обязательно будет учитываться не только средний балл аттестата за 9 класс, но и результаты экзаменов по профильным предметам. Учитываются также и другие достижения по профильным предметам. Например, успехи в школьном, муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады учащихся. Имеют вес и дипломы по результатам участия в других предметных конкурсах, в том числе и дистанционных. Родителям вместе с ребенком нужно внимательно посмотреть на указанный документ и целенаправленно работать  на результат рейтинга, если стоит такая задача. С другой стороны, в 9 классе  редко у кого из ребят четко сформированы образовательные приоритеты.  Нередко ребенок, поддаваясь авторитету и амбициям родителей, принимает несамостоятельное решение, выбирает неверный путь… Поэтому периоду самоопределения надо уделять самое  серьезное внимание. Если этот момент упустить, то потом будут одна за другой наслаиваться проблемы. Не на пороге 10 класса надо задумываться о том, куда идти, а раньше.

- Как выбрать профильный класс, иногда они имеют одинаковое название, но разную предметную составляющую?

- Сегодня учебный план позволяет формировать кроме обязательной части вариативную, и в ней много нюансов. Поэтому название может быть одно, а детализация в учебном плане разная. Надо посмотреть учебные программы на сайтах самих школ, сегодня надзорные органы строго следят за тем, чтобы там размещалась информация в полном объеме. А в названиях классов нет четкой градации, это школы определяют сами.

- Расскажите про детали «попадания» в 10-й класс.

- В универсальные десятые классы зачисление происходит в порядке очередности поданных заявлений, в профильные классы – по результату рейтинга. Рейтинг - вещь упрямая, его школа не может проигнорировать. Специальная комиссия после приема  документов считает баллы, и в соответствии с ними выстраивается рейтинг. Это достаточно болезненный этап, потому что практически во всех профильных классах спрос превышает предложение – иногда на 25-30 мест поступает по 80-90 заявлений. Но это не фатально, потому что сегодня детям разрешено подавать заявления в несколько профильных классов в разные школы, в том числе и в свою, при этом и в универсальный класс тоже.

Ребенку дается много шансов, вместе с заявлением он предоставляет копию аттестата. А затем ждет результат рейтинга,  отслеживает, как продвигается его рейтинг в разных школах, причем, в универсальный класс он даже может быть в это время уже зачислен. С одной стороны, это плюс - шанс для ученика попасть не в одну, так в другую школу в профильный класс. С другой стороны, это вызывает напряженность среди родителей и детей, потому что 2-3 недели происходит такое брожение. Зачисление идет в несколько этапов. По итогам рейтинга поступившие дети приносят подлинники аттестата, и уже издается приказ о зачислении. После этого место конкретного ребенка может подвинуться в рейтинге вверх, поскольку не все предоставляют подлинники документов, и после 25 июля, когда вывешен результат, можно еще раз поинтересоваться, продвинулся ли ребенок по рейтингу в желаемый класс. И даже это не окончание. У меня в этот период всегда очень много обращений на личный прием, хотя на сайте четко прописана вся процедура, не всегда дети и родители  вникают в детали. Например, случай, когда ребенок прошел в три школы по рейтингу, но в одну школу он прошел безусловно, а в две другие с пограничным результатом. А ему хочется как раз туда, где пограничный результат. Мы советуем поступать туда, куда уже попал точно, но понаблюдать после 25 июля за своим местом в рейтинге там, куда хотелось попасть. Если он там продвинулся, то можно отчислиться из одной школы и перейти в другую. Также можно отчислиться из универсального класса и перейти в профильный, если позволил рейтинг. Немало неудобств это приносит школе, которой приходится несколько раз переоформлять списки, документы и т.д.

Вся информация по  рейтингу, по зачислению оперативно размещается  на сайтах учреждений (она закодирована по  регистрационному номеру). Если вдруг по какой-то причине информации не обнаружили, можно обратиться в школу или к нам в школьный отдел управления образования (телефоны 32-96-91, 30-77-11) для консультации. Есть личный прием и интернет-приемная, мы всегда готовы проконсультировать и пойти навстречу семье и ребенку.

- Как быть тем, кто подал заявление только в один класс и, допустим, не прошел туда по рейтингу?

- Так бывает, и здесь мы предлагаем продолжить обучение одном из универсальных классов, правда, это бывает не всегда рядом с домом. Мы рассматриваем возможность открытия и дополнительных десятых классов: в школе №2 появится еще один десятый универсальный класс, и два профильных класса - в школе № 26 (на базе химлицея) и в школе № 61. Стараемся, чтобы в каждом районе города такой дополнительный класс при необходимости мог появиться. Так что если ребенок хочет идти в 10 класс, такая возможность у него будет.

- Считается, что снижение количества 10 классов – это целенаправленный шаг в сторону сокращения тех, кто пойдет в вузы, число которых тоже «опмизируется». Общая политика образовательной системы. А вы говорите про открытие дополнительных 10 классов…

- Во-первых, у нас растет общее количество школьников, мы к 1 сентября, думаю, перешагнем цифру 40 000 детей в школах Иванова. Выросло и число девятиклассников - за последние три года на 500 человек. Если примерно 60 % детей идет в 10 класс, мы не можем не увеличивать число классов. В этом году на 76 десятых классов 49 профильных и один класс очно-заочного обучения на базе школы №11– для тех, кто давно закончил школу или вынужден совмещать школу и работу. Только в одной школе нет в этом году 10-го класса, во многих по два десятых класса, в некоторых школах повышенного статуса - даже по три. Ставить фильтр на пути высшего образования – перед нами такая задача не стоит. Наоборот, мы заинтересованы сегодня создать каждому оптимальную образовательную траекторию. Но мы рекламируем и средние специальные учебные заведения, потому что там сейчас прекрасная материальная база, очень востребованные профессии. Делать культ из высшего образования сегодня, чтобы плодить безработных, тоже не стоит. Поэтому сейчас профориентационной работе мы уделяем повышенное внимание. Надо идти не за модой и не за амбициями родителей, а за интересами ребенка. Чтобы не думать, что уйти после 9 класса в колледж  – значит сломать ребенку будущее. Есть очень современные профессии, которые дадут ребенку и успешность, и заработок. Надо довериться интуиции, знать склонности наследника и больше получать информации обо всех вариантах обучения.

- Зачастую наиболее сильно детей травмирует необходимость сменить школу…

- Конечно, психологически детям трудно оторваться от своей школы. Не случайно мы наблюдаем такой парадокс: дети подают заявления в своей школе - в три абсолютно разных класса! Лишь бы остаться...То есть в 9 классе ты попадаешь в условия взрослой жизни: проблема серьезного выбора, смены коллектива. Я понимаю, что сегодня жизнь диктует такие правила игры в образовании, но также понимаю, что это очень непросто как для детей, так и для школ, которым надо за два года создать снова школьный коллектив, влюбить в учителей и т.д. Это две стороны одной медали: что-то мы выигрываем, что-то теряем.

Я, скорее всего, в этом вопросе консерватор, считаю, прежде всего, надо давать прочные фундаментальные знания и потом уже, на более взрослом этапе, человек определит сам свои склонности. Хорошо помню, как на пороге школы мне было крайне сложно выбрать вуз, потому что мне нравились все предметы! Так это было в 17 лет.  Легко ли принимать судьбоносные решения в 15 лет?! Конечно, сложно! Поэтому сегодня большое внимание стараемся уделять самоопределению,  ранней профилизации, буквально с начальной школы идет погружение в мир профессий, приобретение каких-то компетенций. Да и дети сегодня идут очень развитые, целеустремленные, самостоятельные. Современная жизнь такая, что раскачиваться некогда, нужно успеть получить даже не одно высшее образование, а два-три, успеть себя реализовать. На школьной ступени детства становится все меньше, все уже заточены на образовательный результат, на продвижение в конкурентной среде. Возможно, мы увидим плюсы такой стратегии.

Татьяна Хейфец - текст

Андрей Егоров - фото 

03 Августа 2018, 12:45
+2653