19 ноября 2018 г.
06:26:22 Понедельник
Добавить новость
Главные новости

«Палачом чаще всего становится жертва»

Какой урок могут извлечь ивановцы из трагедии в Керчи  

После трагических событий в Керчи на всех уровнях говорят о всевозможных мерах профилактики: запрете на продажу оружия до 21 года, усилении охраны в образовательных учреждениях. Между тем, не будем забывать о главном: убивает не оружие, убивает человек. О том, как защитить детей и подростков, как поступить, если ситуация начала выходить из-под контроля  – в интервью с Уполномоченным по правам ребенка в Ивановской области Татьяной Океанской.

 - Татьяна Петровна, случилась страшная трагедия. С одной стороны, ее можно воспринять как стихийное бедствие. С другой – можно извлечь урок, объединить усилия педагогов, социальных служб, родителей, чтобы подобное не повторилось.

- Действительно, последние годы у нас стали чаще возникать ситуации, когда подростки, молодые люди проявляют жестокость в своей крайней степени. Конечно, сейчас мы все: психологи, медики, педагоги, все те, кто работает с детьми и молодежью, их родителями, осмысляем, что происходит с нашими детьми.

Тут важно понять главное: палачом чаще всего становится жертва. Конечно, если ребенок решился на столь крайние меры, то в плане социального здоровья, а возможно, и психического он явно неблагополучен. Мы должны понимать, что подобное проявление жестокости – результат травмы. Какого рода травма это может быть? Развод родителей, потеря близкого человека, семейное неблагополучие, травмы, связанные с межличностными отношениями внутри образовательной организации, в подростковой среде. Причем, они могут наслаиваться одна на другую. Как результат: молодой человек дезориентирован или ориентирован на опасные для окружающих и самого себя поступки. В конечном итоге это может привести к тому, что ребенок из жертвы может превратиться в палача.

- Когда стоит обратить внимание на отклонения в поведении ребенка?

- И педагогам и родителям мы советуем обращать внимание на поведение ребенка уже в подготовительной группе детского сада (психологи называют возраст – после 5 лет)  и начальной школе. Потому что все, что происходит с ребенком в подростковом возрасте (пубертатный период),  - это результат травм, которые он получил на более ранних стадиях своего развития. На что следует обратить внимание? Резкое снижение успеваемости, частые драки, конфликтное поведение. Это не говорит о том, что ребенок плохой, его нужно срочно ставить на учет, что его нужно изолировать. Все это – звоночек о том, что он просит о помощи.

И тут нужно понять, в чем причина такого поведения: либо это медицинская составляющая, либо педагогическая запущенность. Мы всегда советуем родителям сначала исключить первый вариант. Дальше, если по линии здоровья отклонений нет, начинается совместная работа, которая должна проводиться родителем при помощи воспитателя- учителя и психолога.

- Если судить по информации в СМИ, у Владислава Рослякова из Керчи сошлись все негативные факторы, о которых вы сказали выше.

- Судя по всему, он хорошо учился, но у него были проблемы в общении со сверстниками  - что очень важно в этом возрасте. Подростковый возраст - период, когда молодой человек дистанцируется от родителей, и ему жизненно необходимо признание сверстников. Можно сказать, что на этом этапе - это одна из главных потребностей в жизни молодого человека.

-  Отношения не сложились. Между тем, позднее его однокурсники рассказывали, что тревожные звоночки случались и раньше: Андрей не единожды обещал всех убить. Но никто не воспринял его слова всерьез. Как быть, куда обращаться, если однокурсники, родители, учителя заметили, что ребенок не вполне адекватно ведет себя?

- Главное - не молчать. Нужно сообщить родителям,  классному руководителю или куратору группы, директору, любому взрослому – должностному лицу. Они как должностные лица не могут игнорировать сигналы подобного рода и должны передать его в органы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в полицию.

Важно не игнорировать, не стесняться, не думать, что кого-то  предают, разглашают тайну. В этот момент  нужно думать о том, что заботитесь о безопасности этого человека и еще многих людей. В данной ситуации лучше проявить бдительность, чем потом столкнуться с бедой. В конечном итоге правильное поведение может спасти не одну жизнь.

- В аппарат Уполномоченного по правам ребенка поступали подобные обращения?

- Нет. Чаще всего нам звонят должностные лица и спрашивают, что делать, если они получили такой сигнал. А мы в свою очередь ориентируем учителей, классных руководителей, директоров школ об их дальнейших действиях.

- Возможна ли профилактика детской жестокости?

- Сейчас мы все чаще говорим о профилактике делинквентного поведения жертвы. Каким образом? Ребенок в подростковом возрасте справляется со своими проблемами двумя способами. Либо он уходит в девиацию: наркотики, алкоголь, драки, либо он уходит в сублимацию, то есть направляет в социально полезную деятельность огромный энергетический потенциал  - занимается спортом, успешно учится в школе, проявляет социальную активность и т.п.  Поэтому, когда к нам обращаются родители подростков, чье поведение вызывает беспокойство, мы в первую очередь задаем вопрос: чем он занят.

Второе: обязательно нужен контакт с ребенком. Психологи, которые занимаются девиациями, говорят, что  у подростка обязательно должен быть человек – взрослый или сверстник, с кем бы он мог поговорить, обсудить, рассказать о своих проблемах, о том, что его волнует, иначе ребенок не может  осмыслить то, что чувствует, рассказать о том, что чувствует. Мы советуем родителям говорить со своими детьми, причем использовать метод активного слушанья, когда взрослый помогает ребенку высказать то, что он чувствует (у детей часто не хватает словарного запаса, чтобы выразить всю гамму чувств). Беда в том, что зачастую и родители не способны словами выразить свои эмоции, не делятся своими чувствами, переживаниями. Не показывают пример. Всем: и детям, и взрослым -  необходимо сейчас работать над развитием эмоционального интеллекта. 

Поэтому только комплексный подход, внимательное отношение, общение и занятия с детьми помогут избежать проблем в подростковом возрасте. Травма не всегда одномоментная, часто это бомба замедленного действия, если ее не заметить или игнорировать,  которая может привести к  страшным последствиям.

Светлана Григорьева – текст 

25 Октября 2018, 12:24
+1761