8 декабря 2019 г.
16:43:20 Воскресенье
Добавить новость
Главные новости

Елена Арешина: «Поступить в московский вуз проще, чем в ивановский»

Интервью с новым начальником Управления образования г. Иваново

В то время как школьники догуливают свои законные каникулы, их родители уже вовсю готовятся к новому учебному сезону. И дело не только в покупке формы и канцтоваров. Семьи старшеклассников, как правило, ищут дополнительные образовательные возможности, определяются с репетиторами, учебными центрами и т.п. А мы встречаемся с новым начальником городского Управления образования Еленой Васильевной Арешиной. Ее мнение на вопросы обучения интересно еще и потому, что она много лет возглавляла лицей № 33, а значит, была внутри образовательного процесса.

- Елена Васильевна, школа, директором которой вы были в течение 10 лет, имеет высокий рейтинг, как в городе, так и по стране. В чем секрет успешного управления? Будете ли вы следить за работой «своей» школы теперь?

- Действительно, с 2012 года наша школа начала входить в различные рейтинги: сначала в топ-500 лучших школ России, потом несколько лет подряд мы входили в четыре высоких отечественных рейтинга. В этом году мы оказались в топ-20 ЦФО по количеству поступивших в ведущие вузы России (заняли 15 место).

А секрет, наверное, в том, что в школе четко выстроена система – с начальных классов до выпускных. Важно, когда ты знаешь, к чему ведешь детей каждый год и что должны делать учителя. В создании этой системы участвовали сами преподаватели, поэтому она дает результаты. Главная причина успеха –коллектив. Это уникальные, очень требовательные к себе люди, единомышленники, которые    своим личным временем: если нужно ехать с детьми на олимпиаду в субботу или воскресенье, они поедут. Я горжусь, что была частью этого коллектива.

Конечно, я буду следить за успехами школы. Остались проекты, которые мы не завершили, будет интересно посмотреть, чем они продолжатся. И вообще мне интересны судьбы наших учеников, учителей. Думаю, у них все будет хорошо.

- Не значит ли это, что  лицей №33 получит особые привилегии?

- Когда я работала учителем, у меня никогда не было любимчиков и особо приближенных. Будучи на должности завуча и директора школы, я никого из учителей не наделяла привилегиями. Не думаю, что меня смогут упрекнуть в излишней заботе о  лицее №33. Я понимаю, что все школы должны пользоваться равными правами. Иногда нужно похвалить учебное учреждение. Если «мой» лицей и дальше будет показывать успехи, значит, буду хвалить.

- В чем вы видите свою первостепенную задачу на новом посту?

- Уже четвертую неделю я езжу по образовательным учреждениям, потому что хочется познакомиться с ними и их руководителями поближе, и не в кабинете чиновника. Я вижу, что школы, детские сады, учреждения дополнительного образования все очень разные, и мне хочется, чтобы у каждого была своя уникальность, изюминка. Считаю, главное, чтобы каждая школа стала центром притяжения для целого микрорайона. Чтобы сюда с удовольствием шли дети, приходили родители. Чтобы школа была чем-то большим, чем просто местом, где проходят уроки. У нас в городе хорошо развито дополнительное образование, и наша задача – поднять на ту же высоту и школу, и детские сады. Все же в этих учреждениях дети проводят много лет и много времени.

- Вы работаете в системе образования 33 года. Можете назвать три главных достижения этой системы и три главных потери за последние годы?

- Первым достижением считаю то, что снова начали строить школы и детские сады, центры допобразования. Это нужно и важно. Второе – то, что обратили внимание на детей с разными образовательными потребностями. Есть внимание и одаренным детям, и детям с ограниченными возможностями здоровья. Всегда были дети, которым нужно больше, кто хочет и может развиваться. Только за последнее время, например, в школе №33 восемь человек побывали во Всероссийском образовательном центре «Сириус» (дети приезжают оттуда с горящими глазами и рассказывают своим одноклассникам), многие побывали в «Артеке». Все это дает им дополнительный толчок для развития и стимулирует других ребят. Что касается детей с ОВЗ, то сегодня у них есть возможность не быть одинокими, получить дистанционное образование и лично участвовать в образовательном процессе и во внеурочной деятельности. Это важно не только для ребят, но и их родителей, поскольку жить в изоляции сложно и неправильно.

Третье – это и плюс, и минус образования. Информатизация. С приходом новых технологий стало возможным более разнообразно и интересно проводить уроки, тратить меньше времени на поиск информации, появилось больше возможностей к самообразованию. Но есть и другая сторона, а именно – заметно сократилось общение между сверстниками, между детьми и родителями. Вторая большая потеря – утрата интереса к книгам и чтению. Раньше наша страна была самой читающей, а теперь… Это на многое влияет - и на общую культуру и на образовательный процесс. А главным минусом я считаю то, что когда-то вдруг, неожиданно для нас всех,  назвали образовательный процесс услугой. Вследствие этого утрачено уважение к профессии учителя, поменялось отношение к педагогам, очень пострадал имидж школы. Появилась масса передач, даже целые сериалы про школу, где много вымысла, причем негативного. Это все формирует общественное мнение про школу и негативно отражается на работе в целом.

- Нехватка педагогических кадров – одна из острых проблем современной школы. Нередко можно услышать мнение о том, что скоро учителей просто не будет. Что вы думаете об этом? Можно ли изменить ситуацию?

- Да, это очень серьезная проблема. Если думать о привлечении кадров в школу, надо говорить о повышении заработной платы, о снижении нагрузки учителей, о предоставлении им социальных гарантий и льгот. Например, я уже подняла вопрос о необходимости предоставления места детям учителей в том учебном учреждении, где работает учитель. У нас сейчас нет такой привилегии, а это важно. Ведь люди хотят, чтобы дети из одной семьи учились в одной школе, так и здесь. Говорим с профсоюзом и о том, что нужно предоставлять больше льгот и квот на операции и обследования для учителей, чтобы они быстрее были в строю. Когда-то на местном телевидении была передача «Учитель на 5 с плюсом». Хочется, чтобы ее возобновили – нужно показывать таких учителей, пусть люди видят, что в школе много хорошего, нужно повышать статус учителя и педагога. Часто говорят, в образовании все плохо. Просто образование стало другим! И процесс стал другим.

- Почему, по-вашему, сегодня сильно развита система репетиторства? Дети не хотят (не могут) учиться в школе или на это другие причины?

- Плохо это или хорошо – однозначно не ответишь. Но я категорически против репетиторства в начальной школе. Это стало своеобразной модой, можно услышать мамочек, которые хвастаются тем, какие у их детей репетиторы. Но, во-первых, ребенок во время урока не так внимательно слушает учителя (ему потом все равно разжуют), во-вторых, сразу теряется навык самостоятельного выполнения заданий. Родители говорят: «Он с репетитором делает все, а в школе не может!» К сожалению, репетиторство часто сводится к выполнению домашних заданий. Подходы учителя и репетитора разные по понятным причинам. Плюс уходит связь ребенок-родитель. Ведь проверка родителем домашних заданий ребенка – это время, которое они проводят вместе и во время которого могут обсудить не только уроки.

Конечно, есть дети с особенностями: у кого-то плохо развита память, кому-то нужно несколько раз проговорить и т.д. Им нужна помощь репетиторов. Но репетитором может быть не каждый учитель.

- Раньше учителя помогали отстающим детям в школе…

- В нашем лицее было заведено, что раз в неделю ребята могут прийти на консультацию (в том числе с родителями). Единственное условие – нужно прийти не с чистым листом, а с работой, и показать, что не получается. Тогда учитель поможет. Если говорить о репетиторстве к экзаменам, то я убеждена, что можно обойтись и без этого. Сейчас много других вспомогательных ресурсов: демо-версии, различные тренажеры. Просто нужна хорошая самодисциплина и контроль родителей. А им хочется переложить ответственность на других людей. Если уж брать репетитора, то такого, который не делает за ребенка задания, а находит слабые места и помогает устранить их, а также психологически готовит к экзаменам.

- Сегодня активно продвигается идея раннего профилирования детей. При этом школьники должны освоить многообразную школьную программу, получив хороший средний балл в аттестате. Нет ли здесь противоречия?

- В нашем городе школ с ранним профилированием одна-две. В  лицее №33 с пятого класса увеличивается количество часов на предмет. И уже 25 лет  лицеисты выбирают профиль в 8 классе, как это происходит, например, в московских школах. 4-летнее профильное образование дает лучший результат, а в городе профилизация начинается, в основном, с 10 класса...

С этого года 6 ивановских школ переходят на новые образовательные стандарты, а со следующего года все школы перейдут на новый учебный план. Если раньше учебный план 10-11 классов состоял из 15-16 предметов, то теперь он включает 11 предметов. Только 8 предметов обязательные, остальные 4 выбирает ученик. Это может облегчить жизнь старшеклассников. Но есть опасность того, что планы семьи изменятся, и тогда ребенку нужно будет самостоятельно пройти программу по какому-либо предмету, который он не выбрал ранее.   

- Насколько сегодня действует связка школа-вуз или школа-суз? Что делается для раннего профилирования?

- У многих школ есть договор о сотрудничестве с вузами. Хорошо идет на контакт наш политех, химакадемия. Школы пользуются их лабораториями, поскольку оснащение отличается от школьного. Ребята проводят здесь опыты, практические занятия, могут делать проектные работы на базе вузов. Они участвуют в конференциях вузов и их олимпиадах, потому что победы дают дополнительные баллы при поступлении. Это хорошо и для профориентации. Иногда знают, в какой вуз хотят поступить, но про специальности ничего не знают. Кроме того, ребят 8-9 классов водят на экскурсии в техникумы и колледжи. Есть и ярмарки учебных заведений, на которых предоставляется информация о них.

- У ОГЭ и ЕГЭ по-прежнему есть противники, хотя система работает уже давно. Что вы думаете об этом?

- Я сторонник ЕГЭ. По опыту работы в школе, могу сказать, что именно ЕГЭ дал  возможность ребятам поступать во все вузы страны. Процедура проведения ЕГЭ прозрачная, списать нельзя. Учись прилежно все годы, и все получится. Подготовка к экзаменам - это ведь не последние два года. Это в целом отношение к учебе и весь багаж знаний, который ты получил за все время. Что касается ОГЭ, то эту процедуру хотят приблизить максимально к ЕГЭ, и в последние два года уже не говорят про какие-то информационные вбросы в интернет и списывания. Не надо бояться экзаменов, надо следить за тем, как ребенок учится.

- Кажется, у современных выпускников все меньше шансов получить высшее образование, особенно бесплатно…

- Не сказала бы. К нам в этом году приезжали из министерства образования, в том числе с информацией, что в московских вузах количество бюджетных мест увеличилось. Хотя в нашем городе число бюджетных мест не растет, что обидно. Мне раньше часто говорили: ваши дети уезжают в Москву, покидают свой город. Но им там предоставляют лучшие условия!  Лицей №33 третий год подряд заваливают предложениями (в этом году были даже предложения из Казани), присылая сертификаты для детей, которые сдают экзамены на высокие баллы. Вузы предлагают им повышенную стипендию, общежитие. Если ребенок - победитель олимпиад, ему сразу дают 100 баллов по предмету, в Иванове этого нет. Наш ИГЭУ, к примеру, дает дополнительные баллы только победителям своей олимпиады, хотя есть дети, у которых близкий к победному результат. Получается, поступить в московский вуз проще, чем в ивановский...

Татьяна Хейфец - текст  

21 Августа 2019, 11:14
+2861