16 сентября 2019 г.
11:58:58 Понедельник
Добавить новость
Главные новости

«Только не спрашивайте, что такое современное искусство!»

Интервью с куратором II фестиваля «Первая фабрика авангарда» в Иванове 

«Только не спрашивайте, что такое современное искусство!», - взмолился московский арт-критик Сергей Соловьев, когда мы пришли поговорить о II фестивале современного искусства «Первая фабрика авангарда», который стартует в Иванове 11 сентября и продлится до 15-го. Сергей – куратор этого необычного мероприятия, а еще - кандидат искусствоведения и руководитель направления внешних связей столичного Музея AZ. Обещание не касаться банальной темы было дано, но так или иначе, беседа все равно свелась к современному искусству в целом. Ведь именно оно – квинтэссенция фестиваля.

- Сергей, Иваново – город в представлении многих традиционный, даже консервативный…

- Вы ошибаетесь! Это скорее взгляд ивановцев: мы живем в провинции, у нас здесь мало что актуального, мощного и интересного по сравнению с Москвой. Я разговаривал с художниками, галеристами, музейными сотрудниками, и у всех первая ассоциация с Иваново – это авангард, очень крутая современность, интересная архитектура. Многие люди соглашались совершенно бесплатно участвовать в фестивале только потому, что хотят посмотреть ивановскую архитектуру, ивановскую жизнь. То есть все-таки имидж у Иванова как у города современного и очень актуального.

А вот изнутри он видит себя немножко периферийным и недостаточно продвинутым в плане современного искусства. На местном телевидении первый вопрос мне был задан – «кого же из звезд современного искусства вы привезете не фестиваль?» С подтекстом, что своих-то ведь нет, а значит, нужно везти кого-то из столицы. Главная задача фестиваля - оживить атмосферу молодого, актуального современного искусства. Потому что талантливые люди есть, есть масса идей и интересных проектов. Просто не было площадки для их реализации.

- Получается, что люди, которые приезжают культурным десантом в наш город, пытаются изменить не свое представление об Иванове и не представление страны о нем, а мнение ивановцев о самих себе. Насколько это реально?

Просмотрим. Это второй фестиваль. Первый, как известно, всегда проба. Второй обычно выстреливает ярко. Главное – дожить до третьего и не растерять задор. Время покажет, насколько изменится отношение. Я не говорю, что все жители немедленно откроют глаза и увидят шедевры архитектуры или изменят отношение к той среде, в которой живут. Конечно, у людей масса своих проблем. Чаще им важнее не то, как выглядит дом-корабль, а чтобы вокруг дороги были хорошие. Хотя на одном только доме-корабле ивановский бюджет может зарабатывать неплохие деньги.

Надо, чтобы хотя бы художественная элита и люди, которые определяют культурный облик города, немножко изменили свой пессимистичный подход и отношение ко всему, что вокруг происходит. Чаще всего это отсутствие денег, возможностей, запустение. Город решает важные экономические проблемы, уже не до культуры. И вот тут как раз есть момент изменения, как раньше говорили, базиса и надстройки. Считается, что современное искусство может цвести только в богатом месте, где много лишних денег. На самом деле все наоборот. Сейчас зачастую креатив и какие-то новые идеи создают эти деньги. Если у города будет по-другому построена культурная и туристическая программа, то возникнут и инвестиции в эту среду.

- То есть фактически это прямая дорога к заработкам на туристах. Как вы считаете, готовы российские обеспеченные люди, средний класс платить за такого рода впечатления?

- Да. Тенденция сейчас такая. Люди – в связи с санкциями и разными другими моментами – путешествуют по регионам. Очень многие мои друзья ездят из Москвы в выходные на день куда-то. Это Ярославль, Кострома. В Иваново почему-то не выезжают.

- Считается, что у нас особо нечего смотреть, нет древних памятников.

- Да, плюс инфраструктура не налажена, поесть негде, ярких мероприятий нет... Сегодня туризм во многом событийный. Люди спешат на интересные события: выставки, фестивали, премьеры. Так что тут потенциал большой. Но важен правильный пиар.

0.jpg
- Что бы вы предложили своим друзьям и знакомым посмотреть в Иванове?

- Мне предстоит принимать здесь своих друзей и гостей высокого уровня, например, создателя и руководителя музея AZ, который стал стратегическим партнером фестиваля. Это Наталья Опалева, главный меценат современного искусства в стране. И мы, конечно, думаем, что показать помимо Плеса, Палеха и прочих традиционных мест. Естественно, архитектуру – это шедевры конструктивизма. Музеи – их собрания до сих пор считаются одними из лучших в стране. Это жемчужины - художественный музей, музей ситца, бурылинский. Покажем бывшие фабрики, их архитектуру. И современное искусство. Именно ради этого и приезжают. Я подкупил гостей тем, что они увидят ярких молодых ребят, которые не доезжают до Москвы. А если и доезжают, то сразу на Запад.

- Вот мы плавно перешли к программе «Первой фабрики авангарда». Расскажите о самых интересных моментах фестиваля.

- Фестиваль идет почти неделю, и каждый день расписан буквально по минутам. Более полутра десятков событий, на которые хочется попасть. Очень большая и интересная интеллектуальная платформа. Речь идет о лекциях, встречах, дискуссиях. Так что придется выбирать. Каждый день какой-то вернисаж – музейно-галерейный или на новой площадке. Я бы точно рекомендовал даже для людей, совершенно далеких от актуального искусства, Ивановский областной художественный музей, где будет выставка «Два авангарда». Это музейный хит сезона, классика авангарда из ивановского собрания и классика искусства 60-70-х годов 20 века из собрания музея AZ в Москве. Сопоставление двух авангардов – довоенного и послевоенного. Там можно увидеть, как авангардные темы, мотивы, сюжеты перетекают друг в друга. Понять, что такое авангард, который сегодня является нашей международной арт-валютой. Это действительно беспрецедентный проект даже для всей страны. Такого еще пока не делали нигде, и в Иванове он откроется первым, а затем переедет в Москву.

Вторая точка, которую я рекомендую – это скорее даже не выставка, а новое арт-пространство в Дербенев-центре. Там на двух этажах будет и медиа зал, и зал с экспозицией современного искусства, где представят работы молодых художников из Иванова, Москвы и других городов.

Будут театральные показы, хореографические постановки, выступления групп - это альтернативный рок, фри джаз, фолк группы. Выставка-ярмарка интеллектуальной литературы, где ведущий российский критик Галина Юзефович будет рекомендовать лучшие книги. Пройдут лекции о русском авангарде и мировом искусстве. Иными словами, нужно следить за программой на сайте фестиваля и не пропустить интересные именно для вас события.

- Авангардисты, как известно, хотели не только самореализоваться, они хотели изменить мир и меняли его. Сейчас это реально?

- Есть ли авангард в 21 веке и какой он сейчас? Это интересный вопрос. Ответ найти сложно. Но для себя я ответил, что, конечно, есть. Он меняет среду, но это происходит в других сферах, нежели в 20 веке. Тогда были изменения на уровне реальности. Сегодняшний авангард – скорее виртуальный. Многие художники работают с медиа: кино, музыкой, компьютерными технологиями. Поэтому меняется скорее внутренняя среда, чем внешняя. Может, это потом выльется и в другие изменения. Мы живем в другом веке. Авангард вообще понятие довольно условное. Это люди, идущие впереди, те, кто планирует будущее. А кто сейчас идет впереди? Это Илон Маск.

- То есть он тоже авангардист?

- Получается, да. Первые авангардисты так и творили – Татлин изобретал индивидуальные летательные аппараты, Малевич предполагал, что будет изменяться и рабочий процесс. Они все были еще и инженерами. И занимались тем, что мы сегодня называем «проектирование будущего». Так что авангард в этом плане не только искусство.

- Как вы считаете, почему именно русский авангард оказал такое огромное влияние на мировую культуру? Ведь начался он не в России.

- Да, когда глава итальянских футуристов Маринетти приезжал в Россию, его здесь встречали как нового пророка. И вдруг выстрелил больше русский авангард. Во-первых, свойство русских – доходить до крайности. В этом есть момент радикализма. Если мы посмотрим футристические картины итальянцев, нам они покажутся слишком классическими. Второй момент – это некое жизнестроительство. Плюс изначально оно было очень тесно связано с дизайном.

Не случайно на нашей выставке появятся ивановские авангардные ткани, агитационные ситцы. Беспредметные композиции Ольги Розановой – гения русского авангарда, ближайшего соратника Малевича. Если бы она не умерла в 32 года, я думаю, была бы первым художником русского авангарда. Она вместе с Александрой Экстер, работы которой у нас тоже будут на выставке, начала создавать первые платки, ткани, предметы быта. Они только к середине 20 века стали всемирно известны благодаря западным дизайнерам. И тут весь мир обнаружил, что все эти формы, силовые знаки были заложены в русском авангарде. Так или иначе, любое явление в искусстве выходит к массовому потребителю. Тиражирование Моны Лизы на майках, открытках и постерах позволяет обывателю узнать об итальянском Ренессансе.

Что выстреливает? Энергия творчества, пассионарность, в русском авангарде она намного сильнее. Кроме того, это синтетическое явление – Розанова писала стихи, Малевич – трактаты, все они одновременно создавали театральные постановки, музыку. Это было то, к чему мы сейчас приходим – стирание границ и жанров между искусствами и такая вот жизнь в искусстве.

- Многие люди, в том числе образованные, совершенно не понимают современное искусство, авангардистов. Но при этом готовы воспринимать. Как им научиться читать этот язык?

- Начать с того, чтобы смотреть. Есть такая реакция - это не мое. Надо постараться ее преодолеть и по крайней мере поинтересоваться. Не пытаться сразу же это полюбить. Иными словами, попробовать вступить в диалог. Второй момент – послушать, что об этом говорят знающие люди. Сейчас в музеях огромное количество экскурсий, лекций, кураторских проектов, дискуссий. Наплыв невероятный – люди просто приходят послушать, и это расширяет поле восприятия.

Здесь у каждого какой-то свой ключ. Можно сказать – «Не понимаю, что такое «Черный квадрат», я могу его и сам нарисовать». А можно попытаться понять, почему он появился именно в 1913 году, а не в 20013-м и почему это самая знаменитая картина наряду с Джокондой. Значит, в этом что-то есть значит, это не случайно. Вывод простой – быть чуть более любознательным и интересоваться чуть глубже, чем на уровне нравится - не нравится.

- На фестивале такая возможность будет?

- С одной стороны, да. В то же время не могу сказать, что мы преследуем просветительскую цель. Это не народные гуляния, и не пойдут люди с Дня города на фестиваль авангардной культуры. Давайте будем откровенны – культуру создают и потребляют элиты. А уже дальше она распространяется более широко. С другой стороны, иногда авангард воспринимается людьми, не имеющими образования или высокого бэкграунда, лучше, чем классика. Так что попытаться прийти стоит.

Программа фестиваля на официальном сайте http://firstavantgarde.ru/

Елена Аверьянова – текст
04 Сентября 2019, 14:08
+1254