14 декабря 2019 г.
05:56:02 Суббота
Добавить новость
Главные новости

«Медицина не будет работать как станок!»

О специфике работы сферы здравоохранения в Ивановской области 

Здравоохранение – одна из тех сфер, которые вызывают наш интерес вне зависимости от наличия-отсутствия информационного повода. Впрочем, поводов поговорить о медицине всегда достаточно. На этот раз мы задали свои вопросы главному врачу ОБУЗ «Родниковская ЦРБ», кандидату медицинских наук, автору научных статей рецензируемых журналов по организации здравоохранения Светлане Москвиной.

- Светлана, есть мнение, что многие хорошие идеи и национальные проекты успешно реализуются только в столице или крупных городах. Доходят ли до глубинки, например, блага проекта «Детское здравоохранение»?

- Реализация национальных проектов и хороших идей зависит не от «крупности» города, а от команды, которая работает над этим проектом. Например, даже в таком небольшом городе, как Родники, реализация идет по намеченному плану. Так, в детскую поликлинику Родниковской ЦРБ уже поставлено новое оборудование, а именно: щелевая лампа, автоматический периметр, офтальмоскоп, которые позволят на современном уровне проводить диагностику патологии зрения у детей. А, как известно, от точности исследования зависит и результат лечения.

Дополнительно в рамках проекта «Детское здравоохранение» поставлен лор-комбайн, на нем можно проводить процедуры, за которыми раньше приходилось ехать в областной центр. Для работы на современном аппарате мы пригласили  молодого врача-специалиста с опытом работы на аналогичном оборудовании. Сейчас в район не так просто найти на работу врачей, поскольку конкуренция на  рынке  труда достаточно высока, и врач выбирает уже не только по заработной плате, но и по тому, в каких условиях ему придется работать и на каком оборудовании. Таким образом, поставка нового оборудования позволяет решать кадровый вопрос.

В конце октября к нам придет аппарат УЗИ экспертного класса, и  к нашей команде присоединится опытный узи-специалист. Конечно, кадры и оборудование, это важный момент, но и, то в каких условиях находятся наши маленькие пациенты на приеме врача, да и в каких работают сами медицинские работники, является очень значимым. В рамках данного проекта были выделены денежные средства для разработки проектно-сметной документации по капитальному ремонту детской поликлиники. Работы завершились в августе, а за дизайн макет будущей поликлиники, жители Родников, могли проголосовать на страницах наших социальных сетей. Теперь  будем ждать выделения денежных средств, для воплощения этого проекта.

- Как вообще обстоят дела в сфере здравоохранения в районных городах, на примере Родников? 

- Районному здравоохранению сейчас живется непросто. Не смотря на реализацию национальных проектов, они являются лишь «точечным» решением проблем, которые копились десятилетиями. Так, большинство зданий находится в неудовлетворительном состоянии, системы отопления и водоснабжения требуют капитального ремонта. На средства фонда обязательного медицинского страхования проводить капитальные ремонты мы не имеем права. Впрочем, если бы такая возможность была, то финансово это нереально, по крайней мере, для Родниковской ЦРБ, поскольку около 80% от бюджета организации уходит на заработную плату сотрудников и ее начисления, еще 10% на оплату коммунальных расходов. Оставшихся средств едва хватает на лекарства, медицинские изделия, питание пациентов и бензин для скорой помощи. Конечно, есть возможность сократить расходы, в том числе на содержание зданий и сооружений, но для этого необходим капитальный ремонт. Вот такой «порочный круг».

И кадровый вопрос в районах решить сложнее, чем в областном центре, молодежь сейчас стремится в большие города, в узкие специальности, как кардиохирург, дерматовенеролог. В укомплектовании кадров помогает целевой набор и финансовая поддержка программ «Земский доктор», «Земский фельдшер», программа «Кадры» от администрации Родниковского района и др. Однако коллектив большинства центральных районных больниц достаточно возрастной, и получается, что привлекая молодых специалистов, мы только успеваем заменять сотрудников, которые выходят на пенсию. В последние годы много внимания уделяется целевому набору и  поддержке начинающих медицинских работников, поэтому, предполагаю, что в ближайшие 5 лет тенденция изменится, и мы будем не только успевать находить замену возрастным сотрудникам, но и появится прирост медицинских кадров.

- Недавно по стране прокатилась волна демонстративных массовых увольнений врачей из-за низкой зарплаты, в Ивановской области о таких фактах не сообщалось. На ваш взгляд, это говорит о благополучности ситуации в нашем регионе или о низкой социальной активности наших врачей? 

- Это говорит лишь о том, что медицинские сотрудники работают на пределе возможностей, с большими переработками и в неидеальных условиях. А требования к оказанию медицинской помощи только повышаются, так же, как и ожидания пациентов. Врачам достаточно сложно перестроиться под новые показатели, критерии, стандарты, протоколы лечения и т.д. И где «рванет» в следующий раз – только вопрос времени.

- В ивановских СМИ сейчас идет реклама «В Липецкое здравоохранение - за губернаторским миллионом»: врачам нашей области предлагают миллион за работу в государственных медицинских организациях Липецкого области. Как вы относитесь к такому «переманиванию» кадров? Есть ли что-то, что может заставить врачей нашей области остаться и работать здесь? 

- Сейчас начинается гонка бюджетов регионов при привлечении молодых специалистов. Кто-то предлагает квартиру в собственность, как в Брянской области, кто-то 1 миллион рублей, как Липецкая область.  Каждый регион старается переманить врачей именно деньгами с учетом отработки определенного количества лет. У меня всегда возникает вопрос, а насколько это эффективно? Какое количество специалистов согласились переехать (не молодых)? Ни один регион не озвучивает результаты проведенных кампаний. На мой взгляд, такие предложения рассчитаны на специалистов, которые только закончили учебные заведения, переманить «устоявшихся» специалистов «подъемными» деньгами очень сложно, они более прагматичны, и продумывают перспективы положительных изменений при смене места работы на годы вперед.

В нашей области также разрабатываются и принимаются меры для привлечения врачебных кадров: взнос по ипотеке в размере 225 тысяч рублей, выплата подъемных в размере 100 тысяч рублей, программы поддержки кадров в муниципалитетах (например, в Родниковском районе выплачиваются подъемные в размере 40 тысяч рублей, оплачиваются коммунальные услуги, при потребности в жилье - предоставляется квартира) и др.

Однако для любого человека, кроме финансовой состоятельности, очень важна возможность своего профессионального развития, а для врачей особенно. И, например, в нашей области врачу легче реализоваться и развиваться в профессиональном плане, поскольку есть Ивановская государственная медицинская академия, ФГБУ НИИ Материнства и детства, на базе которых ведутся научные разработки. К сожалению, при привлечении кадров и реализации программ, мы не часто оцениваем их эффективность, и еще реже спрашиваем самих врачей, на каких условиях они готовы остаться и работать в нашей области. Из общения с коллегами, для себя сделала вывод, что  врачи готовы остаться, если будет достойная оплата труда, комфортное рабочее место, современное оборудование и возможность развиваться в профессии.

- Внедрение электронных очередей в поликлиниках произошло уже достаточно давно, однако до сих пор звучат самые разные мнения по этому поводу, в том числе и со стороны врачей. Будто бы система порой работает криво, либо часто не работает вовсе, особенно в районах. Вы с этим мнением согласны?

- На электронную очередь, как пациенты, так и организаторы здравоохранения, возлагали слишком большие надежды. Предполагалось, что как только в поликлинике установят инфомат, очереди исчезнут, и все будут работать, как у станка на заводе, четко по минутам. Но медицинская помощь устроена по другому, это не банк, почта или кафе. В поликлинике есть несколько категорий пациентов, которые приходят на прием. Во-первых, это плановые пациенты, которые записаны на определенное время. Во-вторых, льготные категории, и их приходит в бюджетные больницы ежедневно достаточно много (лица с ограниченными возможностями, дети до 3-х месяцев, ветераны войн и др.), они имеют право на внеочередное обслуживание, т.е. врач  должен сразу же принять, таким образом, пациент, который записался на время, попадет на прием после «льготника».

В-третьих, есть категория неотложных пациентов, которые так же должны быть приняты вне очереди. В- четвертых, если пришел пациент, который требует большего времени для осмотра, то прием следующего пациента сдвинется по времени. С учетом вышеперечисленного, пациенты, которые записались заранее,  будут недовольны. Частично решить этот вопрос может выделение кабинета неотложной помощи, куда обращаются пациенты с острыми состояниями и информационная работа с населением, чтобы даже льготные категории, по возможности, предварительно записывались на прием. А электронные очереди в поликлинике не смогут решить проблему «очередей», у них другие функции – это информирование врача о том, что пациент пришел и вызов пациента на прием.

Очень много и часто мы говорим о длительном ожидании в больницах. Частично это можно решить грамотной организацией работы структурного подразделения и кадровым укомплектованием. Но надо помнить, что медицина никогда не будет работать как станок, и, придя в медицинскую организацию, вам, возможно, придется немного подождать в очереди, даже если вы были записаны по времени.

Татьяна Хейфец - текст

21 Ноября 2019, 13:00
+1586