22 сентября 2020 г.
17:48:58 Вторник
Добавить новость

Светлана Сурганова: «Мое творчество – это мое общение с человечеством в целом!»

Музыкант, поэт и немного художник – о музыке и мировосприятии, о мебели и фильмах ужасов

Светлана Сурганова – личность многогранная. Об этом давно знают ее поклонники – она и музыкант, и поэт, и немного художник. А ее группа «Сурганова и Оркестр» давно уже стала образцом изысканного сочетания рокового звучания, проникновенных лиричных текстов и женской мудрости. Такую гармонию между простой, но эстетически заточенной мелодией и проникновенной «до мурашек» лирикой редко где встретишь. В преддверии концерта, который состоится уже 17 октября, мы поговорили со Светланой и о музыке, и о поэзии, и о кино.  

– Светлана, важен ли для современного рок-музыканта качественный визуальный ряд, или это удел поп-исполнителей, а рокеру это не принципиально? 

– Такова тенденция современного контента, современных сценических действий. Они все больше и больше визуализируются. Требуются спецэффекты, какие-нибудь световые пятна... Мне кажется, что на экране должен происходить перфоманс. Главное, чтобы это усиливало, оттеняло, а не перекрывало содержание самой песни, не нивелировало песню… То есть визуальный ряд должен дополнять, а не быть основой. Кстати, качественный видеоряд к песне – это еще и прекрасный способ развить зрительный анализатор. То есть, когда мы приходим на концерт, обычно по большей части слушаем, а благодаря визуализации задействуется еще один канал воздействия на зрителя, усиливается впечатление. Это здорово, это классно. Потому что позволяет донести до публики больше смысловых и эмоциональных слоев, заложенных в песне.

Сурганова-два.gif

– Как поэту вам важно иметь объект, которому вы посвящаете свои строки или достаточно собирательного образа из своих мыслей/впечатлений? 

– Да… Знаете, с возрастом произошла метаморфоза. Если раньше это персонализировано было, то сейчас это скорее собирательные образы и, может быть, мое творчество – это просто мое общение с человечеством в целом.

– Существует стереотип, что рок-музыкант только тогда честен, когда сам пишет песни, которые исполняет. Считаете ли вы возможным исполнение песен других авторов, насколько удается вам проникнуться чужим материалом?

– Совершенно не согласна с выражением, что «честен только тот, кто исполняет собственные песни». Например, в моем репертуаре немало песен других авторов, но я подписываюсь под каждой строчкой, под каждой паузой, под каждой взятой нотой… Потому что я исполняю только те песни, которые находят отклик в моем сердце. И фактически мое сердце присваивает их себе. Я ретранслирую чужие строки, вкладывая собственные переживания. И, конечно, отчасти они становятся моими. На самом деле, существует масса примеров, когда песня может проиграть или выиграть в зависимости от того, кто и как ее исполняет. Может быть, даже сам автор может менее выигрышно подать ее, чем другой исполнитель. Поэтому я думаю, что стереотип этот неправильный.

– В вашей книге "Тетрадь слов" немало очень интересной авторской графики. Не возникает ли у вас желания плотнее заняться изобразительным искусством? Как вы относитесь к "сомнительным" с точки зрения эстетов жанрам – например, к комиксам? Не посещала ли вас идея создать графический роман в стихах? 

– Думаю, что графика для меня была «мимолетным видением». Если вы обратите внимание, все эти рисунки в книге – они были написаны на одном дыхании, одним днем – чуть ли не в течение одного часа. Это было какое-то приятное наваждение. И я не знаю, повторится ли когда-нибудь такое еще... (улыбается Светлана – прим. авт.). Что же касается комиксов, то, скажу честно, к ним я никак не отношусь. Мне почему-то никогда не хватает терпения их рассматривать. Может быть, дело и в том, что с возрастом подсело зрение (улыбается – прим. авт.). Да и вообще с листа любую более-менее мелкую визуальную информацию мне как-то сложно воспринять. Я даже книги теперь не читаю, а слушаю – аудиофайлами. Поэтому с комиксами у меня беда (смеется). Ну и, как следствие, естественно, я не задумываюсь о графическом романе.

– Наверняка у вас, как у всякого интересного человека, есть интересное хобби? 

– Я очень люблю двигать мебель (смеется – прим. авт.), люблю обустраивать пространство. Не только собственной квартиры, но и даже где-нибудь в гостиничном номере. Если я понимаю, что мне некомфортно, что стол, к примеру, неправильно стоит по моим ощущениям, то я обязательно его передвину, обязательно создам комфортную себе геометрию пространства.

Сурганова-три.gif

– Не хотелось бы вам попробовать себя в качестве композитора для фильмов и, если да, то какого жанра был бы этот фильм? 

– Мне очень нравится эмбиент (эмбиент – стиль электронной музыки, основанный на модуляциях звукового тембра; его часто характеризуют атмосферным, обволакивающим, ненавязчивым, фоновым звучанием – прим.Ч.ru), мне близка медитативная, спокойная, тихая музыка с какими-то эмоциональными включениями, может, даже и не совсем традиционно музыкальных звуков. То есть я бы сказала, что мне интересен саунд-дизайн. Создание некоего звукового облака из спецэффектов, шумовых, музыкальных, природных звуков. Естественно, что основой этого будет служить музыкальная, мелодическая канва.

– А если бы вам предложили сделать саундтрек к фильму ужасов? Взялись бы?

– Боюсь, что я бы сама скорее испугалась!...

 Беседовал Константин Шаронин

 

 

 

13 октября 2017, 11:10
+2435