22 апреля 2019 г.
05:44:52 Понедельник
Добавить новость

«FX QUARTET»: «Можем играть на скрипке даже в строительной люльке!»

Известный струнный квартет выступил в Иванове

Выступление музыкантов знаменитого коллектива «FX QUARTET» в ТО «Классика» стало для ивановских слушателей настоящим откровением. Во-первых, зал попросили не аплодировать во время концерта. Во-вторых, сделать это была крайне затруднительно, поскольку талантливая игра влюбленных в музыку людей требовала и выплеска зрительских эмоций. Две скрипки, альт и виолончель вытворяли на сцене что хотели, играя все – от классики до хард рока и композиций Макла Джексона! Не случайно их творчество называют «коктейлем», в нем действительно смешано многое, а результат очень вкусный.

Во второй части концерта зрители посмотрели легендарный мультфильм «Снеговик», без которого не случается английское рождество, мастерски озвученный квартетом и ивановской певицей Татьяной Вагачевой. Потом мы побеседовали с исполнителями: руководителем группы Евгением Субботиным, Николаем Солоновичем, ШамиломСаидовым и Артуром Адамяном.

- Почему вы связали свою жизнь именно со струнным инструментом?

Николай: Надо вернуться в далекое детство… Я начал повторять мелодии голосом и достаточно чисто. Родителям посоветовали отдать меня в музыкальную школу. Мы пришли в школу имени Дунаевского, недалеко от нашего дома, на какой-то концерт. В основном, там играли на скрипках, а потом вышла девочка с виолончелью. После концерта мама спросила меня: «Хочешь играть на скрипке?» Я ответил: «Не хочу, скрипка слишком пискляво звучит. А виолончель мне нравится!» В общем, виолончель я выбрал сам, мне она больше подходит по тембру.

Евгений: Я в детстве концерты слушал по телевизору, был очень восприимчивым ребенком, был отдан в музыкальную школу. Я могу играть на альте, фортепиано, гитаре… Но скрипка - мой осознанный выбор, и каждый день я возвращаюсь к этому инструменту, от которого испытываю настоящую зависимость и без которого чувствую себя плохо.

Шамил: Я услышал скрипку в 6 лет и сразу решил, что буду играть на ней. Потом я стал расти, и скрипка стала мала для меня. Я послушал альт и влюбился заново. А вообще у нас все члены коллектива играют и на других инструментах: Женя отлично играет на фортепиано, Артур может на барабанах, осваивает трубу…

Артур: Мы в детстве жили возле магазина, который назывался «Досуг», в нем продавались музыкальные инструменты. Мне понравилась гитара, и я просил у папы ее купить. Но папа решил сводить меня на концерт, где играли скрипачи… Так в пять лет я сделал выбор в пользу скрипки. Может, мне ее внешний вид понравился?

- Вы играли и играете в крупных знаменитых коллективах страны (например, оркестр Владимира Спивакова). Что дает вам работа в квартете?

Евгений: Квартет – это не работа. Изначально он позиционировался как творческий продукт, потребность выразиться иначе, нежели в большом коллективе. Здесь совершенно разная специфика. В консерватории, которую мы все окончили, обучают инструменталистов в разных направлениях: и камерное музицирование, и игра в симфоническом оркестре, и соло. Такие вещи, как квартет, всегда были очень популярны во всем мире, сегодня это востребованный формат, в том числе в России. Квартет - это средство взаимодействия с окружающим миром, средство творческого роста и, естественно, оплачиваемая деятельность. Пусть аудитория у квартета меньше, чем у симфонического оркестра, зато к нам приходит наша публика, это важно.

2.jpg

- Вы работает в стиле кроссовер, а это музыка эксперимента. Какой ваш самый смелый эксперимент?

Николай: Наименьшим образом сочетается состав классического струнного квартета и музыка хэви металл, хард рок. В нашем репертуаре есть каверы на группы «Металлика», «Лед Зеппелин», играем Джимми Хендрикса, и звучит это очень нестандартно и интересно.

- В чем, по-вашему, изюминка «FX QUARTET»?

Евгений: Изюминка коллектива в людях, составляющих его. Это, с одной стороны, шаткая, а с другой стороны - абсолютно зацементированная конструкция. Неспроста квартет: в той сфере задач, которые были поставлены, это наиболее гармоничная и на данный момент единственно приемлемая форма.

- Если музыкант в коллективе меняется, значит ли это, что ушедший уносит с собой какие-то фирменные секреты квартета?

Евгений: Все, что сыграно и записано, находится в свободном доступе. Все награды и дивиденды, я сейчас не о деньгах говорю, были получены теми людьми и в тот конкретный момент, в котором они находились. Да, моя музыка – это моя интеллектуальная собственность.

- Я имею в виду какие-то творческие приемы…

Евгений: Вряд ли это какие-то неслыханные секретные приемы, просто может, они иначе интегрированы.

Николай: Приемы, которые находит квартет, в других обстоятельствах могут просто не сработать…

- Вам приходилось играть экспромтом в виду каких-то обстоятельств?

Шамил: Любой экспромт состоит из каких-либо наработок, а любая импровизация хорошо подготовлена. Иногда приходится играть на концерте что-то «не по плану», но это для нас не сложно. Можно выкарабкаться из любой ситуации.

- А форс-мажорные истории были?

Шамил: Самая памятная: мы выступали в Красногорске на фестивале авангарда, находясь в строительных люльках на высоте 8-11 метров от земли… Мы играли под сильными порывами ветра, ноты сдувало, и мы играли по наитию… Это взаимодействие, которое может предложить только сыгранный коллектив с высоким уровнем взаимопонимания внутри. По проекту было еще, что мы поднимаемся и опускаемся. Мы были частью перформанса.

Николай: Это был Фестиваль современного искусства, на нем выступал, в том числе норвежский эквилибрист, который показывал смертельные трюки. Мы тоже, в какой-то степени, были эквилибристами на этом мероприятии! Причем после выступления нас спустили обратно на землю, а Шамила забыли на высоте 11 метров (смеются).

- Какая самая крупная площадка и самая маленькая в вашей творческой биографии?

Николай: Самой большой, наверное, можно считать тот самый фестиваль в Красногорске, потому что это было на улице, где находились десятки тысяч людей.

Евгений: А самая маленькая аудитория – мой кот. Он слушает записи и контролирует мои индивидуальные занятия(улыбается). Это самый благодарный слушатель!

- Инструментальная музыка -  это красиво. Но иногда вы еще украшаете ее вокалом. Как вы выбираете, с кем сотрудничать?

Евгений: Мы никого не выбираем, нас судьба сводит, и мы ей благодарны за это. Все голоса, с которыми мы работали – уникальные. Каждая встреча приносит нам очередную неизведанную радость. Нам везет на светлые моменты! В Иванове мы выступали с певицей Татьяной Вагачевой.

- Что для вас ивановский концерт?

Николай: Мы третий раз в Иванове, благодаря нашей подруге Елене Вахрушиной. С удовольствием опробуем новую для нас площадку - зал «Классика», отрадно, что во всех уголках страны живут такие маленькие оазисы для камерной музыки, из таких ячеек формируется общий культурный фон.

 Как получилось, что в вашей программе появился мультфильм?

Евгений: Мультфильм возник в результате непрекращающегося поиска нового квартетного материала, столь характерного для творческого метода «FXquartet». Ведь за 10 лет существования нам удалось подготовить достаточное количество уникальных программ, российских и мировых премьер квартетных опусов. «Снеговик» Говарда Блейка не исключение. Для нас это в первую очередь - струнный квартет, а уже потом мультимедийный проект для широкой массы слушателей. Помимо всех прочих достоинств, Снеговик - это ещё и пронзительная душевная история, в которой каждый, вне зависимости от возраста, сможет найти свои сокровенные моменты, посмеяться, задуматься, и даже всплакнуть украдкой.

1.jpg

- Вы всегда запрещаете зрителям аплодировать во время концертов? Вы чувствуете, как копится их желание выплеснуть свои эмоции?

Евгений: Вы будете удивлены, но это первый подобный опыт. Речь идет скорее не о запрете аплодисментов, а о попытке опробовать принципиально новый формат музыкального события, где зрителю предлагается достигнуть максимальной концентрации на происходящем, внимательно отслеживать и сравнивать эмоциональные состояния, возникающие в процессе восприятия программы, выстроенной особым образом.

- На каких концертах вас можно увидеть в качестве слушателей?

Евгений: О, это могут быть самые разные варианты, от современного актуального авангарда до джазовых вечеринок и рокерских марафонов!

Татьяна Хейфец – текст

Андрей Егоров – фото 

25 Января 2019, 13:37
+1368