3 декабря 2020 г.
19:24:41 Четверг
Добавить новость

Хелависа: «С вдохновением можно и нужно работать»

Интервью с лидером группы «Мельница» в преддверии концерта в Иванове 

7 апреля в нашем городе выступит легендарная фолк-рок-группа «Мельница». Каждая их композиция всегда точно попадает в цель, потому что проста и наполнена искренними чувствами. По существу, эти песни являют меломанам и поклонникам «новую музыку древнего мира», своего рода магию, способную провести вдумчивого слушателя дорогой сна, через перевалы, покрытые дикими травами. Думаю, не ошибусь, если скажу, что именно «Мельница» стала первой отечественной фолк-группой альбомом европейского уровня, и вот уже два десятилетия удерживает статус живой легенды, сенсации, и, если хотите, откровения.

В преддверии концерта вокалистка, арфистка и основной автор песен «Мельницы» Хелависа любезно согласилась на эксклюзивное интервью «Частнику».

- В прошлом году вы выпустили альбом в честь 20-летия «Мельницы» –«2.0. Vintagesession». Как вы отбирали для него песни из всего многообразия материала?

- В первую очередь мы просто хотели записать и снять лайв в студии, поэтому в основу релиза легли те песни, которые в тот момент мы регулярно играли в концертной программе. С одной стороны, нам было важно показать те песни, которые в нынешнем звучании сильно отличаются от своих старых студийных версий (например, «Воин Вереска»). С другой, специально для этой программы мы сделали акустический блок, где уже некоторые новые песни прозвучали в соответствующей аранжировке («Марсианский Экспресс»). И наконец, мы хотели, чтобы в записи участвовали наши друзья и коллеги Михаил Смирнов и Артем Якушенко, и поэтому подобрали те песни, в которых была возможность прозвучать соответственно аккордеону и электроскрипке.

0.jpg

- Одно время «Мельница»экспериментировала со звучанием, делала более роковые аранжировки, а что сейчас? Не стоит ли вашим ценителям ждать еще каких-то смелых решений? Может коллаборацию с рэп-исполнителем, или дуэт с кем-то - сегодня подобное в тренде?..

- Можно отметить еще один, возможно, самый смелый наш эксперимент со звучанием - это симбиоз современной электронной музыки и акустических струнных на нашем с Сергеем Вишняковым альбоме «Люцифераза». Сейчас мы работаем над новым материалом, он и будет диктовать характер аранжировок. Что касается дуэтов - на последних пластинках у нас были два мощнейших дуэта с Эдмундом Шклярским (группа «Пикник») и Борисом Гребенщиковым. А от «фита» какого-либо рэп-исполнителя я совершенно не откажусь, если он будет уместен в песне. Материал диктует все.

- Как вообще пишется? Что сначала - музыка, или слова? Многие творческие люди сетуют, что в современном ритме жизни сложно сконцентрироваться, сложно уделить время собственному творчеству, а писалось, дескать, хорошо лишь в юношеские годы? Вы с подобными рассуждениями не согласны?

- Пишется очень по-разному. Иногда рождается рифф, иногда сразу мелодия, иногда какая-то отдельная строчка или даже образ, а иногда внезапно все вместе. Самое интересное - это работа в соавторстве. Скажем, вот у меня лежит музыкальная канва, но никак не идет текст, и тут Ольга Лишина присылает мне наметки, и я немедленно на их основе начинаю записывать строчки. Или музыку присылает мне Сергей, и оказывается, что подходящие наметки текста были уже у меня. Я не считаю, что творчество нужно отдавать на откуп ветреной музе, которая приходит как хочет и действительно по большей части в молодости. С вдохновением можно и нужно работать. Мы все же ремесленники.

- Как вы относитесь к нашумевшим фэнтези-сериалам («Игра престолов», «Ведьмак» и т.п.). Не кажется ли вам, что масс-культура активно принялась уничтожать фэнтези-миры, подгоняя их под поп-стандарты широкой аудитории - зрелищность становится частью поп-корна, дух подменяется грязью... В свое время так были  ассимилированы и гранж, и рейв, и пресловутый русский рок. У вас есть метод персонального сопротивления этой всепожирающей Пустоте?

- Я тут на стороне масскульта. Не вижу ничего плохого в том, что культура фэнтези перестанет быть секулярной, что больше народа познакомится с произведениями Мартина, Сапковского, Толкина наконец. Грязи я тут не вижу, попкорн искренне не люблю. Поэтому персонального сопротивления у меня тоже не случилось - в конце концов, плох тот артист, который не хочет собирать бОльшие залы, больше гастролировать, больше зарабатывать, а это значит, что нам тоже нужно быть частью массовой культуры.

 - Чем вы вдохновляетесь? Можете назвать любимые фильмы, книги, музыку и игры за последнее время?

- Наверное, мой главный фильм прошедшего года - это «Однажды... в Голливуде» Тарантино. Я уже пересмотрела его (по-английски) и буду еще, мне так уютно в этой истории. Очень долго я читала афрофэнтези Марлона Джеймса «Черный леопард, красный волк» (по-английски) и прошла путь от ненависти к восхищению (правда, русский перевод я еще не смотрела, а его сильно ругают). Из последних музыкальных релизов могу отметить пластинку Майка Паттона и Жана-Клода Ванье «Corpse Flower». А в игры я не играю вовсе. 

- Кроме музыки вы занимаетесь литературной деятельностью. Как вы к этому пришли? Дифференцируете ли для себя творчество музыкальное и литературное или для вас это разные стороны одной медали - того, что вы хотите донести миру?

- Я вообще ничего не хочу доносить миру. Я - просто проводник массы информации, и иногда она выливается в форму песен, реже - в форму стихов, а иногда внезапно хочет стать книгой. В бытность научным работником я много занималась переводами, потом выпустила книгу сказок, а сейчас заканчиваю научно-фантастическую повесть, которая является по сути моим собственным фанфиком по миру пластинки «Люцифераза».

- Считаете ли вы, что талантливый человек талантлив во всем? Вы - мультиинструменталист, пишете стихи и прозу, имеете научную степень, занимаетесь модой. Может быть, нам неизвестна еще какая-то ваша грань? Картины не пишете? Скульптурой не занимаетесь? Как вы вообще находите на все время и силы, в чем секрет вашей многогранности?

- Нет, я считаю это выражением неумным и даже вредным - можно быть талантом в одной области и абсолютным пнем в другой. Нарисовать я могу разве что домик и собачку! Я очень люблю изобразительное искусство и неплохо в нем разбираюсь, но саму рисовать никогда не тянуло. Зато я хорошо вышиваю, могу плести макраме и бисер. Времени и сил на все, чего бы я хотела, у меня, конечно же, не хватает, но я стараюсь самодисциплинироваться. Иногда составляю себе расписание дня, как барон Мюнхгаузен - «девять утра, подвиг».

3.jpg

 - Вы очень много путешествуете, видите самых разных людей в больших и малых городах мира. Разные ли люди в разных городах и странах, чем отличаются? К примеру - в Дублине и в Иванове люди разные? Когда вы путешествуете из города в город, вы видите отдельных хороших людей, социальную прослойку, серую массу? Нет разочарованности в человечестве вообще?

- Ну, конечно, люди все очень разные. В одной маленькой Европе такая плотность менталитетов, этносов, религий и прочего, что только успевай оглядываться, это же интересно. А путешествие путешествию рознь - ведь на гастролях мы в основном видим нашу собственную публику, а в туристических поездках я вижу обычных людей, как вы выражаетесь, «серую массу». И нет, при всех своих недостатках человечество пока меня не разочаровало.

- Приоткройте завесу тайны - что услышит публика, которая придет на ваш ивановский концерт?

- Тщательно откалиброванный трек-лист из старых и новых хитов, «тяжелого винтажа» и акустик-блока, барабанного соло и флейтового номера. И все это будет сопровождать работа нашего художника по свету Дмитрия Гамзаева. 

Концерт группы «МЕЛЬНИЦА» с юбилейной программой «Мельница 2.0» пройдет 7 апреля в 19.00 в ЦКиО г. Иваново. (6+)

Константин Шаронин (Ивановская область) - текст, (фото предоставлены артистом). 

 

27 февраля 2020, 15:05
+7660