Александр Балуев: «Люблю играть то, чего не понимаю»

Известный артист – о людях в политике, целлофановом кино и собачке Муму

Евгения Кочеткова [текст]

Встречи с Александром Балуевым в рамках «Зеркала» многие ивановцы ждали с особым трепетом. В отличие от целого ряда других гостей «Зеркала» его лицо поистине медийно, потому что хорошо знакомо не только знатокам, но и самой широкой публике (по фильмам «Благословите женщину», «Кандагар» и др.). Своей встречей со зрителями Александр Балуев предварял внеконкурсный показ фильма Веры Глаголевой «Одна война» в кинотеатре «Лодзь».

В Иванове Балуев оказался если не случайно, то уж точно проездом: в тот же вечер ему нужно было добираться до Домодедова, чтобы лететь на спектакль в Екатеринбург. Тем не менее, он проявил настоящие чудеса звездной выдержки, ответив на все вопросы до единого – как журналистские, так и зрительские. Более того, не отказал ни одному из тех, кто попросил сфотографироваться на память или дать автограф.

 

О детских мечтах

Моими кумирами в детстве был Валерий Харламов, Борис Михайлов, Владимир Петров (легендарные советские хоккеисты – Е.К.). Я очень хотел играть в хоккей, как они. Но меня не взяли, и я решил стать финансистом: сидишь, считаешь купюры – чем плохо? Даже пошел на какие-то курсы, в финансовый институт. А потом вдруг захотел в артисты. Причем меня привлекло не кино, а сцена.

 

О кино и театре

Безусловно, я считаю себя театральным артистом. Ведь я учился на артиста театра в школе-студии МХАТ, пусть это и было так давно, в прошлом веке. А кино в моей жизни возникло случайно. Вообще, в моей молодости режиссеры часто говорили, что я никогда не буду играть в кино с таким носом и отсутствием рта....

 

О фильме «Одна война»

Это качественное русское кино. Думаю, Вера Глаголева сняла одну из лучших своих картин. История очень трагическая, щемящая, но в конце концов дающая надежду людям, которые, дай Бог, пережили эти события, дожили до наших дней, дети которых будут жить завтра. В современном кино редко снимаются фильмы, которые, следуя советской традиции, заставляют сопереживать.

 

О Вере Глаголевой и себе в режиссуре

Вера, несмотря на то, что производит впечатление хрупкой изящной женщины, очень сильный человек. Артисты не так редко приходят в режиссуру, но это один из самых удачных таких примеров. Вообще, мне как актеру всегда везло с режиссерами. Я не чувствовал недостатка режиссерского внимания к себе и не чувствовал потребности выступить в этом качестве сам. Поэтому я всего лишь артист.

 

О «целлофановом» кино

Многие молодые режиссеры не понимают, что делают и для кого. Снимают какую-то кальку, портят замечательные картины, например, Рязанова, своими «продолжениями» и довольствуются этим. В итоге мы видим на экране инопланетян, которые если и ходят, как мы, то странно одеты, если и разговаривают по-русски, то все равно на непонятном для меня наречии. Мне нужен переводчик, чтобы понимать кино, которое очень правильно называют целлофановым. Оно не тревожит ни мысли, ни душу. Смешные человечки бегают друг за другом, спасают мир… а между людьми ничего не происходит.

 

О популярности

Я часто бываю недоволен своими работами. Не то чтобы мне за что-то очень сильно стыдно, просто в каких-то из тех фильмов, где я снимался когда-то, можно было и не участвовать. Я тоже снимался в целлофановом кино. Понимаете, кинематограф – это массовое искусство, а если артист не хочет быть известным – он не артист. Целлофановое кино дает очень большую популярность. Из последних кинопродуктов, что меня удивили, – «Наша Раша. Яйца судьбы». Смотрел и думал: либо я сумасшедший, либо они. Даже вместо, собственно, яиц, – какие-то елочные игрушки. Но, наверное, мы заслуживаем того кино, которое имеем. Посмотрите: едешь по нашей стране, и всюду – разрушенные храмы. Зачастую они не были взорваны фашистами или большевиками, просто заброшены. Нужно что-то менять в себе.

 

О творческом амплуа и власти

Мое амплуа на экране сейчас… мужественный пожилой человек (смеется). Может быть, мне и хотелось бы сыграть какую-то моложавую историю любви, но это выглядело бы глупо. Надо идти от того, кем ты на самом деле являешься. Когда я выбираю роли, следую принципу – играть то, что мне неблизко, что лично я не люблю в людях. Например, я не люблю власть. Не понимаю партийной борьбы. Поэтому мне интересно играть людей, которые безо всего этого не могут жить. Пытаясь в этом разбираться, находишь в себе какие-то живые моменты. Когда я был помоложе, мне, например, нравилась роль Калигулы в спектакле по пьесе Камю. Я ее до сих пор помню.

Или вот когда-то Юрий Грымов предложил мне сыграть Герасима. Я подумал – зачем мне этот детский рассказ? Но Грымов тогда сказал мне, что хочет снять два финала. В одном Герасим топит собаку, в другом – оставляет ее жить. Снял конечно, только один, на второй денег не хватило, наверное. Но этот случай навел меня на размышления. По-моему, никакого сочувствия Герасим не должен вызывать. Он убил свое любимое существо. Убил из чувства раболепия, хотя мог бы не делать этого. Скажем, уйти с собакой в лес и жить там – я просто привожу пример. Раболепие – это то, что мне более всего неприятно в людях.

 

О «Петре Первом»

Когда мы работали над картиной «Петр Первый. Завещание» (режиссер Владимир Бортко, 2011 – Е.К.), передо мной не стояла задача переделать историю. Режиссер не собирался сказать зрителям: «Все фильмы, снятые про Петра Алексеевича Романова до нас, были лживыми, а теперь мы вам откроем правду». Вовсе нет. Хотелось снять коня с пьедестала, если вы понимаете меня. Посмотреть, что это за люди такие, что не могут жить без власти над другими людьми. Я повторюсь, это болезнь. Скажу так, даже если меня задержат на выходе люди, которые попросят объяснить, что я имею в виду (смеется). Знаете, за частной историей всегда открываются важные моменты. Очень многое в истории зависит от того, болит у человека бок или нет. Если болит, он может натворить массу жутчайших вещей, как это часто и было со многими правителями, стоящими во главе нашей страны до и после Петра и являющимися, если честно сказать, не совсем здоровыми. «Петр Первый. Завещание» – это жизнь политика и реформатора, который живет свою жизнь, зная, что она скоротечна.

 

О Тарковском

Большое счастье, что Андрей Тарковский жил на этой земле, что ему удалось снять столько картин, сколько удалось. Знаете, удивительно, как у нас любят обожествлять мертвых и как плохо относятся к живым. Сейчас всюду говорят, что Тарковский – это гениальный режиссер. А когда-то этот гениальный режиссер бежал из страны, и мы все понимаем, почему.

 

О «Ностальгии» и «Сталкере»

Если говорить о моем любимом фильме Тарковского, то это, наверное, «Ностальгия». Я думаю, это та картина, в которую Тарковский вложил больше всего себя. Когда я впервые смотрел фильмы Тарковского, меня завораживала та странная, иногда непонятная жизнь, которую он показывал. Часто было непонятно, за счет чего она завораживает. Знаете, первой картиной, куда меня пригласили сниматься, была «Жена керосинщика», которую снял Александр Кайдановский, который сыграл сталкера в фильме Тарковского. Может быть, я не прав, но мне кажется, что Кайдановский и все, кто соприкасался с Тарковским, находились под очень большим его влиянием и пронесли это через все свое творчество. По «Жене керосинщика» это заметно. Потом в моей жизни уже не было именно такого языка кино.

 

Об отдыхе

Я люблю отдыхать зимой, потому что катаюсь на лыжах. Поскольку у меня растет маленькая дочка, стараюсь соизмерять свои планы с ее каникулами. А вообще артисты часто кокетничают, говоря, что очень устали сниматься. Каждый втайне боится, как бы этот отпуск не затянулся надолго...

 

Фото - официальный сайт правительства Ивановской области

03 Июня 2011, 12:05 +198

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...