Александр Семчев: «Толстые тоже любят»

Внимание публики к его жизни известный актер считает суетой и нездоровым любопытством

Таковы уж издержки профессии, что для народных масс глубокий театральный актер Александр Семчев стал известен не по ролям в спектаклях МХТ или по обширной фильмографии, но в первую очередь по диалогу «Ты где был? Пиво пил!» из рекламы десятилетней давности. В одномерности такого видения ивановские зрители могли убедиться, наблюдая Семчева в спектакле «Шутка» по чеховским произведениям, который был показан в Иванове. Из трех классических «шуток» - «Юбилей», «Предложение» и «О вреде табака» - последняя исполняется Семчевым, так сказать, acapella. Причем в ходе действа он не только неожиданно поет романс, но и спускается в зал, начиная продавать «программки» занятий в частной школе, которые ведет его персонаж.

Актера нам удалось «перехватить» уже в артистическом буфете - между спектаклем и отъездом в Москву. Александр Семчев грустно пил пиво, был устал, одышлив и искренен.

- Неожиданно видеть пьесы Чехова в качестве антрепризного спектакля. Это просветительская миссия своего рода?

- Тут все вполне очевидно: идет год Чехова и посему подобных проектов, что называется,  как грибов. Следующий год будет годом Льва Толстого, но там ситуация сложнее: сложное отношение к Толстому со стороны церкви и прочее, поэтому в толстовском плане у нас в театральной среде все тихо. А Чехова сегодняшняя публика воспринимает как современного актуального автора. Тем более что мы для антрепризы взяли его ранние водевильные пьески, которые сам он обозначал так - «шутка одном действии».

Опять же, последнее время в театр принято ходить на артистов, так что успех спектакля в немалой степени зависит от актерского состава. Но это никоим образом не просветительская ситуация. Хотя, если честно, книжки все же нужно почитывать. И Антона Павловича в том числе.

- Ваш, если так можно выразиться, «сольный номер» в «Шутке» - трагикомический монолог «О вреде табака» - сценарно решен необычно. Ваш неожиданный выход в зал и продажа «программок» зрителю уложили публику наповал…

- Не в этом суть. Момент работы с залом – это сиюминутная ситуация и она, по большому счету, не важна - важен внутренний перелом в монологе: некий подкаблучник, такой забавный нелепый толстяк, по наказу жены выходит с лекцией «О вреде табака», чтобы заработать денег на жизнь для многочисленных дочерей, а потом вдруг срывается на исповедь о наболевшем. И такая в этом боль, трагизм жизни пресловутого «маленького человека»! Это главное. И я вижу, как зал затихает, начинает что-то осмысливать, возможно, и про себя… Никакого комикования тут быть не может. Вообще, я считаю, что из смеха перейти в слезы - это для актера высший пилотаж. Именно так играли люди, которые для меня незыблимые авторитеты – Евгений Леонов, Орсон Уэлс, Раневская….

- В других городах публика столь же активно покупала ваши «программки»?

- У меня все время покупают. Это зависит лишь от того, насколько я буду настойчив.

- «Сборы» высоки?

- На предпоследнем спектакле один человек дал мне 5 тысяч рублей. Я говорю: «Извините, у меня сдачи нет». А он: «Ничего – ничего». Но в конечном итоге это оказалась подделка. А так рублей  150-200 за спектакль я собираю. В Иванове набралось аж 460! На это уже можно жить (смеется).

- Обращаясь к более низменным вещам… Как вы пережили кризисный год? Довольны ли своим нынешним репертуаром?

- У меня кризис начался, когда мы закончили съемки про эти… яйца (фильм «Наша Russia: Яйца судьбы» - Р.Ф.). Я судил по гонорарной ситуации: тогда деньги за фильм для меня  были ощутимой суммой, на которую можно как-то пробавляться. После этого, когда продюсеры сообща решили, что пора артиста прижать в гонорарном плане к ногтю, стало совсем тяжело: заработки уменьшились примерно в два раза. И только сейчас я начинаю выкарабкиваться  из этого провала, возвращаясь к тому, что было год назад.

Сегодня у меня в работе один сериал  «Фарфоровая свадьба», который для «Первого» канала снимает Вася Пичул, режиссер «Маленькой Веры»,  и комедия «Ослиный галоп». Ее делает режиссер Виталий Москаленко (фильмы «Китайский сервиз», «Ширли-мырли»). Ну, и какие-то театральные антрепризные вещи.

- Но в МХТ  играете по-прежнему?

- Обязательно! Уже 14 лет.

- Раз уж вы сами вспомнили: вы довольны фильмом «Яйца судьбы»?

- Скорее, мое участие в нем было вынужденной мерой: это деньги, заработок. Потому что  с точки зрения игры там не Бог весть что на самом деле. Ну, ходит этот хромой и толстый человек и все. Можно сыграть одной фактурой.

- Интересно, обходится ли какое-то интервью с вами без вопроса о 2000-м, когда вы стали рекламным «лицом года» за рекламу пива «Толстяк»?

- Последнее время я, признаться очень не люблю такие вопросы. И если ситуация бестолковая, не подготовленная со стороны  журналиста, то я стараюсь просто не отвечать. Вам скажу: говоря нынешним языком, я не парюсь по поводу  рекламы. И прошлого. Пиво - пивом, о чем тут, собственно, говорить. Но за шесть снятых тогда рекламных новелл мне не стыдно: они были живыми, игровыми, юморными. Наверное.

- В будущем себя в рекламе видите?

- Почему бы нет? Предложения такие уже были. Рекламировать можно что угодно, вопрос – как. И это вопрос меры и вкуса.

- С которыми в России пока не очень хорошо.

- Увы. Но с этим можно бороться.

- Зритель часто видит вас в неожиданных ролях. Например, те, кто видел фильм «Дни Турбиных» уж никак не ассоциировали вас с Лариосиком из булгаковской «Белой гвардии»…

- Я сам не ожидал подобного распределения. Но у Булгакова нигде не написано, сколько Лариосик весит. И не в фактуре тут дело. Толстые люди тоже любят. И тоже переживают.

В пьесе есть женщина, в которую Лариосик влюбляется, и сцена объяснения с ней – единственная, ради которой уже можно все это играть. Несмотря на трагический исторический фон пьесы в ней уже не социум важен, а взаимоотношения между мужчиной и женщиной. «Как же вы будете одна?», - говорит Лариосик. И это так важно - подставить плечо, руку той женщине, которая остается одна. Лариосик - герой отнюдь не комедийного плана. Это очень мужская ситуация, на мой взгляд.

- А в жизни у вас бывали такие ситуации?

- Конечно, работая над ролью, я во многом питаюсь своим жизненным опытом. Плюс в моей профессии важен момент подсмотренного, украденного или присвоенного.

- С каким настроением вы входите в период массового предчувствия Нового года?

- В последнее время я перестаю ощущать предновогоднюю радость. Елка, мандарины, оливье… Раньше, особенно в детстве, отрочестве, юности, это воспринималось ярче, острее.

- В новогоднюю ночь будете работать, как водится у артистов?

- Нет, у меня последний спектакль 29-го или 30-го декабря, а потом либо куда-то уеду из Москвы, поближе к природе. Либо придумаю что-то еще. Например, просто останусь дома. Специально не планирую ничего.

- Как вы относитесь  к тому, что люди, зритель хотят знать об актере все – что ест, как проводит вечера и проч?

- Очень плохо отношусь. Мне это совершенно непонятно. По-моему, это очень нездоровое любопытство: что актер пьет, с кем спит, на чем ездит. Суета это все.

- Вы  отвечаете на такие вопросы?

- Не отвечаю. Вот девочки (работницы артистического буфета – Р.Ф.) мне дали картошку, яйца под майонезом… Вот пиво пью… Неужели кому-то это может быть интересно?!

- Странно: по ролям зритель о вас судит в основном как о комическом актере и веселом человеке, рубахе-парне, а в общении вы производите, скорее, грустное впечатление.

- Ну, Ингибаров тоже был клоуном. Но клоун клоуну - рознь. Вполне отдаю себе отчет, что обычно меня видят лишь в ситуации комизма. Не знаю, есть ли смысл кого-то тут переубеждать. Пусть лучше это сделают мои роли.

- В таких случаях актеры обычно говорят о Гамлете, которого мечтают сыграть.

- А я уже играл Гамлета. Правда, не у Шекспира, а в такой бульварной пьесе «Острый соус» Андрея Николаева. Кстати, согласно Шекспиру, Гамлет – как раз толстый одышливый парень, а не субтильный худой невротик. Так что это как раз мой персонаж.

Беседовал Роман Фонинский

05 Января 2011, 12:19 +2584

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...