Андрей Стемпковский: «Не нужно делать из Тарковского икону!»

Режиссер не понимает, почему современные российские кинематографисты разговаривают со зрителями, как с идиотами

Татьяна Хейфец [текст]

 

Андрею Стемпковскому – тридцать пять, он представитель молодого поколения кинематографистов. Участник и призер российских и международных конкурсов короткометражных фильмов, на фестиваль «Зеркало» он привез свой полнометражный дебют – фильм «Обратное движение». Эта кинолента уже была признана российскими киноведами и получила Национальную премию «Белый слон» за лучшую женскую роль, а также награды на фестивалях в Монреале, Анжере и Эшториле. На пресс-конференции, которую Андрей дал в рамках фестиваля в Иванове, он наотрез отказался пояснить название своей картины, но зато поделился своими соображениями на тему кино и не только.


О своем фильме

Конечно, проще продвигать что-то более скандальное или массовое, как, например, «Пираты Карибского моря». У меня фильм не скандальный, он сложный для зрителя, поэтому у авторского кино небольшой прокат. К сожалению, мне самому пришлось заниматься продвижением фильма после его производства, поскольку Михаил Калатозишвили, который запускал этот фильм, умер. Кино осталось бесхозным, я его доделал, как мог... Я не должен был этим заниматься, это сложно.

…В общем, я не считаю, что мой фильм безнадежен. В нем есть и любовь к человеку, и надежда, что люди могут больше, чем кажется. Был прокат ленты в Москве и в Питере, сейчас она выходит в прокат в Париже.

Да, в картине мало слов. Это компенсация собственной говорливости. На самом деле есть большая проблема с речью в  нашем кино - она очень фальшива. Сценаристам трудно писать речь. К тому же, я люблю немногословных режиссеров, где кино действует кинематографически, а не литературно. Мой первый фильм такой, но это не значит, что и все последующие будут «бессловесными». Я нарочно отодвинул реплики на задний план, они слышатся вместе с шумом ветра. Это правильно для постдокументального состояния, в котором мы пребываем в этом фильме.

О настроении

В большой кинематограф люди идут не от согласия с жизнью. Наверное, в связи с этим позиция режиссеров авторского кино чаще критичная, мрачная, меланхолическая. С реальностью работать трудно, по-моему, она дает мало поводов для оптимизма.

Мы живем в чудовищное время: когда люди во всем мире страдают от собственного эгоизма, они перестают чувствовать, они отстранены, их окружает черное пустое пространство. Это люди, утратившие веру, настоящие привязанности, которые свойственны человеку, все спешат жить и из-за этого жить не могут. Это проблема нашей цивилизации. В России на это накладывается еще масса проблем ментального характера, в том числе проблема разочарованности, морального поражения, отсутствия идеала. Нет идеала - нет героя. Поэтому можно снимать фильм о состоянии моральной травмы, пустоты. Вы видите, насколько фальшивы фильмы, которые показывают оптимистическое состояние. Мне фальшивить не хочется. Я не вижу причин для искренней радости.

Я очень хочу снять фильм про любовь, но пока никак. Я написал за последние четыре месяца два сценария, и они оба мрачные… Последний год посвящен поиску любви. Хочется снять кино, где люди будут проявлять чувства, о которых мы тоскуем. В наше время это очень некинематографично, это все вырождается в чудовищный штамп. Я переписывал тысячи диалогов, пытаясь понять, как это нужно говорить, это очень сложно.

 

О конце света

Конец света – это полная фигня. Нет никакого конца света, он наступит не так, как мы его видим. Он не придет к нам в виде гигантского цунами. Конец света – это мы сами. Когда человек перестает чувствовать, быть человеком, тогда и наступает конец света. Это все иносказание.

 

О Тарковском

Когда снимал Тарковский, все его гнобили, а потом с такой же звериной серьезностью стали делать из него икону. Зачем делать из человека икону? Зачем с такой неимоверной серьезностью относиться ко всему происходящему? Почему нужно сначала убивать, а потом превозносить?

Тарковский – тот человек, который делал кино, не взирая ни на что. Бесспорно, он один из гениев мирового кино: когда включаешь его фильм в любом месте, с первого же кадра ты видишь кинематографию, и она тебя захватывает полностью. Один выхваченный кадр каким-то образом погружает тебя в состояние фильма. Не многие режиссеры умеют так делать, у него идеальный кадр. Из его фильмов я люблю «Андрея Рублева» и «Сталкера». Хотя многие и сейчас не могут смотреть Тарковского, считая, что его фильмы очень затянуты и т.д.

 

О современном российском кинематографе

Я не могу понять, почему запускается в производство то, что запускается? Нужно быть идиотом, чтобы это делать. Я говорю не только о сериалах, но и о полнометражных фильмах. Почему авторы разговаривают со зрителями, как с идиотами? Это неправильно. Нужно пытаться что-то дать ему. Нужно воспитывать в зрителе вкус. Даже на коммерческом поле можно играть по-другому. И тогда зритель будет лучше. Ведь влияние кинематографа до сих пор огромное. Хорошим авторам нужно пытаться вторгнуться в область массового кино, но сделать это еще сложнее, чем снять первый фильм.

 

О продюсерах

У молодого кинематографиста проблема одна – как бы снять следующий фильм… Есть вариант самому продюсировать свое кино, хотя это неправильно, потому что отвлекает от основного дела. Мы же живем в одном «загончике», нам тесно, и ты понимаешь, что никому не нужен… К сожалению, я не вижу хороших продюсеров. Продюсер должен быть умнее режиссера, он должен понимать конечную цель, а не работать наобум. Это очень тонкая профессия – с одной стороны художник, с другой – математик. Продюсер разбирается в процессе, понимает тенденцию и своевременность каких-то вещей, видит талант и т.д.  - эта профессия требует многого от человека. Хотелось бы, чтобы появлялись продюсеры.

 

О наградах

Награды фестивалей – это хорошо. Еще бы денег давали… Нам в Португалии дали два приза, а знаменитый продюсер Пауло Бранко вручил мне ручку Монблан. Потом я увидел, что эта ручка стоит 2,5 тысячи евро… и захотел ее продать!

 

Фото - официальный сайт правительства Ивановской области

03 Июня 2011, 12:18 +136

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...