Гарри Бардин: «На мой век ручного труда еще хватит»

В Иванове известный мультипликатор показал новый фильм и презентовал автобиографию

Роман Фонинский

Одним из главных событий V книжной ярмарки «Умная книга», прошедшей в Иванове 20-21 декабря, стал приезд Гарри Бардина. В Областном координационно-методический центр культуры и творчества прошла его творческая встреча со зрителями (среди них преобладали школьники), состоялся показ нескольких старых работ мастера и его новой анимационной картины «Три мелодии».

Кроме того, Гарри Бардин презентовал свою автобиографию «И вот наступило потом…»  (выражение, ставшее названием книги, Бардин, по его признанию, подслушал у своего внука). В книгу вошли воспоминания Гарри о детстве, родителях, друзьях, коллегах, работе, приметах времени – о всем, что оставило свой отпечаток в душе автора, повлияв на творчество, характер и мировоззрение. Напомним, что последний раз Гарри Бардин побывал в Иванове два года назад. Тогда он в рамках кинофестиваля «Зеркало» (на фестиваль Гарри приезжал вместе со своим сыном-режиссером Павлом) показывал свой мультфильм «Гадкий утенок».

О писательском вдохновении

- У меня был мощный стимул для написания книги. Дело в том, что у нас в студии каждый день в половине третьего – обед. И после чая мои коллеги ждали от меня чтения очередной  главы. Так что отлынивать не получалось: пришлось написать всю книгу буквально за два месяца.

О детской надежде

- Конечно, дети везде одинаковые. Но с другой стороны, недавно я показывал свой мультфильм «Гадкий утенок» детям из детских домов. И для них он оказался знаковым. Ведь они сами порой ощущают себя такими «гадкими утятами».  Меня просто наповал сразил вопрос одного мальчика: «А почему этого утенка никто не любит?» Честно признаюсь: я с самого начала боялся этого вопроса… Этим детям нужно дать надежду. Хотелось бы верить, что я своим фильмом помог им в этом.

О компьютерном и вещественном 

- Меня часто спрашивают, почему я не работаю в компьютерной графике. Я эту технологию не отвергаю: каждый волен заниматься тем, чем хочет. Но для себя выбрал ручную работу. Я люблю, когда из-под пальцев рождается эта вещественная фактура, и я  начинаю ею увлекать зрителя. Ведь я – дитя войны, и игрушек у меня в детстве не было. А теперь я, скажем, могу взять спички и сказать: «Давайте сыграем!» И в итоге получается фильм «Конфликт». Или беру моток проволоки и говорю: «Давайте представим себе, что из нее родился человек и стал жить по принципу «построить дом, посалить дерево, родить ребенка». И что у него из этого вышло». А в итоге получается фильм «Выкрутасы». В этом плане меня всю жизнь бросало из огня да в полымя: я постоянно придумывал новые фактуры и новые технологии. Повторять за кем-то мне было неинтересно.

Что касается компьютерной графики, то она создает лишь подобие фактуры. Она нас, зрителей, как бы пытается обмануть. А я даю натуральное: уж если дерево, то настоящее, если бумага, то подлинная. Такому изображению я как зритель больше доверяю. Думаю, на мой век ручного труда еще хватит. Ведь снимать можно все, что шевелится: делать фильмы на бумаге, веревках, песке, на пластилине, на кофейной гуще. Форма может быть самая разная. Но если после фильма не остается какое-то послевкусие, не  вспоминаешь увиденное, не размышляешь о нем, то, значит, работа не удалась. Форма должна существовать как наиболее яркое выражение идеи. А не просто: поржал и ушел.  Вот только с идеями в мире сейчас плоховато…

О необычном имени

- Я родился, когда отец был на фронте. А тетка, жившая  снами в эвакуации в Оренбурге,  очень тогда любила какого-то американского актера-красавчика  - то ли Гарри Ллойда, то ли еще кого. И она убедила мою маму дать мне имя Гарри. Мама поддалась на это. Потом тетка, которую, кстати, звали Александра, уехала в эмиграцию в Америку и благополучно жила там со своим русским именем. А я вот маюсь со своим американским «Гарри» в России до сих пор…

О музыке

- Каждый раз в фильмах я стараюсь поделиться со зрителем своей любимой музыкой. Ведь вкусненькое еще приятнее, если есть не в одиночку. Например, в «Гадком утенке» была музыка Чайковского. В моем последнем фильме «Три мелодии» в каждой из трех его частей звучат любимые мною темы, которые я попытался как-то по-новому показать, проиллюстрировать…(причем одна из тем -  американский спиричуэл Go Down Moses, в котором описываются события из ветхозаветной книги Исход, в исполнении Луи Армстронга – РФ.)

О роли микрофона в судьбе

-Я пришел в мультипликацию почти случайно, через микрофон. По образованию я – актер: закончил школу-студию МХАТ. И потом периодически озвучивал мультфильмы. А мультипликации я специально никогда не учился… Кстати, когда я рассказываю своему внуку, что в мультике «Летучий корабль» «царя пою» я, он не верит. Приходится петь в подтверждение. И тогда он говорит: «Похоже».

О 3D

- На мой взгляд, 3D - это просто аттракцион, как, например, кривые зеркала в парках культуры. Это развлечение имеет относительную ценность. И думаю, мода на него рано или поздно пройдет. Ну, что это за кино, которое нужно смотреть в специальных очках?!  Тем более это из-за астигматизма многим не очень полезно…

24 Декабря 2013, 14:33 +528

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...