Григорий Константинопольский: «Арт-хаус снимают убогие люди для убогих людей»

Культовый режиссер 1990-х подтвердил в Иванове свою репутацию «странного человека»

Роман Фонинский Говоря о кино первого постсоветского десятилетия, неминуемо вспоминают неуемного клипмейкера и заядлового трешевика-постмодерниста, режиссера Григория Константинопольского. Благо он не устает напоминать о себе и в крайне нелюбимые им, как выяснилось, «нулевые» (например, «Кошечкой» с Михаилом Ефремовым в главной роли) и 2010-е. На ивановское «Зеркало» этот возмутитель киношного спокойствия привез свое очередное неоднозначное творение – фильм «Самка», в котором Стриженов-младший в облике снежного человека бродит по тайге, задирает браконьеров и милиционеров,  пытается наладить семейную жизнь со снежной женщиной Жанной, похищая попутно (для выведения потомства) корреспондента некоего южно-уральского ТВ Ларису (ее сыграла сериальная звезда Екатерина Вилкова). Причем понимают они друг друга лишь благодаря поеданию галлюциногенных грибов на протяжении всего фильма. О съемках этого веселого бреда (он же – история любви) в Кандалакше, а также о том, почему треш – это по-прежнему актуально, режиссер поведал читателям «Частника» в эксклюзивном интервью. -Глядя на таежные мотания персонажей, так и хочется спросить: во время съемок никто не пострадал? - По-моему, пострадали все. Снимали быстро – всего 14 дней, но съемки в итоге получились очень тяжелые. Стриженов вывихнул ногу. Вилкова ударила мачете себе по руке: крови было море! Постановщик водопада упал в него и чуть не утонул… Плюс сложный грим снежного человека приходилось накладывать по несколько часов, снять его уже не было никакой возможности. Так что Стриженов проводил в нем дни, жалуясь, что, если бы знал, как это будет, ни за что бы не согласился… - Стадо мамонтов, появляющееся в одном из кадров, долго «рисовали»? - Да нет, мы их там просто случайно увидели и успели снять. - На показе в Иванове вы остались в зале, причем смотрели весь фильм стоя… - Мне это очень важно: как реагирует публика, над какими местами смеется, а над какими – грустит. Ведь я сам пишу сценарий, и только так, по сути, опытным путем и можно понять, что удалось. Каждый зал для меня - своего рода фокус-группа. - Ваш треш-стиль - одна из основных примет 1990-х годов. Вероятно, любой, кто смотрел кино в то время, назовет ваши «Восемь с половиной долларов» в числе любимых. Насколько  актуален этот стиль в начале 2010-х? - Мне кажется, это очень современно, модно, ново, остро. А все, кто считает, что 1990-е - это потерянное поколение, что эти годы были только дикими и лихими, мне представляются неглубокими и убогими людьми. У них нет своего мнения, они ничего не читали, не видели жизни, а лишь поют с чужого голоса. 1990-е - единственное настоящее, что было пока в моей жизни, все остальное  - суррогат  и подобие. «Нулевые» – апофеоз серой краски, бездарности, торжества денег. Так что 1990-е по определению не могут быть анахронизмом сегодня:  до них нам еще расти и расти – до их искренности, смелости, свободы, ощущения счастья в конце концов. Мне особенно обидно, что не мои ровесники или те, кто старше меня, говорят сегодня плохо о том времени, а что молодые, зеленые люди, не имеющие никакого опыта, начинают что-то вякать по этому поводу… - Каков бюджет «Самки», если не секрет? - Секрет. - Но это не восемь с половиной долларов? - Нет, конечно, это не про сегодняшний день. - Вы довольны прокатной судьбой фильма и если нет, то в чем тут причины возможных неудач? - Не доволен. А  объясняется все просто - отсутствием рекламного бюджета и нежеланием директоров кинотеатров показывать этот фильм большому количеству людей. Ведь прокатчики прекрасно знают, кто нынче ходит в кинотеатры: это не публика упомянутых 1990-х. Нынешняя публика привыкла к тому, чтобы ее щекотали, ласкали, чтобы ее  кормили попкорном и больше ничего. Думать и смотреть чуть более сложные фильмы, чем про голую ж..., она не желает. - Как вы оцениваете то, что происходит сегодня с Иваном Охлобыстиным, вашим давним, кажется, другом? - Он мне не друг. И  это не мое дело. Он просто снимался когда-то у меня в главной роли (имеется в виду фильм «Восемь с половиной долларов»). Таких артистов у меня было много. - Кто ваш идеальный зритель? - Моя мама. Она меня всегда поругает за что-нибудь, но всегда в конце и похвалит. - Киноманское сообщество привыкло считать вас нашим Родригесом. Не хотите, как он, попробовать себя в съемках фильмов для детей, например? - Так ведь «Самка» и есть такой фильм – это же сказка. Но я не думаю, что могу быть очередным Родригесом. Не хочется говорить матерных слов в таком глубоком интервью, чтобы описать традиционное отношение к себе. Примерно так: режиссер, который не хочет заработать бабла, как все, - написать и снять несложную историю про то, как она любит его, а он – другую, но в конце они воссоединяются…  У меня странная репутация странного человека, который то ли выпендривается, то ли еще что… - К вопросу о последнем «пункте»: мы слышали, что вы выпускаете «Восемь с половиной долларов» в 3D? - Да, эта идея была продиктована тем, что долгое время фильм просто никто не мог увидеть: там были «неочищенные» права на музыку, и ряд исполнителей подавал на нас в суд. С другой стороны, этот фильм считают срезом 1990-х, энциклопедией московской жизни.  Там по обе стороны камеры работала масса известных персонажей. Мы решили, что было бы неплохо, если бы наша публика вновь посмотрела это кино. Тем более в 3D: это же весело! - На фестивале «Зеркало» термин арт-хаус звучал чуть ли не в каждой реплике участников. Ваше отношение к арт-хаусу? - Я не очень его люблю. Мне кажется, что арт-хаус придуман убогими людьми для убогих людей. И вот жалкие подслеповатые неумехи, которые не могут четко сформулировать свою мысль, делают кино для таких же, как они. Мне нравится мейнстрим или, если угодно,  арт-стрим. - Репортажи о первом показе «Самки» в Москве показали, что из премьеры треш-комедии тоже можно сделать большое светское мероприятие… - Просто у меня много знакомых, большие связи. Плюс на тот момент были деньги. А светское мероприятие  сделать не сложно. Но ничего хорошего в таком «пиаре» нет. Премьера получилась громкой, но в итоге фильм посмотрело, По сути, столько людей, сколько на ней и было. - Традиционно хочется узнать о творческих планах… - Я написал прекрасный полнометражный сценарий: он мне очень нравится, но никто не хочет давать на него деньги. Думаю, это будет такой православно-психологический триллер…
08 Июня 2011, 10:46 +433

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...