«И Козел на саксе: «Фа-фа-фа»!…»

На «Днях российской культуры» в Иванове выступила легенда советско-российского джаза

Роман Фонинский (текст) Мария Сибирякова (фото) Культурная жизнь накрывает столицу текстильного края волнообразно – чередой концертов, нанизанных на концептуальный стержень очередных «дней» и «фестивалей». Последняя по времени культурная волна накрыла ивановский регион с 29 октября по 4 ноября концертами ХХ фестиваля искусств «Дни российской культуры». За этот короткий временной промежуток в городах и районах области прошло в общей сложности около 800 фестивальных мероприятий особой и не слишком значимости: открылись новые музейные и библиотечные выставки, прошли лучшие постановки областных театров и премьерные спектакли народных театров региона. Согласно официальным релизам, в дни фестиваля культурная общественность могла посетить презентации книг краеведов, выставки произведений местных художников, фольклорные праздники, литературные и киновечера. Наконец, в рамках фестиваля искусств прошел и фестиваль национальных культур, в котором приняли участие 16 национально-культурных автономий и объединений. Однако средоточием фестивальной жизни стал областной центр. В Иванове в Музыкальном театре фестиваль открылся концертом государственного симфонического оркестра России им Е. Ф. Светланова под управлением народного артиста России Марка Горенштейна, а завершился выступлением академического русского народного хора Российской Федерации им. М. Е. Пятницкого. В промежутке между этими концертами, не нуждающимися в особенных комментариях, успела, в частности, не случиться опера «Евгений Онегин» в сопровождении симфонического оркестра РАМ им. Гнесиных. Зато взамен случился крайне неприятный скандал, ответственность за который региональные чиновники быстренько спихнули на компанию-организатора концерта.

Человек-эпоха

Однако наиболее памятным событием феста стала все же не эта досадная неприятность, а приезд в Иваново легенды советско-российского джаза саксофониста Алексея Козлова и его группы «Арсенал». По сути, в лице Козлова местные ценители джазового музицирования могли наблюдать знак, символ, осколок великой эпохи, в которой играние безобидного джаза периодически приравнивалось к  идеологической диверсии или, как минимум, не поощрялось. Неслучайно, кстати, именно Козлов, на протяжении десятилетий являвшийся столпом отечественного джазового движения, послужил прототипом для главного героя развеселого фильма «Стиляги» Валерия Тодоровского. Впрочем, основатель джаз-рокового «Арсенала», согласно давней российской традиции, долгое время  был больше, чем музыкантом, выполняя, скорее,  просветительские контркультурные функции.  По репертуару мэтра и его группы можно проследить, какой джазовый стиль был в тот или иной отрезок времени  в особой мировой чести. И если в 1960-е, например, Козлов играл эмоциональный хард-боп и изысканный cool, а в 1970-е - навороченный фьюжн, то в 1980-е вслед за г-ом Хенкоком штурмовал уже высоты электронного фанка. О значимости этой личности, чья жизнь была описана, в частности, в романе Василия Аксенова «Ожог» и в известной на Западе книге американского журналиста Хедрика Смита «The Russians», говорит и тот факт, что он еще при жизни, в расцвете творческих сил, был упомянут в Большой советской энциклопедии (том 8, статья «Джаз»). Для андеграундного музыканта, не имевшего профильного образования (он окончил Московский архитектурный институт), это было почти невероятно. Кстати, если разговор об Алексее Козлове вдруг заходит не в меломанском кругу, то первой реакцией собеседников, как правило, бывает фраза «И тут Козел на саксе - фа-фа-фа...». Эти слова актера Александра Филиппенко из спектакля «Взрослая дочь молодого человека» в определенном смысле стали народной «визитной карточкой» музыканта. Отметим кратко, что для ивановцев Алексей Козлов представил вполне благозвучное мейнстримовое «фа-фа-фа», о котором не нужно рассказывать - его следует слушать. Если же учесть возраст легенды (недавно Козлов отметил 75-летний юбилей), то означенный концерт ценен вдвойне. По причинам, расшифровка которых в данном случае была бы неуместно грустной.

Гитарная интерлюдия

Составители программы фестиваля побаловали местных любителей джаза и концертом Александра Виницкого - гитариста, композитора и аранжировщика, чей подход к исполняемой музыке может быть емко описан словосочетанием «классическая гитара в джазе». Играет Виницкий на гитаре с нейлоновыми струнами без медиатора, то есть fingerstyle, но, как говорят музыканты, «через звукосниматель». При этом, как могли удостовериться ивановцы, его выступление напоминает скорее мастер-класс или краткий обзор возможностей инструмента в различных джазовых стилях. Особое внимание гитарист уделил любимой им бразильской босса-нове, не забыв, впрочем, и о горячем свинге, прифанкованном блюзе, регтайме и даже модном нынче этно (медитативная композиция «Фантазии Иерусалима»). Кстати, свойственные ему мелодизм, полистилистику и импровизационность Виницкий продемонстрировал и на примере забавных переложений советской песенной классики. «Досталось», в частности, Исааку Дунаевскому, чья «Весна идет, весне дорогу» неожиданно зазвучала как джазовый evergreen. «Его композиции всегда выдержаны в хорошем вкусе и легкие как воздух, - написал некогда о Виницком английский журнал «Classical Guitar». - Его игра спокойная, сдержанная и все-таки с чувством собственного достоинства, с хорошей техникой и с большим русским шармом». Оценка актуальная и для ивановского выступления. Держа этот итог в уме, остается скрестить пальцы в надежде, что вскорости нас накроет волна очередного послесловия к Плесскому джазовому фестивалю или что-нибудь не менее музыкально занимательное. Ведь фестивали приходят и уходят, а слушать хочется всегда…
09 Ноября 2010, 15:30 +1123

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...