21 июля 2017 г.
13:35:23 Пятница
Добавить новость

Маэстро, урежьте рок

Первый российский фестиваль гитарной музыки, прошедший в Плесе 26 и 27 июля, получился несколько комом

Проект, претенциозно поименованный «Первый российский фестиваль гитарной музыки», пополнил список фестивальных действ, изначально создававшихся под плесско-волжский контекст или намеренно в него перенесенных (как, например, киношное «Зеркало»). Вопрос, пошла ли такая географическая привязка проекту на пользу, по прошествии двух, наполненных гитарным ревом дней остался открытым.

О возможности проведения фестиваля гитарной музыки в Ивановской области заговорили еще в прошлом году. При этом не скрывалось, что основным инициатором этой идеи является глава региона Михаил Мень, давний поклонник олдскульного хард-рока и даже сам немножечко басист.  Как следствие,  сомнений в том, будет ли эта идея воплощена в жизнь, ни у кого не возникало. Куда больше вопросов вызывали возможные формат и уровень нового фестиваля. Определение «гитарный» в названии феста мало что проясняло, поскольку и ветхозаветная «Мурка» тоже, как ни крути, играется на гитаре.

В итоге всем сестрам досталось по серьгам. Частичное подтверждение своим пророчествам на фестивале по факту нашли как оптимисты, верившие, что их побалуют чем-нибудь изысканно джазовым и элитарным, так и скептики, утверждавшие, что в Плесе нам представят очередной невразумительный рок-фестиваль уровня ивановской «Антифабрики» (именно с почившей в бозе «Антифабрики» на «первый гитарный» перебросили финансирование).

На дебаркадере музыка играет…

Основной сценой фестиваля стал дебаркадер на набережной Волги, хотя первоначально предполагалось, что группы будут играть в районе горнолыжного спуска. Однако лившие всю предшествующую неделю дожди свели эту задумку на нет (к ней, впрочем, обещают вернуться в следующем году). Не наблюдалось и палаточного городка, который, как надеялся один из организаторов фестиваля, глава продюсерского центра своего имени Игорь Сандлер, должны были разбить в окрестностях Плеса фанаты. Более того, в Плесе в эти дни в принципе почти не было специфической фестивальной публики, ради которой, собственно, обычно и затеваются такие мероприятия.

Основными слушателями и зрителями гитарного фестиваля невольно стали  традиционные плесские гуляющие и отдыхающие (музыканты и фанаты еще называют такую публику «левой»). Для них (количество зрителей в лучшие моменты редко превышало сотню, в худшие – не переваливало за 50) с дебаркадерной сцены отыграли порядка 20 групп.

Нажав ногой на мощный фуз

Часть из команд, как и предрекали скептики, лабала банальный хард-рок или его менее удобоваримые производные. Часть являлась типичными кавер-группами. Так что во время их выступлений создавалось впечатление, что этих музыкантов только что привезли с какого-нибудь подмосковного корпоратива.

Часть (включая группу известного гитариста Дмитрия Четвергова) – нарезала головокружительные пассажи в духе Ингви Мальмстина или Джо Сатриани. Правда, чувствовалось, что работа того же Четвергова в сопровождающих коллективах российских эстрадных звезд не прошла для него даром.

А некоторые участники (группа молодого колоритного басиста Антона Давидянца) даже играли вполне себе замороченный фьюжн, держа равнение на Weather report.

Но соотношение сил было явно не в их пользу.

Сому предпочитая леща

Ведущим феста стал российский радиопродюсер, долгое время руководивший радиостанциями «Максимум», «Наше радио» и «Радио Ультра», а в настоящее время продюсер ночного эфира на телеканале «Дождь» Михаил Козырев.

«Я не могу утверждать, что мой приезд в Плес – это закономерность и я шел к этому всю жизнь, – иронически заметил в интервью «Частнику» Козырев. -  Насколько я знаю, Михаил Мень, который давно дружит с владелицей телеканала «Дождь» Натальей  Синдеевой, предложил ей заняться освещением этого фестиваля. Также была названа моя кандидатура в качестве возможного ведущего. Я посмотрел на список выступающих, понял, что меня все устраивает, и согласился….»

Как выяснилось, рассмотреть Плес во всех его подробностях Михаил Козырев не смог в силу своей занятости на сцене фестиваля. Однако в полной мере вкусил волжских рыбных даров и пришел к выводу, что «сом на порядок проигрывает лещу». «Копченый плесский лещ – это просто что-то космическое», – признался радио- и телеведущий.

На «первом гитарном» увидели тех, кто видел Стинга

Специальным гостем фестиваля был заявлен корсиканец Генри Падовани. В традициях подобных действ его появление на сцене проанонсировали, как выступление легенды рок-н-ролла, одного из основателей знаменитой группы Police, где начинал карьеру Стинг.  И действительно, в рок-энциклопедиях мельком упоминается, что гитарист Генри Падовани входил в состав Police еще до записи ее первого альбома. Однако затем (цитата из Википедии) «сравнительно ограниченные способности Падовани, как гитариста, сократили период его пребывания в группе». Так что в итоге его место занял многим хорошо известный Энди Саммерс.

Кстати, аналогичным образом (то есть cum grano salis) следует воспринимать и само название  плесского фестиваля – «первый российский». По словам организаторов, в России музыкальное мероприятие такого формата состоялось впервые. Между тем, в скромной провинциальной Калуге на протяжении многих лет (с 1998 года) благополучно проходит  международный фестиваль похожей специализации «Мир гитары». Правда, играют на нем не группы «Мастер» или «Рок-синдром», а Джон Маклафлин, Эл Ди Миола, Acoustic Alchemy и Стенли Джордан.

В качестве компенсации

Оптимисты на фестивале могли найти утешение в редких проблесках собственно гитарной музыки  – скажем, в выступлении француза Фредерика Белинского, играющего вновь популярный сегодня джаз-мануш  (цыганский джаз) и являющегося, кстати, прямым потомком пламенного Виссариона.  Удивил своей джаз-роковой осведомленностью гитарист «Морального кодекса» Николай Девлет-Кильдеев, представивший на фесте свой сольный проект. За блюзовую составляющую отвечал московский Stainless Blues Band  во главе с харизматичным Борисом Булкиным, выдавшим на «ура» несколько зажигательных стандартов. Однако жемчужиной фестиваля без сомнения стало выступление Ивана Смирнова, гитариста, пару лет назад игравшего в Иванове. Тем, кто еще не знаком с его творчеством, настоятельно рекомендуется что-нибудь «нагуглить» и сполна насладиться. Однако завершился фестиваль отнюдь не на этой жизнеутверждающей ноте, а на навязших в зубах аккордах  Smoke on the water, ставшего, возможно, своеобразным жестом вежливости в сторону тех, кто заказывал всю эту музыку.

Ручной работы

В дни фестиваля в Левитан-холле нон-стопом шли мастер-классы известных и не очень гитаристов: в частности, уже упоминавшегося Фреда Белинского, апологета фортепианной техники игры на гитаре Дмитрия Малолетова,  гитарного педагога Михаила Суджана, гитарных дел мастера из Израиля Руслана Давыдова. Что касается последнего, то тут же, в Левитан-холле, можно было подробно рассмотреть и даже потрогать гитары его кастомного бренда ERG.

Глас народа

Своеобразная, на 99% случайная публика гитарного фестиваля заслуживает отдельного упоминания. Такое количество пьяных на один квадратный метр в Иванове можно наблюдать разве что во время празднования Дня города. С таким же успехом в эти дни на сцене дебаркадера могли играть музыканты  шансонной «Черной розы»: вряд ли многие бы заметили разницу. Именно нетрезвые выкрики и непотребные волеизъявления этих толстых дяденек и тетенек в итоге стали тем симптомом, по которому сторонний наблюдатель  мог поставить фестивалю свой неутешительный диагноз. Характерный эпизод: во время выступления Stainless Blues Band  на пятачок перед сценой выскочил очень нетрезвый мужчина лет 50, немножко потоптался в подобии танца, после чего расстегнул штаны и неспешно показал всей собравшейся публике объемистый голый зад. Потом спокойно застегнулся и, пошатываясь, удалился. Примечательно, что, судя по реакции зрителей, они сочли это забавным.

Опять на имидж?

«Так для кого же был устроен этот фестиваль?» – возможно, задаются вопросом те немногие граждане, которые попали на него неслучайно. Один из вариантов ответа – для столичной прессы и зрителей телеканала «Дождь» (генерального информационного спонсора фестиваля), чьи камеры тщательно фиксировали происходящее. Нет причин сомневаться, что в 40-минутном фильме, который по итогам фестиваля выйдет на «Дожде», все будет выглядеть очень респектабельно и даже красиво.

01 Августа 2013, 18:37
+414