Павел Бардин: «Почему «фильм – вредный», мне не объяснили»

Если полярные мнения уживаются внутри одного фильма, значит, он получился, убежден режиссер

Роман Фонинский

После того как сын знаменитого аниматора Павел Бардин сделал фильм о группировке московских «наци» «Россия 88», он автоматически попал в список режиссеров талантливых, но «неоднозначных». Фильм в итоге снимали с разных фестивалей «по звонку», обвиняли в экстремизме и проч.. Примечательно, что он был показан вне конкурса на ивановском кинофестивале «Зеркале» прошлого года, после чего ряд зрителей искренне недоумевал, из-за чего, собственно, весь этот сыр-бор. На  "Зеркало" этого года Павел уже самолично привез свою новую работу – скомороший «Гоп-стоп»,  также вызвавший, как оказалось, массу разнообразных неудовольствий.

- Вы, кажется, уже не первый раз в Иванове?

- В начале 2000-х в качестве представителя передачи «Свобода слова» (выходила некогда такая на НТВ – Р.Ф.) я сотоварщии делали прямое включение из Иванова на 8 марта. Кстати, это было одно из немногих позитивных включений этой программы. Помню, что была радость, улыбки и какая-то прекрасная девушка, на которой  вся приехавшая группа хотела срочно  жениться.. А потом были и более сильные впечатления: я отправился 8 марта на ивановскую дискотеку…

- Хотя бы не побили?

- Нет, но мы наблюдали там несколько примечательных  драк. Было очень забавно: двое  побили одного, пришла охрана. Я думал,  что побивших сейчас выведут,  но нет,  проигравшему – кости. Поэтому побитого схватили за ноги и вытащили из клуба по ступенькам, а победители продолжили танцевать.

Вообще, мне нравятся такие города, тем более когда все это группируется вокруг старых текстильных построек. Мы и «Гоп-стоп» снимали примерно в таком же антураже - в городках поменьше – Старая Купавна, например, - но это тот же текстильный тракт. Ваши зрители сразу подметили эту общность. Так что для меня это приятное дежа-вю, хотя кому-то такая эстетика, возможно, и противна…

- В «Гоп-стопе» с эстетикой гопничества вы, кажется, наигрались всласть?

- Уточню, что мы иронизировали и над этой эстетикой, и над арт-хаусом, и над киношным фестивальным движением - надо всем и помногу. Неудивительно, что фильм не попал ни в конкурс «Кинотавра», ни «Зеркала»: это выглядело бы, как художественная провокация.

- После скандального «Россия 88» возник штамп, что вы снимаете оппозиционное кино…

- Нет,  я – не оппозиционер и просто снимаю кино, которое хочу снимать, не идя при этом на особые компромиссы, в том числе и политические.  Но делать гадость какому-то конкретному чиновнику в Кремле мне не интересно: мы ставим перед собой все же в первую очередь киношные задачи. Например, «Гоп-стоп» для меня, во-первых, фильм о любви, а социальное и проч. – это уже потом. Кстати,  этот фильм раздражает и некоторых чиновников, и либералов, яростных сторонников «Стратегии 31»: мол, мы тут кому-то что-то лизнули. А власть наоборот считает, что мы, показывая гопников-робин гудов, оправдываем приморских партизан. Если такие мнения уживаются внутри одного фильма, значит, он получился.

- Неужели все «наезды» на «Россию 88» начались из-за малюсенького эпизода, в котором на одной стороне портрета, висящего у банды «наци» в подвале, обнаруживается Гитлер, а с другой – Путин? Это ведь мелькает в кадре буквально секунду…

- Говорят еще, что какие-то чиновники узнали себя в персонаже Мерзликина – госдеятеле, пришедшем к «наци» договариваться о сотрудничестве... Трудно сказать. То, что я сам слышал от официального лица на Старой площади, звучало так: «Фильм – вредный». Чем он вреден, мне не объяснили. История же про раскачивание лодки, как мне кажется, звучит неубедительно, потому что и на Манежной площади ребята собирались без всякой «России 88».

- С другой стороны, было бы хуже, если бы «вредные фильмы» просто игнорировали…

- Это правда. Но думаю, что как раз на «Россия 88» они чему-то научились – тому, что проще игнорировать, чем запрещать. Впрочем, не это главная проблема: в киноиндустрии создан такой механизм, что хорошие фильмы просто не выходят на экран – без какой-либо кремлевской цензуры. Это форматная цензура: она связана с политической, но косвенно, и  в основе ее лежит представление менеджеров, что зрителю нужно развести какое-нибудь неаппетитное варево пожиже.

- Вы почти все 1990-е проработали в большой ТВ-журналистике? Почему ушли?

- Так получилось, что, поступив в 1991 году на журфак МГУ, я почти сразу начал работать по специальности. Но из журналистики я не ушел и по сей день. Просто в какой-то момент мне стало более интересно снимать как режиссеру. И сейчас я периодически работаю на ТВ-каналах, но тоже уже в качестве режиссера. Плюс пишу то, что обычно называют публицистикой: к счастью, за это иногда даже платят. Например, до недавнего времени моя колонка публиковалась на сайте РИА-новости. Но когда они в очередной раз эту колонку сняли, мы расстались.

- Как вы относитесь к заявлениям Павла Лошака, что журналистикой сегодня заниматься стыдно?

- Конечно, он прав. Но это вопрос индивидуальный. Опять же, и он, и я пожимаем руки тем, кто сегодня работает на ТВ, и это часто те же замечательные ребята, которые работали там и 10-15 лет назад. Просто кто-то идет на маленький компромисс, а кто-то - на большой. Но святее ли я папы римского, чтобы судить за это строго?  Ведь и я сам в свое время пришел на НТВ в качестве штрейкбрехера, а уходил оттуда, лишь когда там появился Сенкевич, и стало ясно, что «Свобода слова» будет выходить в записи, с цензурой. Однако есть на ТВ и какие-то запредельные вещи. Это не то, чтобы стыдно,  а даже смешно, и настолько неприлично, что смотрится, как самопародия. Жалко, что есть люди, которые все это смотрят всерьез. К счастью, их становится все меньше. И сколько бы ни надували щеки на ТВ, очевидно, что если там что-то не изменится, то все умрет, конечно...

фото - сатй новая - Бардин Павел

19 Августа 2011, 14:35 +149

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...