Сергей Алдонин: «Булгаков не разрешает играть свои произведения скучно»

Известный режиссер привезет в Иваново одну из лучших своих работ – спектакль «Мастер и Маргарита»

Евгения Кочеткова [текст] Творчество Сергея Алдонина знакомо всем, правда, кому-то – по серьезным театральным работам, а кому-то – по ситкому «Папины дочки» и телешоу «Слава богу, ты пришел!» (Алдонин – режиссер этих проектов). 17 апреля режиссер покажет в ивановском ЦКиО одну из лучших своих постановок – спектакль «Мастер и Маргарита». Перед тем, как занавес «Мастера…» поднимется для ивановского зрителя, Сергей Алдонин рассказал читателям «Частника»  о том, каким он видит современный театр, кино и телевидение. – Сергей, до того, как вы занялись режиссерской работой, вы были актером. Как вы считаете, первую ступень – актерскую – можно было «перепрыгнуть»? Или для того, чтобы состояться в режиссуре, этот опыт необходим? – Можно и перепрыгнуть. Сейчас очень многие «прыгают»: сразу, начиная с 18 лет, поступают на режиссуру. Из-за этого мы теряем уникальность русского театра с его отличительной особенностью – режиссерским умением создавать на сцене образы, идти от актерской индивидуальности, подсказывать оригинальные актерские краски человеку, творящему на сцене. В результате получаем формальный, механический театр, где актеры – пешки и функции в некоей режиссерской фантазии (конечно, если она есть, эта фантазия…) Получаем много плохих антрепризных спектаклей, где режиссеры не могут справиться со «звездными» актерами и воротят, что хотят и что им легче. В итоге все так превозносят прибалтийскую режиссуру, далекую от русского принципа актерской души. Большинство великих русских режиссеров так или иначе прошли актерский путь и представляли себе психологию и технику работы актера. А лучшими спектаклями всегда были те, в которых появлялись неординарные, ошеломляющие актерские работы. – Существуют спектакли, которые остаются на сцене десятки лет. «Мастер и Маргарита» тоже имеет успех не первый год. Как вы считаете, спектакли-долгожители – это хорошо или плохо? – Нашему «Мастеру и Маргарите» пошел 15-й год. Пятнадцать лет нам удается сохранять нашу неординарную команду, пополнять ее новыми талантливыми актерами, сохранять кайф ежеминутной импровизации. С этого спектакля начинали тогда никому неизвестные Павел Деревянко, Олеся Железняк, Фекла Толстая, Дмитрий Дюжев, Екатерина Волкова, Елена Морозова, Сергей Фролов, Петр Красилов и другие. И сейчас этот спектакль – поле взлета для многих молодых актеров, место сбора команды единомышленников, залы с аншлагами и поездки на многочисленные гастроли. Поэтому лучше вы сами ответьте на вопрос: хорошо это или плохо?.. – Когда вы работали над «Мастером и Маргаритой», насколько важно было для вас сохранить «побольше Булгакова», оригинального текста произведения? И какова ваша, режиссерская составляющая в этом спектакле? – Мы уже никогда не поймем, что такое оригинальный текст «Мастера и Маргариты». Начнем с того, что у Булгакова было столько сомнений и эмоциональных поворотов мысли, что он оставил нам много черновиков, где варианты одной и той же сцены не похожи друг на друга ни по атмосфере, ни по тексту: выбирай, что тебе ближе. Во-вторых, Булгаков уничтожил вторую часть, и она была оформлена уже его женой. В каком виде он бы выдал ее нам сам, мы не знаем. Когда я писал сценарий, я пользовался не только черновиками Михаила Афанасьевича, но и обращался к текстам других его произведений, черпая атмосферу там. Кроме того, мы делали много этюдов на те темы, которые присутствуют в черновиках. Единственно, что хочу сказать: для меня все, что есть в спектакле – это Булгаков в оригинале, пропущенный через мою призму и призму моих однокурсников – первых исполнителей (Железняк, Деревянко, Фролов, Дюжев, Волкова и другие). Знаете, иногда у нас на спектакле в зрительном зале сидели критики с книжкой, которые сверяли текст последней редакции, и их очень раздражало, что текст не совпадал, а сцены переставлены местами. Читайте книжки дома! У нас не литературный театр, а режиссерско-актерский, создающий яркий импровизационный театр-шоу непосредственно во время действия для конкретного зрителя. Поэтому мы сильны и живучи до сих пор! А по поводу режиссерской составляющей можно много говорить, но лучше посмотреть и понять самому. Тем более что каждый видит в Булгакове свое, – самое волнующее. Он – загадка, которую будут разгадывать веками. – В свое время вы рассказывали, что задумываете открыть театр Булгакова. На каком этапе эта работа? – Благодаря активному включению в процесс директора Культурного центра «Булгаковский Дом» Николая Голубева строительство нашего небольшого театра идет к концу: монтируются удобные сидения, светоаппаратура, звук. Мы уже начали репетиции новых спектаклей. Спектакли «Мастер и Маргарита» и «Ромео и Джульетта» будут представлены в новом ракурсе и с новыми сценами. По задумке, этот театр должен стать свободной площадкой для одаренных людей, у которых уже есть свои работы, но которым некуда пойти с ними. Будет создана новая команда творческих людей, свободно высказывающих свои мысли в разных видах творчества. Об остальном я еще пока не могу говорить, пусть это будет тайной. – Когда-то вы говорили, что у «Мастера и Маргариты» будет продолжение – «Евангелие от Воланда». Будет? – Будет. В качестве одного из проектов театра имени Булгакова мы планируем спектакль «Мастер и Маргарита – 2. Евангелие». Это еще и просьба человека, который, посмотрев первую часть, хочет проспонсировать вторую. – Есть еще что-то у Булгакова, что вам сейчас интересно как режиссеру? – Меня очень прельщает «Театральный роман» и «Иван Васильевич меняет профессию». Но пока я занят автором, которого Булгаков считал своим главным учителем. Мы начали репетировать «Вий» Гоголя. – Булгаков, Гоголь…. Вы черных кошек не боитесь? Говорят, с «Мастером и Маргаритой» связана масса суеверий. – Я люблю черных кошек, тем более что кошки – это существа, противодействующие нечистой силе. Многие действительно боятся ставить «Мастера», но я не отношусь к категории поклонников этого суеверия. Для меня Булгаков – это бездонное море интереснейшей работы, бесконечное разгадывание ребусов. Главное, Булгакова и Гоголя надо ставить честно, качественно и только тогда, когда тебе есть что сказать. А вот если их ставить просто потому, что они модные – вот тут и начинается чертовщина. Все время что-то происходит нехорошее, спектакли откладываются, зритель не идет и так далее. Эти писатели как будто не позволяют играть свои произведения скучно. – А как вы относитесь к современной драматургии? Не пробовали писать сами? – Мне интересны многие классики и совсем неинтересна современная драматургия. Впрочем, с зарубежной современной драматургией дело обстоит получше, кроме того, есть хорошая проза. Так или иначе, мы с мамой Лизы Арзамасовой решили написать пьесу сами. Наверное, и играть ее будем мы с Лизой. Она посвящена великим актрисам со сложной судьбой – таким, как Раневская. Ну, конечно, постараемся посмешить. Мы же комедийные актеры. – Вы начали работать с полнометражными кинопроектами. Какое оно – ваше кино, и какие у вас планы в этой области? – Осенью мы сняли трагикомедию «Безумный юбилей». Конечно, мало средств, мало времени на съемочный процесс. Но в этой картине удалось собрать моих актеров и создать атмосферу интересной, непредсказуемой работы. Это и была моя цель на этом этапе. Есть еще один сценарий фильма, который рассматривается сейчас, и тоже трагикомедия, главные герои которой – дети. – Вы следите за творчеством коллег? – В какой-то момент я сделал перерыв в театре: ходил на спектакли и не мог понять, чем один отличается от другого. Как-то все мрачно и скучно. Могу выделить театр Фоменко и РАМТ Бородина. Там еще сохраняется команда и атмосфера творчества. – Ваши поклонники – какие они? – Я люблю наших поклонников. Они преданы нам много лет, некоторые сохранились еще с ГИТИСа, некоторые работают уже в нашей команде. Они всегда придумывают нам сюрпризы и подарки, а мы им – прямо на сцене. Конечно, попадаются и экземпляры из «кунсткамеры», которые могут быть и опасны в своей любви. Но, главное, что они есть, поклонники, и с каждым спектаклем их становится больше. – Вы работаете на телевидении, в частности, в области режиссуры юмористических сериалов и импровизационных шоу («Слава богу, ты пришел!», «Папины дочки») и часто говорите о том, что современный телевизор слишком управляем рынком. Как вы думаете, чего «голубому экрану» не хватает? – В ящике нет юмора высокого качества, драмы высокого качества, шоу-бизнеса высокого качества, трагедии высокого качества… Еще продолжать? Людей приучили не думать о проблемах, не страдать, не испытывать катарсис, не поражаться открытиями, а цинично хихикать, привычно относиться к катастрофам и несчастьям, пофигично реагировать на законы и нововведения… Телевидение стало по-настоящему страшной силой. – С этим можно как-то бороться? – Я считаю, что зритель должен «объесться» КВН-ным юмором и слащавыми сериалами, тогда это заставит руководителей кардинально менять подход к «голубому экрану». А пока будут использовать то, что катит по наклонной. В такой ситуации ни с чем новым, оригинальным и глубоким не пропустят никогда. – Какова роль удачи в вашей судьбе? Вы вообще в нее – судьбу – верите? – Я верю в удачу, но не надеюсь на нее. И верю в судьбу, но предпочитаю строить ее сам, даже если кто-то вторым планом строит ее за нас. – У многих режиссеров есть идея снять/поставить проект мечты. Что-то вроде «сыграть Гамлета» для начинающего артиста. У вас есть такая задумка? – «Гамлет» Алдонина... Это было бы неплохо. Спектакль «Мастер и Маргарита» состоится 17 апреля в зале ЦКиО. Справки по тел. 8-915-827-10-42
14 Апреля 2011, 00:32 +562

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...