У ивановцев появилась уникальная возможность понять, что такое «наивная вера народа» (фото)

Экспозиционный проект «Народная икона» предлагает непредвзято взглянуть на жанр, считающийся низовым

В Областном художественном музее начала работу выставка, подобных которой ранее в Иванове увидеть было нельзя. Проект «Народная икона» объединил порядка сотни экспонатов из музейных запасников и представляет новый взгляд на народную иконопись -  искреннюю и неоднозначную, даже не всегда соблюдающую каноны церковной и светской живописи. Выставка уникальна, во-первых, тем, что такой опыт в Иванове предпринимается впервые, во-вторых, сама по себе народная икона – все еще мало исследованный, таинственный пласт народной культуры.

«В свое время к народной иконе бытовало отношение, как к некому культурному «шлаку», слишком далекому от строгого церковного канона, чтобы иметь статус святыни, - поясняют организаторы. – А также слишком далекому от канонов живописи, чтобы стать явлением светской культуры. Были даже случаи уничтожения образцов народной иконы в больших количествах.

«Если  рассуждая о творениях Феофана Грека или  Андрея Рублева, мы говорим в первую очередь о духовности, то народной иконе свойственна в не меньшей степени душевность, - говорят эксперты. – И здесь, кстати, явственно ощутима личность автора – ремесленника, дилетанта, энтузиаста, мечтателя… Сегодня мы, наконец, созрели, чтобы взглянуть на народную икону непредвзято».

На выставке в художественном музее можно увидеть расширенную трактовку народной иконы -  «расхожая», «путная», рисованная и печатная (резцовая гравюра, хромолитография), меднолитая и выполненная из дерева, написанная маслом в  «живоподобной» манере. «Трогательно», «наивно», «по-детски», «мило» – именно такие эпитеты чаще всего можно было услышать от гостей на открытии.

Кстати, искусствоведы выделяют два основных направления этого «низового жанра»: «Первое – это икона, написанная самодеятельным, неискушенным живописцем для столь же неискушенного заказчика. Второе – это ремесленная икона, которую «тиражировали» для широкого потребителя (что-то вроде сегодняшних иконок-календариков, только сделано своими руками)». Среди иконописных сел и поселков, специализировавшихся на таком ремесле, выделяют Палех и Холуй.

Остается отметить, что выставки «народной иконы» начинают все чаще проходить в городах страны. Так, пару лет назад две такие экспозиции состоялись в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике и в музейном комплексе села Вятское Ярославской области. Не слишком давно подобная выставка работала в московской Галерее искусств Зураба Церетели. Все экспозиции вызвали огромный интерес у публики и специалистов.

Нынешняя выставка в Художественном музее тоже не стала исключением в этом отношении.

С фоторепортажем с открытия выставки можно ознакомиться здесь.  

 

01 Августа 2014, 16:21 +261

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...