Вместо красок только свет

В Иванове открылась выставка человека, который перевернул все представления о фотоискусстве

Евгения Кочеткова keg@chastnik.ru

Фотография давно признана одним из направлений современного искусства, хотя споры об этом не прекращаются. В этом отношении работы фотохудожника Юрия Холдина абсолютно уникальны. То, что его снимки стоят на грани не только живописи, но и канонической иконописи, признают и строгие критики, и художники, и святые отцы, и самые простые зрители. 27 ноября выставка Холдина открылась в Иванове.
Выставка, которая носит название «Свет фресок Дионисия», проходит в рамках ХХ «Шереметевских ассамблей» – «Бог сохраняет все…». Экспозиция, занимающая в этом проекте совершенно особое место, позволяет зрителю почти воочию увидеть знаменитый собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря с фресками одного из главных мастеров золотого века русской иконописи. В храме сохранилось около 300 композиций Дионисия, созданных более 500 лет назад, со всеми их тончайшими художественными нюансами. Юрий Холдин отснял, кажется, каждый миллиметр собора: каждую фреску, вид на монастырь снаружи, окрестные пейзажи. На экспозиции фотоснимки специально повесили вплотную друг к другу: отсутствие просветов позволяет сложить элементы мозаики в единое целое.
Как говорят критики, авторский проект Юрия Холдина стал единственным на сегодняшний день прецедентом адекватного прочтения замысла великого иконописца XV века, осмысленного диалога двух эпох, искусств, художников. Целых семь лет фотохудожник занимался только тем, что снимал фрески. До него никто не делал ничего подобного. Фотоснимки русской иконописи исполняли исключительно утилитарные функции: их печатали в каталогах и проспектах, искусствоведческих журналах и литературе. Фотография аккуратно воспроизводила внутреннее или внешнее убранство храма для того, чтобы свое впечатление о нем могли составить туристы, школьники и так далее. Юрий Холдин открыл совершенно новый фотографический жанр, который он сам определял как «икона иконы» и «созерцание созерцания». Художник всегда пытался «перевести» старорусский язык иконописи на язык современной светописи, сделав фрески Дионисия доступными не только для понимания, но и для постижения другим человеком.
Холдин многое привнес от себя и в технологию храмовой съемки. До него фрески снимали исключительно ночью. Считалось, что это обеспечивает наиболее точную цветопередачу. Холдин стал фотографировать фрески днем, причем сверху. Для этого он поднимался на строительные леса, закреплял и фокусировал камеру, спускался вниз и долго ждал, когда леса перестанут качаться. Тогда наверху раздавался щелчок заранее запрограммированного затвора. Так рождалась новое произведение искусства.
Юрий Холдин ушел из жизни в 2007 году, спустя совсем немного времени после того, как проект «Свет фресок Дионисия – миру» был осуществлен. С 2006 года фотоснимки из Ферапонтова монастыря экспонируются в московской Третьяковской галерее, галерее Российской академии художеств в Санкт-Петербурге и многих других городах страны. Фотохудожник не успел осуществить свой новый замысел – открыть миру фрески Феофана Грека. Возможно, это удастся кому-то из его последователей.
Выставка «Свет фресок Дионисия» проходит в галерее «Шереметев-Центра» (здание ИГХТУ) и продлится до Нового года.

 

 

30 Ноября 2010, 14:02 +163

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...