Зураб Нанобашвили: «Ивановский театр – еще не при смерти…»

Новый главреж Ивановского театра драмы о накопившихся проблемах и возможных перспективах

Роман Фонинский (текст) Евгений Горностаев (фото)  В местной культурной среде все чаще звучит мнение, что до недавнего времени Ивановский театр драмы переживал не лучшие времена. Премьеры, которые мог видеть зритель в последние годы, скорее разочаровывали, а акценты на развлекательность и легкость (не всегда высокой пробы) - удручали. Надежды на кардинальное изменение ситуации многие связывают с появлением в театре нового главного режиссера Зураба Нанобашвили, имеющего достаточно большой вес в российском театральном сообществе.     Впрочем, новым его назвать можно лишь условно: во второй половине 1990-х он успешно работал здесь и в качестве  режиссера-постановщика, и как главреж, поставив целый ряд спектаклей, получивших признание зрителей и критики. А в 2001 году Нанобавшили был приглашен в Вологду, где на протяжении 12 лет успешно возглавляет Вологодский драматический театр. В Иванове «старый новый» главреж решил начать с постановки шекспировского «Сна в летнюю ночь». Накануне  премьеры Нанобашвили дал «Частнику» эксклюзивное интервью.   - Как произошло, что осенью прошлого года вы согласились совмещать две такие ответственные должности – худрука театра в Вологде и главного режиссера Ивановского драматического? - Я и раньше много работал на несколько театров - и как режиссер, и как худрук. И когда поступило предложение из Иванова, то не сомневался ни минуты: все-таки с этим городом и этим театром у меня связаны хорошие и очень важные годы режиссерской работы. Поэтому мне не все равно, что здесь происходит.   - Теперь вас можно назвать полноправным ивановцем? - Нет, я по-прежнему постоянно живу в Вологде, но в Иванове, естественно, бываю очень часто.   - Легко ли дается такое совмещение? - Очень тяжело. Но я привык. - А урона вологодскому театру это не наносит? - Если бы я почувствовал, что какому-то из театров это не идет на пользу, то тут же отказался бы от работы «на два фронта»  Но, конечно, это был бы не вологодский театр. Кстати, я не могу сказать, что в Вологде нет ревности к тому, что сейчас происходит в Ивановском театре. - Вас не было в Иванове довольно долго. На ваш взгляд, изменилось ли здесь что-то в театральной, культурной жизни? - Изменилось все. Театры пришли к началу своего конца. И основная причина – безразличие и бездействие окружающих, тех, от кого это зависит. Хотя внутри театра остались очень  трепетные люди, которые хотят и могут  работать. И сам театр – еще не при смерти – живой, пульсирующий. И ему есть, чем гордиться. Достаточно вспомнить, что в 1990-е, еще в бытность мою здесь  режиссером, мы записали на радио «Россия» два спектакля  для «Золотого фонда». Назовите еще несколько провинциальных театров, у которых это есть! Но сейчас здесь необходимы кардинальные изменения в административном руководстве. И они не должны выражаться в том, что начальник, например, придет на банкет по поводу премьеры. Нет, должны быть пересмотрены плановые показатели, улучшены условия труда актеров. Нужно прекращать выездные кампании в детских лагерях в таком объеме. И отказаться от выпуска  6-7 новых спектаклей за три копейки. В первую очередь театр должен быть укомплектован профессионалами, и тогда уже можно будет что-то в нем делать. Театром должна управлять художественная мысль, а не бухгалтерская. Но тут почему-то все лишь уповают на губернатора: вот он захочет и все будет. Ну, а вы-то что, люди на местах? Что это за надежды на ручное  руководство? Мы почему-то привыкли думать, что если сверху не надавишь, то ничего не протолкнешь. Это неправильно. - То есть вы, по сути, начинаете свою работу здесь с конфликта? - Нет, я просто высказываю свое мнение, как привык это делать всегда, независимо от того, с кем разговариваю, - с коллегами, или с власть имущими. Да, художник им неудобен. Хотя, вот, я уже 12 лет живу и работаю в Вологде и вроде бы все нормально….. - Обычно говорят, что в похожей ситуации находятся все региональные  театры... - Это просто вранье. - Если сравнить с соседями, то где более удачно обстоят дела? - Вологодский театр не назову, потому что это будет хвастовство. Но могу привести в пример ярославский театр им. Волкова, костромской драматический,  владимирский… И я уверен, что ивановский драмтеатр тоже может быть конкурентоспособен. В принципе,  в каких-то своих проявлениях он и сейчас является творческим и современным. Просто у него нет стабильной структуры. Ее нужно полностью заменить. И начать работать заново с полностью обновленным репертуаром. А потом уже совершать и более рискованные творческие шаги. -Часто, когда говорят о проблемах региональной культуры, отмечают, что все упирается в выделение средств из областного бюджета… - Не думаю. Все упирается в доверие к художнику. А то получается как в анекдоте: приглашают к больному врача, а как лечить – указывают сами.  Проблемы же при их замалчивании лишь копятся, все это постепенно нагнаивается. И что останется в итоге? Ампутация? В один прекрасный момент  властям все это надоест и они скажут: вот у вас есть  концертный зал и сдавайте его просто в аренду. Как это уже, собственно, сегодня и  происходит в десяти случаях из двадцати… - Для своей первой постановки здесь в качестве главрежа вы обратились к Шекспиру. Почему именно «Сон в летнюю ночь»? - А почему бы нет? Прекрасная, очень современная пьеса о невозможности не любить, прекрасный автор, хороший перевод… Она мне близка и тематически, и атмосферно, и поэтически.. Кроме того, шекспировские пьесы – это всегда проверка на профессионализм. Они возвращают актеров к профессии, уводят от комикования и однодневок.  - Как бы вы оценили уровень труппы драматического театра? - Пока никак. Я  просто не мыслю в таких плоскостях: я - не оценщик. Мне главное сейчас установить контакт, наладить диалог с труппой. И он есть.  А потом уже нужно понять перспективу этого спектакля. Если он бесперспективно умрет в руках администраторов и потом обретет только детскую аудиторию по абонементу, то значит - все, конец. Если же там будет хотя бы 15 минут искусства и мы достучимся хотя бы до 10 человек в зрительном зале,  то надежда есть. Но моя задача сейчас - не только выпуск успешного спектакля, а перелом ситуации в целом. Если мне это не удастся  - я уйду. - Вы себе какие-то сроки временные уже наметили? - Да, до августа этого года. - А вообще, репертуарный театр в нынешних экономических условиях может существовать  благополучно? -  Существовать может. Благополучно - нет. - То есть он по определению дотационный? - Конечно, любой театр дотационен, даже та пресловутая антреприза, которую  мы считаемо окупаемой. Все не выкачать лишь из зрительского билета. И даже за рубежом театры работают на субсидии  – не государственные, так частные. На мой взгляд, цены в театры в принципе должны быть социальными,  а не коммерческими. Это должно быть очень доступно, а выглядеть очень дорого. И  это забота государства. Наша же задача - забота – быть интересными  для людей. Для общества, если хотите. В качестве справки: Зураб Нанобашвили родился в Тбилиси в 1969 году. Там же в 1990-е окончил актерский факультет и факультет режиссуры (курс Л. Иоселиани и Г. Сихарулидзе). Стажировался  в Италии у Джорджо Стреллера в Piccolo Teatro Di Milano. C 1996 года работал в Ивановском драматическом театре режиссером-постановщиком, с 1999 по 2001 гг. – главным режиссером. За пять лет работы в Иванове поставил спектакли «Тринадцатая звезда», «Двое на качелях» (записаны на радио «Россия»), «Алые паруса»,  «Публике смотреть воспрещается», «Мне скучно бес…» и др. Сотрудничал также с Ивановским музыкальным театром, где поставил и поныне собирающую залы «Хануму» (диплом «Золотой маски» 1998 г.), «Веселую вдову» и мюзикл «Аладдин». В 2001 году был приглашен на должность худрука  Вологодского ордена «Знак Почета» государственного драматического театра. С сентября 2012 года является также главным режиссером в Ивановском драмтеатре.
17 Апреля 2013, 09:42 +221

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...