...И страсть на цыпочках вдруг переходит в смерть

Валентина Лисовская ставит в Ивановском музыкальном театре классическую версию балета «Эсмеральда» середины 19 века. Что это? Подвиг? Вызов? Эксперимент?

Это страсть.

В нашей культуре страсть принято скрывать – тогда люди к тебе потянутся. Еще следует быть скромным. Не претендовать. Не выделяться. И тогда счастье снизойдет в тот самый момент, когда его «совсем не ждешь». На самом деле –это чистой воды ханжество, или страх открыть свои чувства.

А «Эсмеральда» возможна в любое время, потому что музыка, танец и темперамент не зависят от эпохи и места. Главное, чтобы пели руки, чтобы тело было музыкальным инструментом.

«Эсмеральда» впервые была поставлена в Лондонском королевском театре в 1844 году, премьера в России состоялась на четыре года позже – в Большом театре Петербурга в 1844 году. Теперь своя «Эсмеральда» появится и в Иванове.

Цыганка Эсмеральда спасает поэта Гренгуара от виселицы, согласившись выйти за него замуж. Пытается избежать настойчивых ухаживаний Клода Фролло. Влюбляется в офицера Феба. Ее чувства небезответны, но Феб уже обещан девушке из высшего общества Флер де Лис. Однако, увидев Эсмеральду на своей помолвке, Феб теряет голову от любви. Фролло теряет голову от ревности. И убивает счастливого возлюбленного Эсмеральды. Ее обвиняют в том, что она стала причиной смерти Феба. Фролло предлагает Эсмеральде жизнь в обмен на несвободу с ним. Следует отказ. И казнь цыганки.

В романе «Собор Парижской богоматери» главным действующим лицом был сам собор. Но когда Виктор Гюго писал либретто для оперы, главной он сделал историю Эсмеральды. Хореограф Жюль Перро использовал оперное либретто для своего балета, но точкой скрещения сюжетных линий он выбрал Гренгуара.

Именно это либретто и было положено в основу балета, премьера которого состоится 18-19 сентября, к мюзиклу «Нотр Дам де Пари» «Эсмеральда» Лисовской не имеет ни малейшего отношения. Здесь сохраняются все каноны классического балета позапрошлого века. За исключением финала.

В классической версии балета был хеппи-энд: рана Феба оказывалась несмертельной, Эсмеральда оставалась жива. В редакции балета Валентины Лисовской счастливого завершения не будет. Либо подлинная романтическая страсть, для которой смерть – необходимый опыт, либо уничижительный компромисс. Для романтических героинь компромисса не существует. Поэтому финал не обещает счастья.

Страсть гораздо лучше рифмуется со страхом и смертью, чем со счастьем и светом... Но как бы то ни было, романтика, приводящая к смерти, лишнее доказательство того, что движение – это форма существования любви. Все остальное – профанация.

Приходите и смотрите сами, как боль ложится на аккомпанемент музыки и пластику движений.

«Эсмеральда». Романтический балет в трех действиях по роману Виктора Гюго «Собор Парижской богоматери».

Музыка Цезаря Пуньи, хореография Жюля Перро и Мариуса Петипа в редакции Валентины Лисовской.

Премьера состоится 18-19 сентября.

15 Сентября 2004, 11:42 +59

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...