27 сентября 2020 г.
15:28:31 Воскресенье
Добавить новость

Ярмарки vs торговые сети

Станет ли нестационарная торговля альтернативой торговым сетям?

В середине июля вступили в силу поправки в Федеральный закон «Об организации торговой деятельности в Российской Федерации». Внесенные в законодательство изменения, де-юре, нацелены на ограничение «прав и свобод», в первую очередь, торговых сетей, которые, как правило, устанавливают на рынке собственные правила игры с производителями. В частности, предусматривается установление единых, а главное, прозрачных,  для всех поставщиков критериев их отбора для заключения контрактов, снижение для производителей цены «входных барьеров» на прилавки, исключение из сделок третьих лиц и другие не самые приятные для торговли условия существования. Цель – по возможности, уравнять в правах на потребительском рынке производителей, поставщиков и торговые организации. И в конечно итоге, выйти к потребителю с качественными продуктами по приемлемым (для покупателя) ценам. Поэтому справедливо было ожидать, что сети постараются сохранить статус-кво открытием новых лазеек в законодательстве. И на практике, если судить по отзывам производителей, так оно уже и происходит: ну, кто же по доброй воле будет сдавать завоеванные годами высоты.

Возможно, к 1 января будущего года, когда законом предписано завершить переходный период, торговые сети примут новые правила игры на рынке де-факто. Однако производителям поддержка необходима не через полгода, а сейчас.

Сразу после вступления в силу новой редакции закона о торговле по инициативе «Единой России» в регионе была создана мониторинговая группа, задача которой - проанализировать правоприменительную практику внесенных в закон изменений. Возглавил ее работу председатель комитета Ивановской областной думы по экономическому развитию Роман Ефремов.

 

 Ивановская область. Роман Ефремов

- Роман Александрович, вопросы организации торговли на территории Ивановской области вы поднимаете не первый раз – в июне на заседании правительства уже звучал ваш призыв о разработке региональной программы по развитию торговли. Работа мониторинговой группы как-то скорректировала ваше мнение о взаимоотношениях в этой сфере деятельности?

- Проведенные в течение прошедшего месяца рейды, круглые столы с производителями и руководителями торговых организаций, в общем,  подтвердили уже известную закономерность: чем дальше от региона находится руководство торговых сетей, тем меньше шансов увидеть на их прилавках продукцию местных производителей. И сейчас с сожалением нужно признать, что альтернативные торговым сетям формы сбыта на территории области оказались неконкурентными. А именно: некрупные розничные магазины, ярмарки.

- В последнее время вы все чаще поднимаете тему о возрождении ярмарочной торговли. Но вам не кажется, что этот формат возвращает нас к началу-середине 90-х годов, когда власть насмерть бились за отмену нестационарной уличной торговли?

- Мы говорим не о возвращении на улицу бабушек, торгующих чем придется с дощатых ящиков. За прошедшие годы покупатель стал грамотнее и избирательнее, чтобы приобретать продукты неизвестного происхождения и качества.

Мы говорим об организованной нестационарной торговле – с предварительно оборудованными для производителей торговыми местами (весами, кассовыми аппаратами, холодильными установками и т.д.). Подумайте сами: фермер ищет возможность сбыта продукции. Вход в торговую сеть или неподъемен по цене, или вообще для него закрыт. Рынки – по сути, та же стационарная торговля с соответствующими наценками на продукцию, непрозрачными критериями отбора поставщиков. Выезжать на ярмарку самому и приобретать ради одного-двух дней торговли торговое оборудование, устанавливать холщовые палатки? С такими затратами его продукция, действительно, становится неконкурентной  по цене.

Ему необходимо создать условия и площадку, чтобы продукция осталась привлекательной по цене и качеству и нашла своего покупателя.

- То есть должна быть третья сторона, которая возьмет на себя функции организатора и… инвестора подобных мероприятий?

- По моему мнению, есть три категории интересантов в подобного рода форматах. Во-первых, сами муниципалитеты. Выделение площадок их оформление (потому что, согласен с вами, не с дощатых же ящиков будут торговать фермеры и не в холщовых палатках, места торговли не должны портить фасады наших улиц), приобретение необходимого оборудования, подключение к сетям и т.д. Да, потребуются какие-то затраты. Но они не разорительны для муниципальных бюджетов, тем более что так или иначе, но эти затраты будут окупаться – с развитием этой отрасли экономики.

Вторая категория вероятных инвесторов – уже существующие торговые моллы, гипермаркеты, для которых организация таких площадок – увеличение покупательского трафика. Не случайно некоторые тематические ярмарки сейчас проводятся на территории торговых центров «Тополь», ведутся переговоры с «Серебряным Городом».

Ну, и третья категория «интересантов» - сами производители, которым давно пора задуматься о кооперации. Причем не только в формате ярмарочной торговли, но и хотя бы небольших, но своих «кооперативных» магазинов.

 

- И все-таки, Роман Александрович, возвращение к нестационарной торговле неожиданно…

- Потому что, действительно, как вы сказали, «власти насмерть бились за ее запрет» – вместо того, чтобы сделать этот формат цивилизованным, красивым, праздничным. Я говорю о нашей области – потому что  во многих других регионах этот формат стал привычным. Более того, есть города, где ярмарки стали серьезно конкурировать даже с торговыми сетями – в дни их проведения магазины организуют свои акции – анти-ярмарки, вводя максимальные скидки на товары.

А в нашей области в некоторых районах такие ярмарки уже не проводятся годами.

У этого формата есть еще одна привлекательная сторона – развитие внутреннего туризма, не удивляйтесь. День огурца привлекает тысячи гостей в Суздаль. Сырные ярмарки в Костроме тоже становятся региональным брендом. Мы делаем пока слабые попытки нащупать эту нишу у себя, но это возможно.

Но это – в будущем. А сейчас необходимо, элементарно, организовать прямой выход ивановских сельхозпроизводителей на потребительский рынок с тем, чтоб ивановских покупатель получил возможность приобрести местную продукцию без наценок и участия перекупщиков, а фермер – средства для дальнейшего развития.  

Автор - Светлана Сорокина

23 августа 2016, 12:36
+2110