28 июля 2021 г.
16:51:57 Среда
Добавить новость

Стыдно, что ребенок не знает английский?

Кто виноват? Разбираемся вместе с создателем языкового развивающего центра iSpeakCiTY Мариной Троицкой.

В городе Иваново сегодня работает больше двадцати частных центров, предлагающих образовательные программы по английскому языку. Сотни репетиторов учат детей на дому, практически в каждой школе есть уроки английского в расписании, английский в качестве дополнительного занятия можно выбрать во многих детских садах. Почему же не все дети говорят на английском?  
Данный материал, посвященный проблемам изучения языка в детском возрасте, открывает на Частник.ру серию интервью с создателем языкового развивающего центра iSpeakCiTY, депутатом гордумы Мариной Троицкой. 

С 16-ти лет Марина работает в сфере преподавания английского, в статусе депутата гордумы сегодня курирует в большей степени именно вопросы образования и вот уже четыре года успешно развивает в Иванове языковой центр iSpeakCiTY. Говорить об английском Марина может часами – красноречиво и с энтузиазмом. Делимся с вами, дорогие читатели, итогами наших бесед, надеясь, что они помогут вам решить проблемы в вопросах освоения языка – вами и вашими любимыми детьми. С детей и начинаем!

Марина, почему, по вашему мнению, наши русские дети так много, казалось бы, учат английский – и так плохо на нем говорят?

Безусловно, чтобы ответить на данный вопрос подробно, мы должны разделить детей на возрастные группы – и в каждой обнаружатся свои проблемы. Но, в общем и целом, могу сказать, что две наших главных беды - это недоработки в системе обучения в школе, у частного педагога или в частном центре, а также слабая мотивация у самих детей и порой просто непонимание, как и зачем язык учить. 

068.jpg

Если в системе обучения мы все ближе подходим к международным стандартам – по крайней мере, в некоторых частных языковых учреждениях преподавание ведется по ведущим европейским методикам, то в вопросах мотивации все гораздо сложнее и глубже. Ведь мы в принципе говорим на английском гораздо хуже, чем люди из множества менее развитых стран. И преодолевая эту пропасть, нам придется хорошо поработать ближайшие десятилетия. Чтобы выражаться менее абстрактными категориями, приведу простой пример: какая мотивация к изучению английского может быть у ребенка, если его родители не только не говорят на языке, но еще и отмахиваются вечерами – «Я в английском полный ноль, давай как-нибудь сам с домашним заданием». А зачем стараться самому – ведь мама с папой, главные авторитеты для ребенка, замечательно живут и без знания английского языка… 

Впрочем, я верю в оптимистичные прогнозы. Конечно, поколение 35+ в массе своей не владеет языком. Но теперь, по крайней мере, когда мы начали путешествовать и встречаться с реальными носителями языка, когда бизнес, даже в небольших регионах, стал выходить на международный уровень и от сотрудников требуют знания языка, все мы поняли, что без английского довольно грустно и бесперспективно. И здесь тот факт, что родители часто пытаются в детях реализовать свои канувшие в лету амбиции, воспринимается только в позитивном ключе: некоторые наоборот искренне мотивируют ребенка к занятиям языком и, чтобы ему было легче и интереснее, сами начинают изучать вместе с ним английский.

Существует ли идеальная система обучения английскому языку? Или какие-либо столпы, на которые она должна опираться?

В каждом возрасте у ребенка разные требования к английскому языку. 

Начнем с дошкольников. У них процесс освоения языка идет безболезненно, причем параллельно они с легкостью учат два-три языка. Правда дети 3-6 лет с такой же легкостью и забывают язык, если вдруг перестают им заниматься. Поэтому могу дать две основные рекомендации для успешного старта освоения языка дошкольником. Во-первых, чем больше языка вокруг появляется в жизни ребенка, тем успешнее будет идти обучение. Это то, что мы, педагоги, называем попаданием в среду. Дети в билингвистических семьях с легкостью говорят на двух языках – потому что они постоянно слышат оба языка. Конечно, когда в семье никто из родителей английским не владеет, процесс обучения ребенка будет длительным. Сами посудите – за одно-два занятия в неделю невозможно выучить язык молниеносно. Поэтому, здорово, когда владеющий языком родитель начинает обучение ребенка дома, включает в ежедневные игры развлечения, связанные с языком. Но отсюда вытекает и вторая важная рекомендация: если вы начинаете учить языку 3-4-летнего малыша, то вы должны продолжать занятия систематично до старта обучения языку в школе. В противном случае толку от того, что ребенок, к примеру, в три года занимался английским, а потом на год перед школой забросил, не будет никакого – конечно, какие-то обрывки знаний у него останутся, но в целом база в подсознании будет неактивна и язык придется начинать учить с чистого листа. 

014.jpg

Что касается методик обучения дошкольников, то родители должны понимать: в 3-6-летнем возрасте – это игровые и коммуникативные истории.  В нашем центре iSpeakCiTY мы учим малышей не только языку, но и общению друг с другом и с преподавателем. Мы не просто пополняем словарный запас ребенка, но формируем у него основные навыки – умение спокойно входить в беседу, отвечать на простейшие базовые вопросы, понимать элементарные фразы. 

Занятия с малышами должны быть игровыми, интерактивными, с внедрением в программу аудио- и видеороликов, с максимально яркими пособиями. Естественно, с малышами мы проходим именно те темы, которые им нужны в повседневной жизни и интересны. 

Важно не забывать включать в процесс обучения внешнюю мотивацию. Для самых маленьких отлично работает оценочная система, некое выделение из той группы, в которой ребенок занимается: наклейки, звездочки на полях, в iSpeakCiTY – собственная валюта «улыбаксы». Главное здесь, конечно, быть деликатным и никого не обидеть!

Переходим к школьникам. На какие возрастные группы вы делите ребят и как у них должен проходить процесс обучения в идеале?

Первое звено – начальная школа. Здесь свои задачи и своя специфика преподавания. По-прежнему, как у младших ребят, требуется переключение видов деятельности. Но если у малышей можно сочетать обучение с физической активностью, то в начальной школе уже введены направления языка, которые мы и комбинируем – лексика, грамматика, понимание речи и коммуникативные навыки, т.е. насколько грамотно может ребенок говорить и использовать в речи конструкции. К сожалению, именно в коммуникативных навыках у детей наблюдается большой провал. На вступительном тестировании в наш языковой центр мы задаем ребятам данного возраста простые вопросы, например: «What is your favourite colour? What is your favourite animal?» - и получаем в ответ лишь «Рэд» и «Кэт», причем с абсолютно русским прононсом. Т.е. ребенок понимает, в общем, что от него требуют, но коммуникативный навык у него не сформирован – не может он ответить полной фразой сходу и с легкостью «My favourite animal is a cat»… 

А вторая беда у учеников начальных классов заключается в том, что они могут понимать речь исключительно русскоязычного преподавателя – да к тому же только своего, родного. Отсюда берут корни такие истории, когда условный Петя в девятом классе едет впервые за границу, у Пети твердая «пять» по английскому, но Петя абсолютно не понимает, что ему говорят носители языка. 

064.jpg

Ребенку в 7-10 лет уже нужно как можно больше давать слушать других – причем не только аутентичную английскую речь, но и своих сверстников, даже если это будет не поставленное, фонетически корявое произношение. Зато это будут разные тембры, разные голоса, разная скорость речи. Вот почему я активно протестую, когда родители ученика начальных классов просят меня подобрать преподавателя из iSpeakCiTY для индивидуального обучения ребенка.

В группах ребята слушают друг друга, плюс ко всему, мы внедрили занятия по мультфильмам, чтобы дети учились разбирать настоящую английскую речь. Именно таким образом формируется у ребят успешное понимание речи собеседника.

Я хочу заострить внимание наших родителей-читателей еще на одном моменте: что из себя представляет недельное расписание ученика начальной школы. Эти дети имеют как минимум две дополнительные секции. А лучше – четыре. И каждый день. Поэтому если родители и вспоминают про английский, то часто просто-таки втыкают его в расписание, причем в виде индивидуальных занятий с педагогом, что, как я уже объяснила, крайне неправильно. В итоге ребенок настолько перегружен, что к обучению у него нет никакого энтузиазма – он выжат, как лимон. Здесь возникает вопрос: почему мы так поступаем со своими детьми? А может, мы просто боимся остаться с ними наедине – ведь нам нужно будет придумывать совместные игры, активно их слушать, анализировать их проблемы и искать решения? Гораздо проще запихать ребенка во все секции сразу и снять с себя ответственность – пусть там занимается. Не забывайте, пожалуйста, друзья, что у ребенка должен быть один полноценный выходной и что если он не хочет выполнять задания, возможно, он просто слишком сильно перегружен. 

Но если мы хотим системного подхода к освоению языка, о котором мы с вами и говорим, чтобы процесс обучения проходил легко и естественно, нельзя ставить язык на последнее место – после всех остальных занятий. Хотя часто родители принимают такое решение не потому, что думают – будет постарше и выучит, а потому, что их вводит в заблуждение школьная оценка…

Вы хотите сказать, что оценка в начальной школе бывает необъективной?

К сожалению, да – и очень часто. Именно в начальном звене идет серьезное завышение оценок. Подтверждением этому является следующий факт: в октябре мы констатируем приток школьников 5-6 классов с одной и той же проблемой: вместо «пятерки» или «четверки» по английскому у ребенка вдруг ни с того, ни с сего появляется «тройка». 

Я не склонна здесь ни в коем случае обвинять педагогов начальных классов. И понятно, что оценка всегда относительна – смотря с чем сравнивать. Но ОГЭ и ЕГЭ сегодня ведут нас к международной системе владения языком, а программы в школах не в полной мере этой международной системе соответствуют. Так как мы в языковых центрах изначально работаем по высоким международным стандартам, то видим, что общеобразовательные школы пока до них в начальных классах не дотягивают. Несоответствие реальной оценки и школьной – это всегда очень неприятная ситуация. Грустно об этом говорить ребенку. 

012.jpg

Предположим, до 10 лет ребенок успешно изучал английский. Как должно строиться обучение в средней школе?

В 6-7-х классах идет сильная проработка грамматики, жесткий добор лексики – через устную и письменные отработки. В этой возрастной группе крайне важно присутствие педагога, который поможет ребенку посмотреть на язык сверху, распознать систему. Ребенок уже вполне готов комплексно и быстро анализировать ситуацию и, к примеру, одновременно выдавать существительное с нужным артиклем и подходящим по смыслу прилагательным, а также правильное время – и все это в одном предложении. Не занижайте способностей детей в этом возрасте! Именно в данный период обучения языку и случается тот щелчок в сознании, когда ребенок начинает понимать закономерности. Я как преподаватель беспощадно «жестчу» с этой возрастной группой – равно как и юморю много, но в пределах дозволенного. Очень люблю возраст 11-12 лет, когда уже можно разговаривать с ребенком по-взрослому и настраивать его на более длительные цели относительно языка. 

В 8-9-х классах начинается, можно так выразиться, муторное оттачивание грамматики по усложненной программе – конечно, в живой иностранной речи тех конструкций, которые проходят дети, не часто встретишь. Но именно такое глубокое знание языка даст шанс ребенку успешно сдать школьные экзамены и заложит базу для международных экзаменов, если впоследствии ему необходимо будет подтверждение своего уровня для иностранного вуза или для работодателя за границей. Расширять же лексику в данном возрасте интереснее всего с помощью книг и фильмов. Я со своими учениками беру в оборот адаптированные тексты: «Пираты Карибского моря», к примеру, и подобные вещи идут на ура! Помимо книг мы смотрим фильмы на английском и делаем на их основе презентации. Дети вживаются в роли любимых героев и рассказывают о своем персонаже на английском языке. В общем, если преподавателю, работающему с данной возрастной группой, удается настроиться с учениками на одну волну, успех будет. 

К старшим классам в школе ребенок наверняка уже понимает, нужен ли ему английский для продолжения обучения и, соответственно, занимается более мотивировано? 

К сожалению, в массе своей нет. В 9-10 классах дети редко понимают, куда будут поступать и потребуется ли им сдавать английский. А даже если уже понимают, то редко предпринимают в связи с этим конкретные действия. В итоге осознание, что английский придется сдавать, приходит в 11 классе, но тот объем материала по языку, который необходимо будет перелопатить для успешной подготовки к экзаменам, огромен. И только синергия сильного желания ученика добиться результата и готовности преподавателя работать с максимальной отдачей ведут к положительному решению проблемы. Гораздо проще, конечно, когда определенность с языком созревает раньше – и процесс обучения проходит плавно, без таких форс-мажорных обстоятельств. 

q7e44ZGh7Cc.jpg

Марина, вы сделали акцент на том, что английский в любом случае лучше учить не индивидуально, а в группе. Знаю частных преподавателей, которые могут с этим поспорить. 

На рынке репетиторов работает множество потрясающих преподавателей – равно как и такое же количество ленивых и не желающих нести даже минимальную ответственность людей. Если вам удалось договориться о занятиях с преподавателем, у которого безупречная репутация и масса положительных отзывов, плюс вы сошлись с ним по цене, это хорошо. Но, к сожалению, к нам в iSpeakCiTY регулярно приходят дети от частных репетиторов, во-первых, с низкими знаниями, а во-вторых, смешно сказать,  не помнящие даже фамилию своего предыдущего педагога. Все-таки, когда вы приводите ребенка на занятия в организацию, она в целом несет ответственность за качество образования. В нашем центре, кстати говоря, я добавляю и свою личную ответственность как руководителя организации и считаю это правильным. Все-таки образовательным учреждением должна руководить не просто администрация, а конкретный человек, с которого при случае и нужно спрашивать. Плюс ко всему, языковой центр сможет перед началом занятий подробно познакомить вас, родителей, с программой обучения, показать пособия, прикладные материалы. И, что немаловажно, даст вам опорные критерии, по которым вам, в особенности, если вы не владеете английским, будет легко отслеживать прогресс ребенка.

Мы поговорили с вами об основных столпах успешного обучения детей английскому языку. Скажите, а есть ли в вашем языковом центре те или иные уникальные «фишки», которые здорово помогают детям в учебе?

Так как центр iSpeakCiTY вырос из клуба по интересам, мы продолжаем вносить разнообразие в традиционные программы обучения и проводить дополнительные развлекательные и познавательные мероприятия для детей на английском. Кулинарные мастер-классы, песочная терапия на английском, увлекательнейшие программы в наших лагерях… 

А в этом учебном году мы выходим на новый уровень преподавания английского – для детей 4-7 классов, у которых в сфере интересов – хотим мы с вами этого или нет – превалируют компьютер и интернет. У меня есть ощущение, что именно за методиками обучения языку в процессе онлайн-игр наше будущее. Так как я понимаю, что не все родители так позитивно настроены по отношению к миру виртуальной реальности, мы будем тестировать в этом году группы с онлайн-обучением и сравнивать их успехи с результатами групп того же возраста, но идущих по традиционной программе. Что-то уже сейчас подсказывает мне, что новые методики выиграют у старых на порядок. По крайней мере, в мире эти методики признаны и стремительно развиваются. Так что, уверена, все к лучшему: те привычки наших детей, которые мы раньше недолюбливали, спокойно можно будет перевести в продуктивное образовательное русло.

166.jpg


23 сентября 2016, 15:10
+7430