11 мая 2021 г.
05:01:55 Вторник
Добавить новость

Кем быть?

Вопрос профориентации помогает выбрать учебное заведение

Чем раньше вы определитесь с профессией, тем лучше. Мысль: «Я лучше погуляю пару-тройку годиков (в армии, поработаю и т.п.), а потом пойду учиться, точно зная, что мне надо в жизни», - является самообманом. В этом «потом» у вас многое изменится, начиная с гормонального фона, заканчивая новыми устойчивыми привычками и кругом общения. Поверьте, будет в разы сложнее отрывать пятую точку от комфортного места, чтобы ночью чертить чертежи или учить пару сотен иностранных слов. Поэтому, если вы еще не знаете, куда определить свои школьные аттестаты – узнавайте быстрее.
Вот вам два пути нахождения решения:
1.    От знания себя и знания своих сильных-слабых навыков. Например, ваша душа не лежит к точным наукам, цифры наводят зевоту, а технические характеристики бытовых приборов вы никогда не читаете. Зато любите писать посты, письма, дневники, рисуете на полях тетрадок, участвуете в олимпиадах по русскому. Список ВУЗов сокращается до гуманитарных. Ищем направление, причем лучше с помощью репетиторов или экспертов, т.к. важна множественная точка зрения. Бывает, что школьный учитель  вам неприятен, предмет неинтересен, но понятен. Личность учителя подавляет вашу способность учиться. Значит, идем в кружки или к частным педагогам: химия, биология, литература, иностранный и т.д. - выясняем с выбранными педагогами, в какой науке вы сильны.  
2.    От незнания себя, а значит, умения встраиваться в любую сферу. Вы не знаете, что из наук у вас лучше, что хуже - все «ровненько». Могу инженером, могу переводчиком. Используйте интуицию и принцип «нравится\не нравится». Выбираете город (если есть возможность учиться не в Иванове), к которому лежит душа. Едете туда с родителями на несколько дней и обходите учебные заведения, общаги, столовые, катаетесь на общественном транспорте. Зачем? Чтобы представить, как здесь  жить одному. В стенах ВУЗов пообщаться со студентами, преподавателями, поймать ритм - выбрать максимально вашу атмосферу.
На что важно настроиться всем:
1. На количество лет предстоящего обучения. Уже сейчас увидеть себя на протяжении всего учебного периода. В легкости, в сложности, в протесте, саботаже, в эйфории, в победах и в поражениях. Увидеть и согласиться заранее с тем, что все эти моменты будут, и вы их переживете.
2. На преподавателей. Оценивать ваши знания и переводить вас с курса на курс будете не вы, не ваши родители, а они. Педагог – тоже человек, у каждого свои принципы, правила, своя система измерения вас. У кого-то более объективная, у кого-то - субъективная. Примите заранее эту данность и учитывайте при взаимодействии.
3. На собственный стержень. Есть вы и ваши принципы, правила, нравственность. Переберите мысли на тему «это я могу, это не могу», «это должен, это не буду», «это хочу, это отрицаю». Выпишите и обсудите вместе с родителями. Обсуждать относительно пользы и вреда для учебы.
4. На полезные привычки, от которых вам не стоит отказываться. Вы бегаете по утрам, вечерам? Обливаетесь? Читаете классику? Регулярно общаетесь с близкими друзьями или с родителями на личные темы? У вас есть привычки питания, распорядка дня, выбора одежды, выбора друзей... Пересмотрите их и возьмите с собой лучшие.
5. Осознайте свои мотивы. По-честному. Это можно сделать наедине с собой, можно в разговоре с родителями или близкими друзьями.  Если вы знаете истинные мотивы своих поступков,  то пульт управления вашим поведением – у вас в руках. Если не знаете или обманываетесь – пульт висит у вас на спине кнопками наружу и любой желающий может вызвать у вас любую эмоцию и спровоцировать любое поведение.
Примеры мотивов:
а)  Достижение: соревнуетесь  с собой, ищете новинки, стремитесь быть впереди, но не нуждаетесь в признании. Руководствуетесь длительными перспективами развития и сложными задачами. ВУЗ выбираете по принципу: а что потом? Аспирантура? Наука? Распределение на предприятие? Практика в НИИ? Там сложно учиться и многие вылетают? – тогда это точно для меня!
Это значит: вам придётся самостоятельно поддерживать дух соревновательности в себе, искать возможности дополнительного обучения на курсах или факультативах, записываться на конкурсы, гранты, олимпиады; посещать кафедру вне занятий и общаться с аспирантами и педагогами.  Всё это для сохранения вашего мотива, а значит и вашего интереса к обучению.
б) Власть: важно висеть на доске почета, важно признание, эмоции других людей в ваш адрес, важно быть в центре внимания. Значит - престижная кафедра, карьерная специализация и завязывание полезных связей. Общайтесь с ключевыми людьми, становитесь старостой, профоргом, лидером, возглавляйте неформальные объединения и студенческие организации.
г) Отношения: важен комфорт, чувство локтя, быть среди своих, приятная обстановка и хорошие люди. Примкните к таким же, как вы. Вместе делайте домашки, готовьтесь к экзаменам, ходите в столовую, библиотеку, на концерты. Участвуйте в КВНах и других студенческих событиях. Вам нужно быть часть бОльшего, нельзя ощущать себя одиноким и непонятым.  Это скажется на обучении.
6. Дайте себе право на ошибку. Обсудите с родителями: а что, если я ошибусь в выборе? Как мне поступать в случае, если я пойму, что, и ВУЗ не мой и профессия не моя? Важно, чтобы родители были на вашей стороне и были готовы принять ошибку выбора, помочь вам взять паузу и на следующий год подать документы в ВУЗ, который вы выберете более точно. Учтите, что такое озарение может случиться с вами не только на первом курсе, но и на четвертом после прохождения практики. И вы счастливчик, если у вас есть возможность и силы сказать «стоп» и дать себе шанс начать сначала.

Янина Коновалова, консультант, бизнес-тренер, директор по персоналу компании «IT-Studio»


30 октября 2017, 13:05
+1051