26 января 2020 г.
21:56:38 Воскресенье
Добавить новость

ЕГЭ: знать правила игры

Как достичь желаемых баллов? Делаем выводы на будущее.  

Волна экзаменов прошла, но «круги по воде» еще идут. Кто-то радуется достигнутой цели, а кто-то делает выводы на будущее. Результатами интересуются и те, кому предстоят выпускные испытания в следующем году. Поэтому мы продолжаем беседовать со специалистами сферы образования. Сегодня мы задаем вопросы заведующей кафедрой русского языка и методики преподавания ИвГУ, доктору педагогических наук, профессору, председателю предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку Ивановской области Ирине Сотовой.

- Ирина Алексеевна, школьные оценки и система ЕГЭ – не одно и то же. Если у ребенка "5" по предмету - это не означает, что он получит 100 баллов на экзамене?

- Задача оценки - не только выявить уровень знаний по предмету, но и дифференцировать учащихся, т.е. разделить на группы по степени владения материалом, отличить сильных от средних или слабых. Одна и та же отметка «5» в общеобразовательной школе, профильном лицее и классе при МГУ будет обозначать разный уровень подготовки учащихся, которые при этом будут лучшими в своем классе.

Безусловно, школьная оценка по предмету ничего не гарантирует на Едином государственном экзамене. Экзамен построен по другим правилам, и система оценки ЕГЭ кардинально отличается от школьной. Результат ЕГЭ показывает рейтинг выпускника на уровне всей страны.

- Что необходимо сделать, чтобы подготовить себя к этому испытанию?

- Во-первых, изучить «правила игры». В каждом предмете свои особенности, которые отражаются в содержании экзамена и структуре заданий. Эта информация представлена на сайте ФИПИ. Во-вторых, приобрести опыт «игры» по этим правилам. Конечно, выпускник, имеющий системные знания по предмету, с большей вероятностью добьется успеха. Но знать, что и как требуется делать на экзамене, совершенно необходимо.

- Какие задания ЕГЭ по русскому языку вызывают затруднения выпускников?

- Конечно, особые затруднения вызывают задания высокого и повышенного уровня сложности. К высокому уровню сложности относятся задания №7 (синтаксические нормы), №24 (средства связи предложений в тексте) и №25 (языковые средства выразительности). Самым трудным остается задание повышенного уровня сложности – сочинение.

Наиболее успешно выпускники справляются с заданиями базового уровня сложности на выбор правильного ответа по разделам «Лексика и фразеология», «Нормы орфографии», «Нормы пунктуации». Менее успешно - по разделам «Текст» и «Языковые нормы».

- Насколько успешны выпускники в написании сочинения ЕГЭ?

- Для экзаменуемого важно осознавать, что сочинение ЕГЭ существенно отличается от школьного сочинения и итогового сочинения по литературе. Сочинение ЕГЭ пишется на основе исходного текста и строится по особым правилам.

К сожалению, каждый второй экзаменуемый затрудняется в обеспечении смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения. Типичные логические ошибки выпускников в сочинении: отсутствие абзацного членения, несоотнесенность проблемы и комментария, тезиса и аргументов, содержания сочинения и вывода, нарушение логической связи между предложениями в пределах одной микротемы.

Значительная часть экзаменуемых при оформлении сочинения продолжает испытывать трудности в соблюдении норм грамотности речи: орфографических, пунктуационных, грамматических, речевых. В этом году высший балл по орфографии получили 30% выпускников, по пунктуации – 15%, по грамматике – 25%, по речи – 20%.

- Как уберечься от самой обидной ошибки - ошибки по невнимательности?

- Планировать свое время на экзамене, не допуская суеты. Осмысленно и полностью читать задание. Сначала понять, что именно следует сделать, и только после этого выполнять. Формулировки одного и того же задания могут отличаться настолько, что требуют выполнения противоположных действий (например, запишите это слово - запишите подобранное Вами слово).

- Когда следует или не следует подавать апелляцию?

- Важно осознавать, что, подавая апелляцию, вы направляете вашу работу на федеральную перепроверку. Это означает, что вся работа (а не только та часть, которая вас интересует) будет перепроверена экспертами высшей квалификации в регионе и на федеральном уровне. И получит - двумя неделями позже - окончательную оценку.

Надо быть совершенно уверенным в качестве своей работы по всем критериям, чтобы прийти на апелляцию без риска получить снижение баллов. Разумеется, стоит предварительно показать работу опытному учителю.

Каждое сочинение ЕГЭ проверяется двумя независимыми экспертами. Если эксперты поставили разные оценки по тому или иному критерию, компьютер засчитает баллы по каждому критерию в пользу экзаменуемого. Например, в сложном случае квалификации ошибки один эксперт может снять балл за логику, другой – за грамматику. В результате за логику в сочинении будут стоять оценки: 1 балл (первый эксперт) и 2 балла (второй эксперт), а за грамматику - 2 балла (первый эксперт) и 1 балл (второй эксперт). Компьютер засчитает более высокую оценку по каждому показателю: 2 балла за логику и 2 балла за грамматику. В результате: ошибка есть, а баллы получены максимальные. В условиях федеральной перепроверки все «лишние» баллы будут сняты.

Если вы планируете поступать в МГУ или другие престижные вузы, которые первыми завершают приемную кампанию, чтобы дать шанс не прошедшим конкурс абитуриентам поступить в другие учебные заведения, то времени на апелляцию у вас просто нет. К моменту проведения конкурса у вас не будет окончательного балла по результатам экзамена.

Апелляцию однозначно следует подавать в случае технических ошибок. Например, в вашем сочинении стоят пунктуационные знаки, а в скане, с которым работают эксперты, они не пропечатались, и поэтому вам снизили балл за пунктуацию.

Если какая-то часть вашей работы по какой-либо причине (не хватило времени, забыли перенести ответы) осталась в черновике, то она уже ни при каких обстоятельствах не будет учтена. Обращаться при этом с апелляцией бесполезно.

Татьяна Хейфец - текст

07 Августа 2018, 14:11
+1450