16 декабря 2018 г.
16:07:13 Воскресенье
Добавить новость

«Ивановцы терпеливы и неприхотливы»

О чем предупреждают соцопросы 

Социология по идее должна объективно отражать общественное мнение по самым важным поводам. Соцопрос в классической науке считается одним из самых эффективных инструментов по определению гражданских настроений. Однако сегодня социология нередко формирует настроения масс, а не просто изучает их. Где грань между наукой и пропагандой, могут ли результаты соцопроса предупредить о готовящихся протестах и чем особенно недовольны жители нашего региона? 

Об этом мы поговорили с генеральным директором аналитического агентства «Имидж-Фактор» Сергеем Куприяновым.

- Сергей, кто сегодня в основном заказывает соцопросы?

- Как правило, основные заказчики – органы государственной  или муниципальной власти, крупные государственные и общественные организации. Также среди клиентов немало крупных коммерческих предприятий. В том числе, мы регулярно проводим полевые исследовательские работы для коллег из столицы (ведущие российские исследовательские компании «Башкирова и партнеры», ТНС, GfK, РОМИР Холдинг, МАГРАМ, институт социологии РАН и ряд других).

- Какие самые острые проблемы у жителей нашего региона и сильно ли они отличаются от проблем по стране в целом?

- Жителей Ивановской области, как и россиян в целом, в первую очередь беспокоят материальные проблемы (рост цен на товары и услуги, в том числе ЖКХ, низкий уровень зарплат, пенсий, социальных пособий), далее по степени актуальности для ивановцев идут вопросы состояния дорог, качества медицинского обслуживания, безработицы  либо невозможности найти достойно оплачиваемую работу.

- Есть ли у нас показатели по удовлетворенности жизнью, которые были бы лучше, чем в других регионах?

- Ивановская область является глубоко депрессивным регионом, и это отражается в результатах социологических исследований. Так, например, по результатам нашего последнего опроса, проведенного в августе 2018 года, почти 60% населения Ивановской области в целом недовольно ситуацией в регионе (противоположную точку зрения разделяет лишь около 40% опрошенных). При этом большинство жителей губернии не верит, что их жизнь в ближайшее время улучшится. Поэтому для основной массы рядовых граждан, конечно, присущ социальный пессимизм, и он относительно стабилен в своей динамике.

Наряду с этим, оценка деятельности органов власти и их представителей на федеральном или региональном уровне среди жителей региона часто бывает выше, чем в ряде других субъектов РФ. Например, оценка работы Президента, губернатора, глав муниципалитетов. В том числе это относится и к качеству оказания некоторых муниципальных услуг.

Однако это смотря с чем сравнивать. Так, жители крупных городов-миллионников и двух столиц (Москвы и Санкт-Петербурга) иногда негативнее оценивают состояние внешней среды, чем население малых городов, несмотря на то, что у первых качество окружающей их инфраструктуры несравнимо выше. У них просто более высок уровень ожиданий от властей и требований к ним. Ивановцы тут более терпеливы и неприхотливы.

- Соцопросы часто бывают средством влияния и пропаганды, вы согласны?

- Безусловно, особенно это относится к электоральным исследованиям, публичное обнародование которых иногда не столько имеет цель объективного информирования потенциальных избирателей, сколько является попыткой влияния на их волеизъявление.

Вспоминаю случай, когда в начале 2000-х годов две наших областных газеты (не буду их называть, но они до сих пор хранятся в моей коллекции) почти в один день опубликовали абсолютно противоположные рейтинги двух разных кандидатов в депутаты Госдумы, в которых «доказывали», что именно данный кандидат, а не его соперник одержит победу. Помню, тогда я выступал на местном телевидении и публично разоблачал эту скрытую манипуляцию общественным мнением, демонстрируя на камеру все несостыковки этих опубликованных псевдоисследований.

- Вы проводили опросы по пенсионной реформе? Интересны результаты.

- Конкретно в Ивановской области мы такой опрос не проводили, но мнения жителей нашего региона вряд ли будут кардинально отличаться от суждений россиян. А общероссийские опросы (ФОМ, Левада-центр) показывают, что свыше 80% наших сограждан выступают против повышения пенсионного возраста. Они боятся, что просто не доживут до пенсии, а те, кто доживут, выйдут на нее с сильно ухудшившимся здоровьем. Россияне мотивируют подобные действия властей тем, что государству просто нечем платить пенсии или оно просто не хочет их платить и за счет пенсионеров планирует пополнить бюджет (такие данные, в частности, приводят коллеги из Фонда «Общественное мнение»). А вообще – это отдельная тема, которая очень важна и интересна со всех точек зрения.

- В ходе исследований вы сталкиваетесь с разного рода недовольством и проблемами. Помните ли случаи, когда это недовольство выливалось в конкретные действия?

- Да, конечно, сталкиваемся. Так, в одном из регионов, расположенном на севере нашей страны, мы изучали мнение жителей относительно создания полигона для захоронения отходов. Опрос проводился методом телефонного интервью, и многие наши интервьюеры даже эмоционально не выдерживали тех негативных «комплиментов», которые им приходилось выслушивать не только в адрес местной власти, но и персонально в свой адрес. А спустя немногим менее года все это вылилось в очень сильное протестное голосование на выборах в местный парламент против партии власти.

- Часто ли бывает так, что в ходе опросов люди врут, говорят то, что от них хотят услышать? И с другой стороны - не секрет, что социология коммерциализировалась и порой дает ответы, угодные заказчику…

- Я так скажу: ошибки могут случаться везде, но правильно организованное исследование практически всегда выдает результат, соответствующий реальности. По опыту наших электоральных исследований, которые мы ежегодно и много делаем в разных регионах, прогноз практически всегда совпадает с реальными результатами голосования. Для примера могу сослаться  на наше последнее исследование по выборам губернатора Ивановской области и местного парламента, которое мы опубликовали на нашем сайте за две недели до выборов. Наш прогноз и по Станиславу Воскресенскому, и по партиям был, как говориться, практически «один в один». Зайдите на сайт и сами убедитесь в этом.

Что касается того, что ряд респондентов часто дают социально желательные и одобряемые ответы, то такие эффекты действительно имеют место. Например, в электоральных исследованиях это особенно проявляется в ответах на вопрос «примете ли вы участие в ближайших выборах?». Число, кто говорит «да» «или «скорее да» всегда существенно превышает число тех, кто реально на них придет. Но современная социология уже научилась в своих прогнозах нивелировать эти эффекты социально одобряемых ответов. Хотя, еще раз повторю, ошибки все же иногда случаются.

Впрочем, не исключаю, что существуют компании, которые занимаются «подгонкой» цифр под конкретного заказчика. Правда, зачем они это делают, я не понимаю. Ведь заказчику нужно знание о реальной ситуации, а не нарисованной в его воображении.

- Какой самый интересный соцопрос вам приходилось проводить?

- Для меня наиболее интересными соцопросами являются те, которые либо связаны с новой тематикой, либо открывают иные стороны уже, казалось бы, изученного  социального явления или настроений граждан.

В первом случае в качестве примера могу привести такие исследования, как «Изучение семейно-бытового насилия в семьях Санкт-Петербурга, оказавшихся в трудной жизненной ситуации» или «Отношение жителей Москвы к системе платного паркинга в столице». Во втором – это серия исследований  социально-политической ситуации в Приморском крае в преддверии выборов, проведенных нами в 2016-2018 годах. Также очень интересным было исследование по Ивановской области, проведенное в период выборов в государственную думу последнего созыва. Оно проходило как в форме массового опроса, так и посредством фокусированного интервью и  дало уникальную информацию о настроениях жителей области, об их отношении к жизни, власти, социально-политической ситуации.

Мария Янкель – текст 

20 Сентября 2018, 12:30
+1383