23 октября 2019 г.
14:46:01 Среда
Добавить новость

А что в итоге?

«Частник» подводит итоги прошедшего года в Ивановской области

Традиция – как карма: против нее не попрешь. Для новогоднего стола это будет, скажем, салат оливье. Для последнего номера газеты в ушедшем году – подведение неких не претендующих на 100%-ную объективность итогов.

На крыльях «Ласточки»

Транспортные проблемы региона давно стали притчей во языцех, заставляя нас ощущать себя живущими где-то за пределами цивилизации. От столицы Иваново отделяет немногим больше 300 км, но для того, что преодолеть их по железной дороге, до недавнего времени требовалось около 8 часов, и состав ходил лишь раз в сутки. Плюс можно было сесть на проходящий – «Кинешма-Москва». (Его, кстати, в 2018-м даже признали одним из трех самых нерасторопных в России).

Альтернативой можно было бы считать поездку на автобусе, но из-за подмосковных пробок обещанные 5 часов в пути часто оборачивались теми же 8-ю. Что касается самолета, то билет стоимостью несколько тысяч рублей для большинства ивановцев – непозволительная роскошь.

Попытки привести в цивилизованный вид железнодорожное сообщение со столицей власти предпринимали не единожды. Варианты предлагались самые разные, например, состыковывать пассажиров с владимирским «Стрижом», подгоняя под его расписание приезд автобусов. Или добираться до Москвы по другой схеме, но тоже на перекладных – вариант пустить электричку не рассматривался, говорили, якобы из-за невозможности электрифицировать наш участок дороги технически. Странно, особенно учитывая, что электрички между Москвой и Владимиром ходят с 1960 года, да и жители многих других провинциальных городов воспринимают такие поезда как нечто обыденное.

У нас же пуск «Ласточки» в марте 2018 года стал «событием века», поводом для множества первополосных новостей. Неудивительно: возможность добираться до столицы и обратно меньше чем за 4 часа стала ивановцев почти что счастьем. И даже тот факт, что поначалу билеты в эконом-класс стоили меньше 500 рублей, а с мая система ценообразования стала динамической, и проезд ощутимо подорожал, особого недовольства не вызвал.

А вот жители Подмосковья и Владимира были разочарованы. Первые – потому, что из-за пуска «Ласточки» пришлось отменить порядка 30 рейсов поездов в Московской области. Эмоции множества подмосковных специалистов, которые трудятся в столице и каждый день добираются до работы по железной дороге, были весьма негативными. Вторые, то есть владимирцы, - потому что сначала обрадовались шансу доехать до Первопрестольной за 1 час 40 минут по сходной цене, а потом обнаружили, что все билеты мгновенно раскупаются на конечных станциях, то есть в Иванове и Москве.

Жители же нашего региона о соседях не беспокоились и сетовали лишь на то, что билеты на электричку достать сложно. Даже просили увеличить количество вагонов (сейчас их пять). Однако руководство РЖД ответило, что пока это невозможно.

Вокзал как культурный центр?

Если уж действительно считать вокзал воротами в город, то постепенно ветшающий ивановский железнодорожный не у всех приезжающих вызывал острое желание погостить в областном центре. И это при том, что здание – на минуточку - памятник эпохи конструктивизма. С железнодорожными переездами тоже не все было в порядке – одно время власти пытались проанализировать ситуацию и выяснили, что ни один из 41 не соответствует всем предъявляемым требованиям. Ремонт проводили, но финансирование было явно недостаточным. Да и вокруг, на Вокзальной площади, – сплошная эклектика: сталинский ампир окрестных домов дисгармонирует с современным зданием гипермаркета и возвышающейся стелой, увенчанной головой революционерки.

В 2018-м проблема вокзала и привокзальной площади обрела возможность разрешения.

Сначала началась реконструкция вокзала и платформы №1: ее оборудуют специально под скоростной поезд «Ласточка». Полностью будет разобрана вторая платформа, а третья – удлинена и расширена. Кроме того, из здания вокзала планируется выполнить подземный переход к третьей платформе.

А еще вокзал отныне призван быть не просто вокзалом. Власти региона решили, что здесь надо организовать особое культурное пространство, которое станет местом притяжения продвинутых горожан.

По этому поводу даже немного поиграли в демократию: одновременно с выборами 18 марта был объявлен плебисцит на тему проекта реконструкции фасада вокзала. Народу предложили выбрать один из трех предложенных вариантов. Весь смак в том, что здание включено в единый государственный реестр объектов культурного наследия, поэтому изменения архитектурного облика невозможны по закону.

Кстати, победил именно единственно возможный правильный вариант.

Комфортная некомфортная среда

Проект «Формирование комфортной городской среды» - казалось бы, вещь сугубо благая. Ну, кто против благоустройства центральных улиц и дворов? Тем более что заявлялась программа как максимально открытая – жителям нужно было лишь разработать план и правильно оформить заявку. Да и насчет обустройства так называемых общественных пространств решение принимали жители. Что касается денег – они в основном федеральные, на местах их нужно было лишь эффективно освоить.

Если излагать лишь цифры, то участниками «Комфортной среды» стали 18 муниципальных образований региона. В перечень получателей субсидии вошли Иваново, 10 моногородов и три исторических поселения федерального назначения. На реализацию проекта направлено 264,5 млн. рублей, в том числе 246,5 млн рублей – из федерального бюджета. На эти средства в регионе вели благоустройство 116 дворовых территорий, 21 общественного пространства и двух городских парков.

Однако неожиданно в ходе реализации программы недовольство стали проявлять жители. Об этом сообщили представители регионального отделения ОНФ, активисты которого то и дело в течение года выезжали в рейды по ивановским дворам.

Некоторые ивановцы даже заявляли, что лучше бы их дворы вообще не благоустраивали, а оставили, как есть. Общественники же по итогам своих инспекций порой приходили к выводу, что благоустройство дворов в Иванове ведется вопреки здравому смыслу. К примеру, асфальт уложили на дорожке между домами на муниципальной территории, по которой почти никто не ходит, а двор остался не заасфальтирован.

Или в «благоустроенном» дворе не установили элементарные горки и песочницу, вместо красивой клумбы – бурьян, а часть территории засыпана торфом. «В дождь это все размывается, и люди вынуждены ходить по доскам», - читаем в одном из типичных пресс-релизов общественников. Или вот, еще одна выдержка: «Полотно уложено криво, а асфальт рассыпается по краям от небольшого нажима. Весь дворовой проезд не отремонтирован, люди вынуждены обходить дом с другой стороны, чтобы попасть в свой подъезд. Прошедшие дожди сразу показали некачественную укладку асфальта…».

В муниципиях тоже не все было ладно. Так, в Юже план работ по формированию комфортной городской среды был полностью сорван. Из восьми дворовых территорий и трех общественных, включенных в план работ на 2018 г., не благоустроена ни одна. А, к примеру, в Кохме администрация в итоге обратилась в УФАС, чтобы подрядчика  включили в реестр недобросовестных поставщиков. 

Так что, благоустройство – это, конечно, очень хорошо, но осадочек, как говорится, в итоге все же остался.

Думай о «Пилоте»

Первый фестиваль российских телесериалов глава региона анонсировал еще прошлой зимой. А состоялся форум аккурат после сентябрьских выборов, которые позволили губернатору отбросить формальную приставку «врио». «Пилот», без сомнения, оживил скучную светскую жизнь местного бомонда и порадовал простой народ, несмотря на ряд проколов по части организации – в частности, явный недостаток информации.

Спасли ситуацию стильное оформление, щедро разливаемое шампанское, красная дорожка, приглашенные звезды, которых можно было не только лицезреть, но даже ухватить за руку, если повезет.

Название фестиваля организаторы расшифровали не только в буквальном смысле, как обозначение первой, «пилотной» серии. Было принято во внимание и авиационное значение слова. Поэтому красная дорожка феста превратилась во взлетную полосу, гостей встречали улыбчивые стюардессы, приглашения напоминали билеты на самолет, а показ трейлеров сопровождали известные всем строчки «… сидеть в самолете и думать о пилоте…»

Правда, хотя «Пилот» был заявлен как «первый российский фестиваль телесериалов», удалось ли ему таковым стать – вопрос спорный. Видимо, не зря говорят, что идеи витают в воздухе: известный актер и продюсер Сергей Жигунов еще в марте организовал в Южно-Сахалинске фестиваль телесериалов «Утро Родины».

Впрочем, это не помешало ивановцам наслаждаться пилотными сериями российских телефильмов, некоторые из которых прибыли на фестиваль прямо с монтажного стола. Благо, билеты на показы были бесплатными. Не забыли организаторы и про поклонников уже снискавших зрительскую любовь телефильмов. Специально для них на площади Пушкина были организованы открытые показы таких популярных многосериек, как «Ликвидация», «Таинственная страсть», «Оттепель». Представили их соответственно Михаил Пореченков, Алексей Морозов и Валерий Тодоровский – последний, кстати, приехал в ранге президента «Пилота». Ну, и снова не обошлось без демократии – победителей кинофеста выбирали зрители.

Когда антирейтинги – наше всё

В уходящем году федеральные агентства, издания, порталы и проч., словно с цепи сорвавшись,  с невиданной прежде активностью принялись публиковать разнообразные рейтинги регионов – что называется, буквально по любому поводу. И, к сожалению, во многих рейтингах  Ивановская область оказывалась отнюдь не на лучших местах, с удручающим постоянством становясь антилидером  то в одной сфере деятельности, то в другой. Пролистав новостные ленты, приведем лишь выборочные примеры.

Так, совсем недавно наша область стала «антилидером» по расселению аварийного жилья. Регион попал в реестр Фонда ЖКХ, некоторые недоделки не устранены с 2015 года.

Чуть ли не в тот же день на заседании Совета Федерации зампредседателя правительства России Татьяна Голикова причислила Ивановскую область к регионам с «наиболее сложной ситуацией по смертности».

В ноябре Ивановская область была названа единственным регионом России, где отмечено падение по всем ключевым показателям. Ранее наша область оказалась среди аутсайдеров рейтинга регионов России по объемам ввода жилья на одного жителя (она заняла 65-е место).

И далее по списку:

- Ивановская область наряду с Смоленской признана самым нищим регионом ЦФО: за чертой бедности находится 14,3% домохозяйств.

- В сентябре Ивановская область заняла печальное место в рейтинге инвестиционной активности: хуже ситуация лишь у шести регионов.

- В рейтинге ста крупнейших российских городов по уровню заработной платы (опубликован РИА Новости) Иваново заняло 94-е место.

- Ивановская область возглавила ТОП-5 самых неэффективных регионов по работе налоговых органов (такие выводы осенью сделали эксперты «Рыков Групп»).

- В августе область отличилась низкой доступностью бензина: согласно рейтингу, наш регион на 75-м месте из 85-ти.

- Еще ранее ивановские семьи оказались одними из беднейших в России. (Согласно выводам «РИА Рейтинг», по благосостоянию семьи нашего региона находятся на 82 месте в стране).

И т.д, и т.п… Конечно, случались в течение года и другие рейтинги, где мы выглядели вполне себе ничего. Например, наша область стала второй в России по размеру «зеленого щита» вокруг областного центра. Или, вот, по волонтерам мы были обозначены в безусловных лидерах. Однако эти достижения как-то меркли перед обилием рейтингового негатива. И эта тенденция не может не удручать.

Ушел незаметно

Минувший год ознаменовался событием весьма символичным  - «смертью» одного из главных областных жупелов прошедшего десятилетия – проекта строительства в нашем регионе комплекса по производству синтетического волокна полиэтилентерефталата (ПЭТФ). В качестве своего рода агитационного PR-паровоза комбинат по производству ПЭТФ (вернее, его нематериальная идея) верой и правдою служил аж двум губернаторам: без упоминания о нем не обходилась ни одна традиционная речевка об успехах. Год за годом множились подробности: практическая реализация многомиллиардного проекта становилась все ближе, все конкретнее. Заявлялось, что каждый год комбинат будет производить чуть менее 200 тысяч тонн ПЭТФ – баснословная цифра.  Проект был одобрен на федеральном уровне и даже лично Владимиром Путиным (в августе 2017-го Президент РФ назвал комбинат среди двух ключевых для отрасли перспективных сырьевых проектов). И вдруг – тишина.…

Не менее символично, как столь пафосное начинание почило в бозе – без шума и пыли, почти незаметно. В сухом пресс-релизе АО «Ивановский полиэфирный комплекс», собственно ведающее реализацией проекта, сообщило,  что для их урегулирования разногласий между АО  и ключевым кредитором - Внешэкономбанком  - «важно было получить также и подтверждение о прежней поддержке инвестиционного проекта на региональном уровне». Однако руководство региона поддержки проекту не оказало.

«Более того, было публично заявлено об отсутствии заинтересованности руководства в создании крупных предприятий с точки зрения перспектив и направлений развития области. Отсутствие подтверждения в сохранении заинтересованности и региональной поддержки проекта вынудило акционеров АО изменить свою позицию в отношении его реализации в Ивановской области», - сообщила пресс-служба компании. В итоге новым регионом для реализации проекта была выбрана Башкирия - сейчас в регионе ведутся переговоры по отбору земельного участка.

Каких-либо судьбоносных комментариев и публикаций по этому поводу не последовало. А ведь какие речи когда-то произносились, какие тексты сочинялись, какие репутации составлялись (мы уж о финансовой составляющей тут говорить не рискнем)… Финита.

И история эта, уточним, не только символичная, но и в части отношения к различным, извините, жупелам весьма поучительная.

Елена Аверьянова, Роман Фонинский, Аглая Красенко – текст 

01 Января 2019, 14:25
+1944