22 августа 2019 г.
08:12:04 Четверг
Добавить новость

ОСАГО по-новому

Чем обернется для ивановцев очередная реформа системы автогражданки? 

С нового года стартовала реформа ОСАГО, которая, по мнению авторов, должна сделать стоимость автогражданки более справедливой и прозрачной. Часть изменений уже вступила в силу. Чем на практике это может обернуться для ивановских владельцев авто? Об этом и не только - в интервью с руководителем ИРОО «Ивановское движение автомобилистов» Александром Касьяненко.

- Александр, с этого года стартовала реформа системы ОСАГО. Предполагается, что она продлится до 2021го. Какие изменения ждут автовладельцев?

- Действительно, ряд поправок уже вступил в силу с 9 января 2019 года. Во-первых, уже изменена базовая ставка (стоимость полиса определяется умножением на коэффициенты от базовой ставки). Она увеличена на 20% от максимальной планки и снижена на те же 20% от минимальной. Но на данный момент страховщики страхуют по самому высокому порогу: в среднем полис подорожал на 800 рублей и составляет для нашего региона почти девять тысяч рублей. В дальнейшем предполагается стоимость дифференцировать: если вы добросовестно ездите на дорогах, если вы не «гонщик» и у вас нет штрафов, то цена будет одна. Но если вы недобросовестный и нарушаете правила дорожного движения, то заплатить придется по максимальной ставке.

Во-вторых, изменен коэффициент по возрасту и стажу водителя. Если раньше было четыре позиции, то сейчас стало 58. Градация идет от 0 лет и свыше 14 лет стажа вождения в соотношении с возрастом лет автомобилиста. К примеру, если вам больше 30 лет и стаж более 10 лет, скидка составит около четырех процентов. Самая максимальная скидка – восемь процентов. Но если вы молодой водитель, и у вас минимальный стаж вождения, предусматривается существенный повышающий коэффициент. 

В-третьих, в этом году будет изменен коэффициент бонус-малус, отвечающий за аварийную и безаварийную езду. С 1 апреля 2019 года он будет закреплен за автомобилистом, так как сейчас, приобретая новое транспортное средство, вас вписывают в полис ОСАГО и коэффициент приобретает 3 класс, без скидки. Поправка, на мой взгляд, существенная и вся история вождения сохраняется за автомобилистом.

- Очевидно, это еще не все изменения. Какие планы на перспективу?

- Реформа рассчитана на три этапа. Второй будет реализован в 2020 году. Первое: предполагается увеличить лимит ответственности ущерба. Связано это с тем, что автопарк сейчас дорожает и выплат не хватает. Второе – будет увеличен срок страхования от одного до трех лет. И, в-третьих, предусмотрен поэтапный уход от существующих коэффициентов. Территориальный коэффициент, как предполагается, исчезнет с 1 сентября 2020 года. Сейчас он зависит от места регистрации собственника автомобиля и составляет для нашего города Иваново 1,8, тогда как у наших соседей – Костромской и Владимирской областей - 1,5. Также предполагается упразднить коэффициент мощности двигателя. 

- К чему же мы придем к 2021 году?

- Планируется к 2021 году совсем убрать коэффициенты: система ОСАГО, по сути, должна стать такой же, как КАСКО: человек сможет сам подобрать наиболее выгодный для себя тариф. Это удобно, поскольку есть категория водителей, которые пользуются автомобилем сезонно, есть новички, которые сами хотят себя подстраховать дополнительно.

- Сейчас при ДТП, если у виновного лица нет полиса ОСАГО, пострадавшая сторона также не может обратиться за компенсацией к страховщику даже при наличии автогражданки. Планируются ли здесь изменения?

- К сожалению, по неофициальной статистике, около 30% ивановцев ездят без полиса. Согласно закону, в случае аварии пострадавшая сторона не может обратиться в страховую компанию за компенсацией. В этом случае взыскать денежные средства с виновника ДТП можно лишь в гражданском порядке. Конечно, это не справедливо и ущемляет права добросовестных водителей. В рамках реформы предполагается внесение поправок, согласно которым застрахованное лицо сможет обратиться к страховщику независимо от того, есть у второй стороны полис ОСАГО или нет.

- Проблема, которая пока не нашла отражения в преобразованиях, но очень беспокоит автовладельцев – экспертиза восстановительного ремонта. По мнению водителей, она занижается в разы…

- Есть два варианта. По закону страховщики обязаны предложить отремонтировать автомобиль на станции технического обслуживания, предоставив минимум три станции на выбор в радиусе 50-и км. В этом случае износ не применяется вообще. Но расчет стоимости ремонта (средней стоимости запасных частей, узлов и агрегатов, а так же нормо/час и материалы), берется из единого справочника Российского Союза Автостраховщиков, которыми должны пользоваться все эксперты. С одной стороны, все прозрачно, обмана быть не может. С другой, все понимают, что эти цены – ниже минимального порога в любом магазине автозапчастей нашего региона.  На практике получается следующее: автовладелецу просто  предлагают доплатить необходимую сумму на станции, если он заинтересован в качественном ремонте, поскольку компенсации, которую платит страховая, хватит на детали самого низкого качества. Другой вариант – получить компенсацию возмещения ущерба денежными средствами, но в этом случае учитывается износ (предусматривается не более 50%). Но информация, опять же, берется из справочника и износ будет считаться от минимальной стоимости заменяемых запчастей, узлов и агрегатов.

И тот, и другой вариант сейчас работают, но на практике оба не сильно привлекательны, так как все меньше станций технического обслуживания заключают договора со страховщиками, поскольку, если качество не соответствует, за автовладельцем остается право подать претензию о некачественном ремонте своего автомобиля в страховую компанию. Страховая компания в этом случае предъявляет регрессные требования к станции технического обслуживания.

- Как исправить ситуацию?

- Мы сейчас собираем информацию среднерыночной стоимости запасных частей, узлов и агрегатов, а так же нормо/час и материалы, планируем выйти с предложением в Центральный Банк Российской Федерации и Российский Союз Автостраховщиков с утверждением изменений данных, заложенных в справочнике по Ивановской области.

- Сейчас у водителей много вопросов к экспертам-трассологам, определяющим наличие самого факта события. Есть мнение, что их экспертиза не всегда объективна…

- Это действительно неоднозначная история. Последнее время очень распространена практика обращения страховщиков к экспертам-трассологам. Результат неоднозначный: пострадавший  приезжает с разбитым бампером, с фото-доказательствами, с приложением ГИБДД,  а эксперт делает заключение, что ряд повреждений вообще не относится к конкретному ДТП, соответственно автомобилисту отказывают в страховых выплатах. При этом экспертиза дорогая – около 30 тысяч рублей и в случае, если страховая компания докажет, что повреждения были нанесены ранее, эти средства взыскиваются с автомобилиста. Итог: пострадавший в ДТП остается с разбитым бампером,  без компенсации, да еще и должен страховщикам тридцать тысяч.

- Но частично проблемы решаются. Например, несколько лет назад, чтобы получить полис, необходимо было записаться в очередь еще вечером. Как дела обстоят сейчас?

- Ряд острых проблем, имевших место еще 2-3 года назад, мы победили. Это касается и очередей, и навязывания дополнительных услуг.

- Что делать, если инцидент с навязыванием дополнительных услуг все-таки случился?

- Главное помнить, что если ОСАГО – это обязательное страхование,  все иные виды страхования относятся к категории добровольных. Если вам все-таки навязали дополнительную услугу, то за вами остается право в течение пяти рабочих дней расторгнуть данный договор. Практически полностью отступила проблема очередей. Отчасти потому что удалось наладить оформление страховки онлайн. Сейчас услуга работает у всех страховщиков – достаточно зайти на сайт страховой компании. Будем надеяться, что и остальные  трудности будут преодолены. Для автомобилистов в этой ситуации главное не молчать, а отстаивать свои права, обозначать существующие проблемы. Только тогда они будут услышаны и решены.

«Частник» попросил ивановских автолюбителей прокомментировать ситуацию с ОСАГО

Андрей Безенов:

- Я как добросовестный водитель ОСАГО оформляю всегда. Стаж большой, аварий практически не было, езжу по правилам. Но в конце ноября попал ДТП. Не по своей вине – водитель пытался уйти с встречной полосы. Есть заключение ГИБДД – вина очевидна. В результате аварии у моей машины пострадали заднее крыло, дверь, бампер. Съездил на автостанцию, примерную стоимость ремонта определили в 24 тысячи рублей (автомобиль ВАЗ 2111). Обратился в страховую компанию «МАКС», где оформлял ОСАГО, но выяснилось, что  получить  страховые выплаты я не могу,  поскольку у виновника ДТП нет полиса. Спрашивается: причем тут я? Зачем я тогда вообще оформлял ОСАГО? Сейчас готовлю документы в суд для взыскания денежных средств в гражданском порядке. Написал письмо в Российский Союз Автостраховщиков.

Василий Астахов:

- Система ОСАГО выгодна водителю неаккуратному, водителю, который постоянно нарушает правила дорожного движения. Это же страхование ответственности: то есть я могу ездить безответственно и, если совершаю ДТП, то страховая компания должна за меня отвечать перед человеком, которому  я причинил ущерб. С другой стороны, если я аккуратный водитель и никому ущерба не причиняю много лет подряд, получается, что я покрываю риски водителей безответственных. Разве это справедливо? Давайте вспомним, система появилась в нашей стране еще в 90-е годы, когда в ДТП попадали очень разные по уровню стоимости автомобили. Понятно, что если виновник аварии был владельцем дешевого автомобиля, он не мог оплатить ремонт автомобиля дорогого. Поэтому отчасти система была удобной. Сейчас ситуация изменилась: автомобилей очень много и систему страхования надо менять кардинально. В первую очередь я считаю, что страхование ответственности должно быть добровольным.

Евгений Халиков:

- Несколько лет назад пришел в «Росгосстах» оформить ОСАГО. Отстоял многочасовую очередь. В результате мне «предложили» оформить дополнительно страхование жизни. Соотнеся цены, я решил этого не делать. Первое время ездил без ОСАГО, потому что предполагал оформить позднее. Водитель я аккуратный, езжу в основном по городу, в ДТП не попадаю. Однажды меня все-таки остановили сотрудники ГИБДД, заплатил штраф. И, как оказалось, изредка заплатить штраф выгоднее, чем покупать страховку. Поэтому в ближайшее время я оформлять атогражданку не собираюсь. Как в будущем, покажет время.

Светлана Григорьева  – текст 

29 Января 2019, 12:40
+2295