25 сентября 2020 г.
16:31:50 Пятница
Добавить новость

Быть наставником

В Иванове стартует новый социальный проект

Вы помните себя подростком? Помните, как нуждались в понимании, принятии, поддержке, в том числе, со стороны взрослых? Взрослый, опытный и главное неравнодушный человек мог не только дать ценный совет, но и предотвратить очередную юношескую глупость. Хорошо, если рядом оказывался такой взрослый. Это актуально и сейчас, особенно для тех, кто не обременен родительской заботой – ребят из детских домов. Именно для них запускается проект «Наставничество», участником которого можете стать и вы. О проекте мы расспросили его куратора - председателя фонда «Добрая надежда» Анну Кожину.

- Анна, ваш фонд и так занимался благотворительностью, оказывая материальную помощь воспитанникам детских домов и школ-интернатов, детям из малоимущих семей. А что за новое направление?

- На меня вышел новосибирский фонд «Солнечный город» с предложением стать региональным партнером их проекта «Наставничество. Регионы». Проект сложный, интересный и нужный. Мы не смогли отказаться! Его суть в том, чтобы у каждого подростка (кто сам этого хочет!) из детдома появился старший друг, который бы с ним общался, поддерживал, мог поделиться душевным теплом. Это сохраняет актуальность и тогда, когда ребенок покидает детский дом и вступает в самостоятельную жизнь.

У нас подписан договор с департаментом социальной защиты Ивановской области и тремя детскими домами, готовыми войти в программу, а именно: «Радуга», «Ровесник» и «Звездный».

- Много ли детей желает обрести наставника?

- На сегодня это порядка 30 человек в возрасте 12-18 лет. Мы рассказали им про программу, а они написали в анкетах,  чем бы хотели заниматься с наставником, как проводить время, какие интересы у них. К примеру, если ребенку нравится рыбалка, мы постараемся найти мужчину-рыбака.

Дети переживают, кто-то спросил: «Что, если я познакомлюсь с наставником, и он мне не понравится, я ему это скажу, а он обидится?» Ребенок сразу подумал про чувства другого человека. Мы объясняем: тот, кто идет в наставники, не будет обижаться, он все понимает. У детей есть и другие опасения: не сойтись характерами, быть брошенными, быть никому не нужным (не подобрали наставника) и т.д. Конечно, это процесс не быстрый, кому-то придется подождать своего друга.

- Как выбирается наставник?

- На сегодня собираются входящие анкеты – от людей, которые хотят участвовать в проекте, готовы стать наставниками. Это происходит через наш сайт http://www.kindhope.org. Как только мы набираем группу из 10 человек, проводим двухдневное обучение. Далее будущий наставник собирает пакет справок: чтобы иметь право находиться с детьми на территории детдома, нужно оформить книжку волонтера.

Затем проходит собеседование с психологом, который уже знает всех детей и может подобрать пары. Она находится на связи с кураторами проекта в каждом детском доме (как правило, это заместитель заведующего по воспитательной части). Наш психолог работала в центре подготовки приемных семей, и сама многодетная мама. Мы вместе с ней летали в Новосибирск на обучение по этой программе, да и сейчас удаленно учимся. И, конечно, самое сложное – найти наставников. Мы начали искать среди своих друзей и знакомых, но далеко не каждый вариант оказывался удачным. Кстати, человек может раздумать быть наставником на любом этапе – при анкетировании, сборе справок и даже после обучения. Тут силой держать нельзя.

- Какими качествами должен обладать наставник?

- Он должен уметь дружить. Ведь это проект неконечный, пара складывается на долгие годы, как настоящие друзья. Когда ребенок вышел из детского дома, эти контакты особенно важны – молодому человеку нужна моральная поддержка, рука, которая сможет направить, посоветовать и т.д. Одним из наставников проекта в другом городе, например, был юрист. Он помог ребенку утрясти вопросы с госжильем. Важно, что психолог проекта поддерживает наставника и дальше, за стенами детдома. К нему всегда можно обратиться за консультацией.

- Возможно, потенциальные наставники опасаются ответственности? Ведь порой в сложной ситуации даже собственным детям сложно дать правильный совет. Как быть? 

- Советы даются, исходя из своего опыта, конечно, по-дружески. Все мы можем ошибаться, но высказать свое мнение можно. В Новосибирске был случай, когда ребенок просил у наставника помочь ему в побеге из детдома. У наставника была дилемма – потерять доверие ребенка или совершить противоправные действия. Он попытался отговорить подростка, потом позвонил психологу, тот – координатору в детдоме. Проблему решили, но она оказалась в самом детском учреждении.

- Не подразумевает ли наставничество материальные затраты, которые могут оказаться не под силу наставнику?

- По правилам проекта подарки исключаются. Детей предупреждают о том, что просьбы о покупках исключены. Наставник, конечно, может угостить ребенка мороженым или сводить в театр, поздравить с днем рождения, но тратить на ребенка значительные деньги ему не надо. Конечно, можно встретить ребенка-манипулятора, но опытный психолог учит наставников выстраивать личные границы.

- А сколько времени нужно уделять своему подопечному?

- Рекомендуется встречаться не чаще раза в неделю, на пару часов. Иначе можно просто «передружить», такие ситуации тоже были: пара устала друг от друга, и ее пришлось закрыть. Через полгода они возобновили общение. Можно писать ребенку в соцсетях, звонить, если хочется, но тоже не очень часто. Иногда наставники знакомят подопечных со своими друзьями, с семьей (при желании ребенка), своими детьми. Но это происходит не сразу, не в первый год.

- Наверное, логично, если наставником станет бездетная супружеская пара?

- Не обязательно. Изначально наставник один – наиболее мотивированный из пары. Потом они могут общаться все вместе, но все равно наставником будет считаться один человек. Я знаю людей, у которых существует большая потребность в общении с детьми, хотя у них есть свои семьи и дети. Они к нам и раньше обращались: «Мы хотим ходить в детский дом не раз от разу, а регулярно. Как нам это сделать?»

- Однако бывают случаи, когда пара «закрывается»?

- Конечно. Пара закрывается в случае, если, к примеру, не сошлись характерами или у наставника изменились жизненные обстоятельства. В любом случае наставник не пропадает из жизни ребенка внезапно и навсегда. Мы имеем отработанные технологии, опыт других регионов, существует процедура закрытия пары, чтобы ребенок не чувствовал себя ущербным. Будем действовать по плану. Уже в восьми регионах России этот проект успешно работает, ему пять лет. Хочется, чтобы и в Иванове все получилось!

Ждем неравнодушных людей, готовых стать наставниками. Подробности здесь.  

Татьяна Хейфец - текст

26 февраля 2020, 15:22
+3633