Александр Фомин: демократизация страны зашла дальше, чем кому-то казалось

О предлагаемой очередной реформе местного самоуправления В понедельник, 13 ноября в Москве состоялось совещание глав городов – областных центров Российской Федерации, представителей Правительства РФ, руководства Государственный думы и руководства партии «Единая Россия». Одной из главных тем обсуждения стали изменения в федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», предложенные группой депутатов. Вкратце, что этот законопроект предусматривает. В первую очередь, он вносит понятие внутригородской территории административных центров – столиц субъектов Российской Федерации. Предполагается, что города могут быть разбиты на территории. Практически это может привести к раздроблению управления и созданию совершенно иной вертикали власти. Когда главы городов прикинули, что станет с их городами в этом случае, то возникло много вопросов, на которые представители правительства ответить не смогли. Далее (об этом многие знают) законопроект предполагает назначение мэров губернаторами. Кроме того, предлагается установить, что источники доходов местных бюджетов будут зачисляться в бюджеты столиц субъектов РФ только в рамках, определенных законами субъектов. То же самое касается и полномочий органов местного самоуправления. Они тоже, по законопроекту, должны определяться на региональном уровне. То есть, все те законы, которыми мы сейчас руководствуемся, на территории субъекта начинают действовать только в том объеме, который определен законом субъекта. Если этим законом определено, что все полномочия переходят, например, к правительству области, то все структуры муниципальной власти фактически упраздняются. Понятно, что посыл пошел с подачи некоторых достаточно авторитетных губернаторов, которые смогли убедить кого-то из администрации Президента. Важно, что общество и многие властные институты эти идеи отвергли. По всей видимости, у нас демократизация страны зашла дальше, чем кому-то казалось. О том, чем занимаются муниципалитеты и об уроках Когда мы – главы областных центров - слушали законопроект, у нас сложилось впечатление, что федеральная власть очень плохо представляет, чем, собственно, муниципалитеты занимаются. По всей видимости, в их понимании все делают губернаторы. В связи с этим у федералов встает вопрос, почему тут кто-то еще мельтешит, бегает под ногами, мешает, когда все и так ясно и прозрачно. Мы им объяснили, что администрация и мэр, который ее возглавляет, встречает человека, когда он рождается, и провожает, когда тот умирает. Рождается человек в роддоме, за который ответственность несет городская администрация. Потом горожанин поступает в муниципальный детский сад. Потом приходит в школу – муниципалитет отвечает за работу этих школ. Потом человек учится, начинает работать, а муниципалитет отвечает за структуры, которые обеспечивают его здоровье, за жизнеобеспечение - тепло, свет, воду, транспорт. В конце концов, отвечает и за кладбище, на котором заканчивается путь любого из нас. Когда мы это объясняли простым и доходчивым языком, я видел полное удивление у представителей федерального правительства. О «чужих» губернаторах Было много «теплых» слов сказано и о губернаторах. На совещании напомнили руководителям правительства о том, что возбуждается достаточно много уголовных дел против глав регионов. Есть случаи, когда президент отстраняет их от власти и отдает под суд. Ведь посмотрите, сегодня для того, чтобы оправдать предложенную реформу, государственное телевидение с утра до ночи показывает худшие примеры из муниципальной жизни. Чтобы это получилось так синхронно по всем государственным каналам, надо, чтобы кто-то махнул дирижерской палочкой. Кто-то махнул. Но надо вспомнить и подумать и о другой стороне. Мэры некоторых областных центров приводили примеры, когда губернатор, получив желанные полномочия, делал управления внутренних дел этих субъектов дубинкой в своих руках для наведения порядка. Вернее, того, что он понимает как порядок. Были случаи, когда некоторые губернаторы, получив право на распоряжение земельными ресурсами, создавали ситуацию, при которой земля уходила так называемым инвесторам, а город не получал ни копейки. И принципы, по которым распределяется земля, становились тайной, покрытой мраком. Послушал своих коллег, и у меня сложилось впечатление, что некоторые губернаторы забывают, что президент их кандидатуры только предлагает, а выбирают их законодательные органы субъектов Российской Федерации. А эта забывчивость приводит к появлению чувства какой-то сверхпредназначенности наместника президента в конкретном регионе. Вот они и начинают вести себя соответствующим образом. О потенциальных проблемах Кроме того, мы показали, что могут возникнуть конфликты и иного масштаба. Если сегодня конфликт между мэрами областных центров и губернаторами где-то существует, то в большинстве субъектов РФ его все же нет. А при введении этого закона по вполне понятным причинам может возникнуть недопонимание между губернатором и областными парламентами. Все полномочия муниципий предлагается устанавливать законом субъекта РФ. Представим, что какой-то губернатор решит поделить все следующим образом: деньги - мне, муниципальное имущество - мне, земля – мне. А кладбище, бани, тротуары - муниципальным властям. Выйдет он с таким законом в областную думу. А региональный законодатель ответит: «Полный бред, мы с этим не согласны». Вот и получается, что это уже не наш конфликт, это конфликт совсем другого порядка. Кстати, на совещании было отмечено, что такой конфликт уже просматривается во многих субъектах. О реакции Грызлова Выслушав, все, что было сказано, Борис Грызлов (а слушал он очень внимательно) заявил, что наша озабоченность понятна, что большинство в Государственной думе не приемлет идею назначения губернаторами мэров областных центров. Было жестко сказано: в этом виде закон не пройдет. В каком виде он пройдет, и пройдет ли вообще, неизвестно. Об отношениях с Михаилом Менем У нас не было ни одного момента прямого противостояния. То, что мэр областного центра может высказать свое мнение на заседании правительства и предлагаемое правительством решение губернатор останавливает и предлагает учесть замечания, говорит о том, что губернатор - грамотный управленец с нормальными человеческими качествами. И его в первую очередь интересуют конечный результат. Я должен сказать спасибо Михаилу Александровичу, что захожу к нему в любое время, когда появляется какая-то проблема. Он всегда очень внимательно вникает во все городские проблемы. Еще не было случая, чтобы он не откликнулся или не помог. У нас того, о чем я услышал от своих коллег, нет, и я думаю, не должно быть. Мое убеждение гарантируется личностью нашего губернатора. Алексей Котляр
16 Ноября 2006, 16:36 +325

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...