Александр Фомин: о развитии инфраструктуры региона и не только

Интервью вице-губернатора Ивановской области, руководителя комплекса развития инфраструктуры

Этот год обещает подарить жителям области не одну жилищно-коммунальную головоломку. О них, а также о традиционной для межсезонья проблеме дорог, вечной теме жилищного строительства и тонкой политической линии предвыборного периода мы поговорили с вице-губернатором, руководителем комплекса развития инфраструктуры областного правительства Александром Фоминым.

 Илья Шаронов

 - На одном из последних заседаний правительства речь зашла о передаче части земель Ивановского района городу Иваново – под строительство. Идея сама по себе не новая, но до практики, по сути, только доходит. На ваш взгляд, есть ли дальнейшая перспектива расширения областного центра? Если да, то за счет каких земель? И вообще каковы плюсы и минусы этой идеи?

- Хотя администрация Ивановского района относится к этому скептически, такая перспектива есть: на практике строительство уже вышло за окраины областного центра. Мне эта перспектива не очень нравится: мы уходим в стороны, расширяя территорию Иванова, но при этом оставляем в центральной части города огромный частный сектор. Есть целые кварталы (например, Рабочий поселок, район меланжевого комбината), где многие дома можно назвать жилыми весьма условно. Расселять такие дома инвестору весьма проблематично. Однако есть путь, который администрация города, как мне кажется, должна рассмотреть более тщательно, тем более в других городах он применяется – реализовывать программу развития застроенных кварталов. Инвестору невыгодно расселять старые дома, чтобы построить на их месте новые: во-первых, это происходит по договорной цене, а во-вторых, каждой прописанной семье необходимо предоставить отдельную квартиру. В первую очередь, градостроительный кодекс позволяет муниципалитету признать эти дома аварийными, забрать их в казну, провести оценку и расселять эти дома по рыночной цене. Трудно точно сказать, насколько это будет дешевле, но думаю – существенно. Я знаю, что в Ярославле, например, СУ-155, которое строит и у нас, получает такую поддержку от муниципалитета. Так город освобождается от старого, аварийного жилья.

- Готовы ли к этому власти и хотят ли этого инвесторы?

- Думаю, инвесторы хотят. Им будет проще с техническими условиями. Дома, пусть старые, расположены в городе, а значит, к ним подведены коммуникации (даже если их придется усовершенствовать). Ну а муниципалитет должен быть заинтересован в том, чтобы избавляться от аварийного жилья. Такая задача обозначена президентом, и сроки ее выполнения довольно жесткие. Но это работа тяжелая и небезболезненная. Может быть, поэтому решение вопроса откладывают, пока в городе есть хоть какие-то площадки. Я считаю, что это реальный путь к расселению целых аварийных кварталов. Тем более, что люди там вопиют о помощи. То, что дома на Рабочем поселке или в районе меланжевого комбината не признавали аварийными, было продиктовано тем, что муниципалитеты не имели возможности их расселить.

- Но на практике популярность получает именно тема расширения границ Иванова. Например, в рамках обсуждения стратегии развития области рассматривалась идея создания ивановской агломерации – за счет присоединения (экономического ли, административно-территориального ли) Кохмы и даже Шуи. Реалистична ли, на ваш взгляд, такая тема?

- Вопрос по Кохме встает с завидным постоянством. Сегодня с застройкой микрорайонов «Рождественский» и «Просторный» границы вообще исчезают: троллейбус ходит, освещенная дорога есть… И если смотреть правде в глаза, то многие проблемы Кохмы можно было бы, имея финансовые возможности Иванова, решить довольно быстро. Думаю, форсировать этот вопрос никто не будет, но рано или поздно к его решению придут.

Есть смысл внимательно посмотреть и на всю область. У нас осталось очень много практически брошенных деревень, где живут всего несколько человек. Им нужно обеспечить определенное качество жизни, тратить бюджетные деньги, хотя перспектив такие вложении имеют мало. Может быть, стоит проработать возможность переселения жителей, а эти земли отдавать серьезным сельхозпроизводителям? Правда, это пока мысли вслух – не более того.

- Один из самых больных инфраструктурных вопросов области в последние годы – это восточный обход Иванова. Каковы перспективы этого проекта на сегодняшний день? Будет ли он реализован? Возобновится ли федеральное финансирование?

 - Восточный обход нужен. И даже не потому, что Иваново - один из немногих областных центров в России, который не имеет окружной дороги. Суть вопроса в другом.  

Совсем недавно я увидел в центре города, на площади Революции, огромную фуру с номерами другого региона. Растерянный водитель не понимал, куда он попал и что с ним сейчас будет: везде висят знаки «Движение легковых автомобилей», и как выбраться - неизвестно. Я остановился и объяснил ему, как выходить из этой ситуации. Это говорит о том, что город забит автомобилями, идет огромное количество транзитного транспорта - из Москвы, с ярославского, костромского направлений… Восточный обход решил бы многие проблемы. Но стройка очень дорогая. Мы несколько раз подходили к ее решению. Письма, касающиеся проекта, подписывались на всех уровнях. Но мы смотрели на эти «высокие» визы и понимали, что за реальное финансирование проекта еще придется побороться. Тем не менее, мы продвинулись в правильном направлении. Сейчас дело уже не за тем, что стоит вопрос о включении объекта в федеральную целевую программу, а за тем, чтобы согласовать с Минфином выделение средств. В ближайшее время планируется встреча врио губернатора с министром транспорта, на которой речь пойдет как раз об этом. Появились новые возможности, о которых я пока не буду говорить, чтобы не забегать вперед. Мы надеемся, что эта работа будет завершена. Насчет обозримого будущего трудно сказать (строительство дороги стоимостью 12-15 миллиардов будет проходить достаточно долго и поэтапно), но тем не менее проект вполне реалистичен.

- Есть ли альтернативы этому проекту?

- Одновременно с борьбой за восточный обход мы разрабатываем планы, которые могли бы снять хотя бы часть транспортных проблем. Используем уже существующую дорожную сеть в Иванове и в Ивановском районе. Если мы движемся со стороны Костромы и нам надо ехать в Москву, то после небольшой доработки существующих дорог можно будет через Авдотьино, через новый мост (который мы в этом году, надеюсь, построим) выйти на дорогу на Тейково и потом уйти через Чернцы на московскую трассу. Думаю, эта дорога заработает намного раньше, чем восточный обход.

- Насколько раньше?

- Я думаю, через пару лет. В этом году мы выделяем деньги на ремонт существующих дорог в рамках этой трассы. А в следующем – на то, чтобы достроить оставшиеся участки.

- Все равно возникает логичный вопрос, хоть и задаваемый задним числом: зачем надо было ввязываться в такой мегапроект как восточный обход, когда есть возможность сделать объездную дорогу, исходя из существующих магистралей?

- Если бы я стоял у истоков этого решения, то искренне бы вам ответил. Но мне этот обход достался в том состоянии, в котором он на тот момент был, с сопутствующим уголовным делом. Мы закончили первый этап строительства. Продолжаем работу по включению объекта в федеральные программы.

 - Про законопроект о лицензировании управляющих компаний вы говорили уже достаточно много. Как вы думаете, насколько существующий проект будет смягчен, и какова сейчас реакция управляющих компаний города и области на то, что происходит в этой теме?

- Реакция более чем настороженная. Никто не понимает, с чем, в конечном счете, он будет иметь дело. Есть законопроект, который после первого чтения в Госдуме тут же отправлен на доработку. Спорных моментов много. Например, отсутствие грубых нарушений у управляющей компании в течение года перед получением лицензии. Сегодня практически у всех управляющих компаний есть подобные нарушения, выявленные жилинспекцией или по жалобам жителей. Часто это не вина самих компаний. От них требуют, чтобы дом выглядел как конфетка, но денег для этого жители платить не хотят. Да и государство не очень расщедривается. К примеру, жилинспекция предписывает управляющей компании отремонтировать крышу. «Управляшка» собирает жителей, предлагает «скинуться» на ремонт. Жители отказываются, решение не принимается. Как управляющие компании будут выполнять подобные предписания жилинспекции? Пойдут оспаривать в суд – а там решение может быть принято как в ту, так и в другую сторону, но зачастую не в пользу УК. Так появляется грубое нарушение.

И таких спорных моментов немало. Так что сейчас все просто ждут, какой будет окончательная редакция закона, какими будут подзаконные акты. А вот времени на все остается крайне мало, ведь выдавать лицензии планируется с 1 сентября. Думаю, что этот законопроект разделит судьбу тех, принятие которых неоднократно переносили. Надеемся, что после всех обсуждений закон окажется более реалистичным. Он должен сподвигнуть управляющие компании стать лучше, но в то же время оставить их в живых.

- Расскажите подробнее о ситуации с расселением аварийных домов. На коллегии департамента ЖКХ вы говорили о болевых точках, да и в СМИ они неоднократно упоминались. Это и Приволжск, и Наволоки. Есть ли еще такие болевые точки? Каковы перспективы реализации программы расселения в нашей области?

- Ситуация была запущенной до предела. Сегодня еще завершается выполнение программы 2012-2013 годов. Первое поручение, которое дал мне наш бывший губернатор Михаил Мень в апреле прошлого года, когда передал строительный комплекс, было: делайте все, только спасите ситуацию с аварийным жильем. У нас не были построены дома с «горящими» сроками сдачи. Если бы мы их не сделали, то спровоцировали бы приостановление федерального финансирования… Вся программа могла рухнуть. Сложная ситуация была в Ивановском районе (Коляново, Ново-Талицы), в Комсомольске, в Лежневском районе, в Приволжске. Практически по всей области стояли дома, которые, по ощущениям, никто и не собирался достраивать.

Было очень непросто организовать строительство. Приходилось «гоняться» за подрядчиками, которые получили деньги, но ничего не делали... Из этой ситуации мы только начинаем выходить. Иногда СМИ драматизируют ситуацию: якобы людей заселили в непригодные для проживания дома. Ни одного непригодного дома, куда заселяли людей, не было. По нашему настоянию муниципалитеты как заказчики организовали межведомственные комиссии, которые принимали дома и давали заключение о пригодности к проживанию в них. Другой вопрос, что в некоторых домах в процессе эксплуатации были выявлены достаточно серьезные недоработки, которые сегодня устраняются в рамках гарантийных обязательств. Практически ничего не потребовалось доделывать в Колянове, в Ново-Талицах. Нет жалоб в Новых Горках. Стоит дом в Комсомольске - есть только несколько замечаний. Построен дом в Кинешме - хороший, красивый. Стоят хорошие дома в Петровском, в Родниках. Основные неприятности связаны с двумя домами в Приволжске - с одним в большей, с другим в меньшей степени. Там действительно муниципалитет очень своеобразно отнесся к контролю. При приемке на очень многое закрыли глаза. Оказывается, можно было в техническом задании не предусмотреть полотенцесушители в санузлах. В итоге, когда на улице было -20 градусов, в квартирах было всего около +10 градусов. Мы заставили подрядчиков сделать эти полотенцесушители, серьезно доработать дом. Как следствие, у жильцов претензии снимаются, в квартирах становится намного теплее. Дома будут стоять, а подрядчики и субподрядчики в рамках гарантийных обязательств будут нести ответственность за состояние дома.

Для завершения программы 2012-13 годов нам осталось достроить дома в Наволоках и Приволжске. К середине марта мы должны оформить необходимую документацию и заселять людей.  

Всего по итогам программы 2012-13 годов мы должны переселить 304 человека из 23 аварийных домов. На сегодня мы полностью завершили переселение в Кинешме (40 человек), Шуе (60), сдан дом в Нерли, оформляются документы на заселение (74 человека). В Приволжске и Наволоках должно быть заселено порядка 120 человек. Если мы в марте это сделаем, программа будет выполнена. Так мы устраним отставание. Кроме того, перед нами сегодня стоит задача организовать работу по программе 2014 года так, чтобы исполнить запланированное до конца года.

 - Есть ли финансирование из фонда ЖКХ на 2014 год?

 - Финансирование есть. Деньги регион не потерял, и вопрос о том, что потеряет, вообще не стоит. Совсем недавно в Наволоки приезжала комиссия фонда ЖКХ и осталась удовлетворена увиденным. Мы не будем заниматься очковтирательством - говорить, что построили то, что еще не построено.

- А как обстоят дела с финансированием капремонта из средств фонда ЖКХ? Здесь, насколько известно, тоже не все гладко.

- Эта программа меня как раз волнует гораздо больше. Здесь точно будет приостановка финансирования, и возвращения денег можно ждать ближе к июню. Отличилась Кинешма. Город дотянул до глубокой осени свои дискуссии по ремонту крыш, когда работы с мягкой кровлей производить нельзя из-за погодных условий. Только из-за Кинешмы регион и «завис». Но даже здесь тревоги о том, что мы совсем вылетим из программы, нет. Фонд даст три месяца на исправление нарушений, мы с этим должны справиться, и летом финансирование возобновится.

 - Как часто приходится менять подрядчиков? Существует ли «черный» список тех, которые регулярно «отличались»?

 - Когда мы с кем-то работаем, всегда делаем выводы о том, можно ли сотрудничать с этими подрядчиками дальше или нет. К сожалению, эти выводы не всегда могут повлечь за собой отстранение недобросовестных фирм - законодательство не ставит никаких барьеров на их пути. Федеральный закон № 94-ФЗ во имя защиты конкуренции на практике породил такую волну коррупции по всей стране, что только ФАС, разработчик закона, ее не видит. Выросли целые фирмы-откатчики, которые выходят на торги, сбивают цену и вымогают деньги у реальных подрядчиков. С этим ничего не могут поделать ни правоохранительные органы, ни кто-либо еще. Сейчас вносятся поправки в федеральный закон, регламентирующий проведение конкурсов и аукционов. Надеемся, ситуация исправится. По Наволокам, например, мы судимся с подрядчиком (он работал и в Приволжске): деньги потрачены, работа не сделана, сроки нереальны. Мы вынуждены были расторгнуть договор. Теперь этот подрядчик воюет с нами в судах за деньги – не хочет их возвращать. Посмотрим, что из этого получится. Что касается Наволок и Приволжска, то сейчас там работают ответственные подрядчики.

 - Вопрос еще и в том, что жильцы не знают своих героев в лицо: кто стоит за подрядчиками, за управляющими компаниями? Есть ли проблема раскрытия информации о юридических лицах, которые действуют в сфере ЖКХ?

 - Проблема есть. Те же управляющие компании старательно избегали какого-либо раскрытия до принятия федерального закона. Потом они пытались манипулировать данными, пользуясь расплывчатостью формулировок в законах: что именно они должны раскрывать и в каком объеме. Законодатель исправлял ошибки, вводились санкции за нераскрытие информации. У жилинспекции большое количество выигранных исков в судах, а штрафы там очень серьезные. В целом все равно раскрывают свою информацию чуть больше 60 % компаний по области. Проблема еще и в том, что сами жители до сих пор не осознали своей ответственности за содержание собственных домов. Пользуясь этим, недобросовестные управляющие и подрядные организации пытаются наловить рыбки в мутной воде. Но законодательство становится жестче. Думаю, что этот процесс приведет к приемлемому результату.

 - В регионе до сих пор не принята программа по капитальному ремонту, за что областные власти и вы, в частности, уже подверглись критике. С чем это связано?

- Она была готова к публикации еще в конце прошлого года, все дома области в ней учтены. Однако в Жилищный кодекс РФ 28.12.2013 (Федеральный закон № 417-ФЗ) были внесены изменения. Для собственников помещений многоквартирных домов увеличен срок  по принятию решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта - до 6 месяцев после опубликования программы, а также до 8 месяцев после опубликования программы отложен срок возникновения обязанности собственников помещений МКД уплачивать взносы на капитальный ремонт. На уровне Правительства Ивановской области принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в областное законодательство. Зачем принимать программу, которая по срокам заведомо невыполнима? Только с этим связано то, что мы переделали программу, отодвигая сроки начала работ на конец 2014-го - начало 2015 годов. Сейчас все поправки в проект внесены. В марте закон пройдет через думу. А через 8 месяцев мы начнем собирать деньги и планировать капремонт.

 -  Каковы перспективы программы капитального ремонта многоквартирных домов в регионе?

 - Честно говоря, я сомневаюсь в жизнеспособности этой системы. Представим, что жильцам одного из домов области поступит письмо, в котором говорится, что крышу им отремонтируют в 2028 году, а трубы - в 2032-м. Что подумают люди, сопоставив это «радостное» известие с состоянием их дома, в котором уже сейчас течет крыша? Не надо обладать большой фантазией, чтобы догадаться, что они нам на это скажут. Когда в Костроме было совещание под руководством министра строительства и ЖКХ Михаила Меня, мы высказали наши сомнения в жизнеспособности программы. Можно было бы надеяться на то, что она будет работать, если бы ее целью стало присоединение денег населения к большим суммам бюджетных средств. Это существенно ускорило бы ремонты. Но глядя на то, как тот же фонд ЖКХ планирует свою работу, мы понимаем, что он собирается потихоньку отойти от софинансирования. В итоге люди с их 5 рублями с квадратного метра на капремонт остаются фактически наедине со своими проблемами. Когда программы капремонта примут по всей стране, власти посмотрят на реакцию людей и, думаю, будут вносить серьезные поправки. Но наши ожидания пока расходятся с убеждениями специалистов Минстроя - там уверены, что все будет замечательно.

 - Но программа будет принята. Пойдет критика - и пойдет она на вашу голову. Вы будете говорить: потерпите, это все скоро поменяется, будет доработано-переработано?  

- Во-первых, мы будем исполнять законодательство, хотя понимаем, что в очередной раз станем заложниками федеральных решений. Во-вторых, мы уже предлагаем врио губернатора и депутатам готовиться к выделению денег из бюджета на эту программу как взнос области и муниципалитетов. Без этих денег население будет ждать, когда их протекающую крышу отремонтируют, 12-15 лет.

Кроме того, мы на каждом уровне говорим, что вложения фонда содействия реформированию ЖКХ в региональные программы капремонта должны быть увеличены в разы. Тогда они станут реалистичны. Будем стараться честно и прозрачно распоряжаться деньгами, которые у нас окажутся, чтобы люди видели - дома ремонтируются, результат есть. Но, повторяю, сроки будут растянуты. И срок реализации программы продолжительностью в 30 лет говорит сам за себя.

 - Что вы можете сказать о будущем футбольного клуба "Текстильщик" после того, как регион покинул его президент Сергей Пахомов, который принимал большое участие в судьбе клуба?

- У меня было несколько встреч с представителями клуба, и Павел Алексеевич с ними тоже встречался. Мы дали полную гарантию того, что финансирование будет продолжено по всем направлениям. Клуб спокойно планирует свою работу. Сегодня есть все средства, чтобы завершить нынешний сезон и начать следующий.

 - По игре "Текстильщик" борется за то, чтобы выйти из второго дивизиона в первый…

 - Над готовностью региона обеспечить игру "Текстильщика" в первом дивизионе нужно серьезно подумать. Но задачу играть как можно лучше и достойнее перед командой никто не снимал.

 - Наши звездные тренеры – Дмитрий Парфенов и Вадим Евсеев - в команде останутся?

- Думаю, да. У них нет оснований беспокоиться о стабильности своей работы и оплаты труда.

 - Вы являетесь куратором Шуи в областном правительстве. Как оцените работу администрации и ее главы? Претензий к шуйским властям сегодня звучит немало...

 - С глубоким сожалением (не могу сказать, что с непониманием, потому что я прекрасно понимаю, что там происходит) наблюдаю за попытками дестабилизировать ситуацию в городе, подорвать работу городской власти. Проблемы в Шуе есть - как и в каждом муниципалитете. Но такого, что все рухнуло, - и близко нет. Считаю, что Шуя работает спокойно, стабильно. Есть определенные достижения. Например, только за прошлый год там заметно увеличилось количество отремонтированных дорог, достроен бассейн. Знаю, как глава администрации Наталья Корягина и ее сотрудники душой болели за эту стройку, как придирчиво ее принимали, цепляясь за каждую недоделку, которую находили. Также в Шуе появилось футбольное поле с искусственным покрытием. Построен 36-квартирный дом по программе расселения аварийного жилья. Это совсем не такой дом, как в Приволжске. Шуйские власти внимательно отслеживали все процессы, происходящие на строительной площадке. В городе, наконец, установлен экологический пост. Город вошел в федеральную программу по очистке русла реки Теза. Получим деньги, очистим русло, после этого можно будет благоустраивать набережную.

- Но главные претензии, которые предъявляют Наталье Корягиной и горадминистрации, касаются канализационного коллектора.

- С этим вопросом не все так однозначно. Есть городской коллектор, который был абсолютно неисправен – нечистоты разливались по улицам города. О том, что коллектор не работает, власти Шуи ставили правительство области в известность последние 4 года. Но именно Наталье Корягиной удалось убедить тогда еще Михаила Меня, что ситуация не терпит отлагательств. Из резервного фонда губернатора на этот коллектор было выделено около 40 миллионов рублей. Прокладка нового коллектора крайне сложна – от этого отказались несколько сильных подрядчиков. Те, которые взялись, справились с задачей. Коллектор проложен, берет на себя нагрузку, работает в пуско-наладочном режиме. Деньги не оплачены – поскольку работы пока не приняты. Сейчас идет наладка, устранение выявленных недостатков. Но к этому коллектору подходит ветка, находящаяся на балансе хлебокомбината. Это предприятие категорически не хочет им заниматься. А эта ветка принимает на себя стоки не только от частного сектора, но и от ряда предприятий. Администрация Шуи пыталась добиться ремонта коллектора. Понятно, что предприятие слабенькое и потратить миллионы рублей не в силах. На мой взгляд, ошибка администрации в том, что эта ветка не была принят на баланс муниципалитета. После этого можно было бы выйти на область за дополнительным финансированием. И мы бы дали необходимые средства: они в сравнении с уже проведенным ремонтом небольшие. Сегодня такая задача перед администрацией Шуи поставлена.

Обвинять администрацию и Корягину в том, что ничего не сделано, - неправильно. На что давались деньги, то сделано. Свою функцию коллектор будет выполнять.

- Слухи о том, что с Натальей Корягиной могут расторгнуть контракт или не продлить действующий преувеличены?

- Более чем преувеличены. Более того - надуманы. Превратно истолкован и мой визит туда. У меня была рабочая поездка для подготовки планируемого визита Павла Конькова. Сообщили же о том, что Фомин поехал в Шую снимать с должности Корягину. Это совершенно не соответствует действительности.

 - Каким вы видите будущее области после ухода Михаила Меня с губернаторской должности?

 - Все будет нормально. Регион все-таки живет обычной жизнью: работают все социальные институты, все сферы общественной жизни, работает экономика. Обычно в период смены власти некоторые пытаются решить какие-то свои политические задачи. В это время возможны колебания, блуждания во внутренней политике. Думаю, что после выборов, эти процессы закончатся, и все силы будут консолидированы для того, чтобы область развивалась, решались те вопросы, которые перед ней стоят. Планы по развитию области у нас большие (вспомним хотя бы строительство комбината синтетического волокна), несмотря на финансовые сложности. Мы должны отбросить сомнения и работать, чтобы эти планы осуществились.

- Все ли однозначно в вопросе о кандидате от власти на выборах губернатора? Ходят слухи, что вы лелеете губернаторские амбиции…

 - Я уже заявлял о том, что не буду соперничать с врио губернатора, не буду участвовать в праймериз. Тем не менее, складывается ощущение, что кто-то не расслышал. Слухи только усиливаются. Павлу Алексеевичу, и без того загруженному проблемами области, рассказывают невероятные истории про Фомина… Хочется, чтобы все эти «сказочники» уже успокоились. Думаю, что после праймериз, когда станет понятно, кто будет кандидатом от «Единой России» на губернаторских выборах, инсинуации прекратятся. Я уверен, что Павел Коньков выиграет. Я буду делать все, что от меня зависит, чтобы помочь ему в этом.

 

04 Марта 2014, 11:07 +355

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...