«Алюминиевый огурец»: блестяще и с хрустом

Из всех искусств для нас важнейшим является реклама. Можно сколько угодно спорить, возражать и возмущаться, но в начале 21 века именно реклама служит «зеркалом окружающей нас действительности». Может быть, не всегда это зеркало гладкое, местами оно кривовато, кое-где поцарапано, кое-что преувеличивает, кое-что преуменьшает. Но если на это зеркало посмотреть сквозь призму иронии, тогда искажения исчезнут, и мир заиграет новыми красками. Взглянуть на рекламу со смехом – именно такую задачу поставили перед собой организаторы фестиваля рекламной пародии «Алюминиевый огурец». Впервые фестиваль был проведен в Москве в 1998 году. 17 сентября в мосбизнесцентре «Радиус Холл» прошел уже четвертый «Алюминиевый огурец».

Для правильного понимания кредо фестиваля достаточно процитировать Огуречный АлюМИнифест: "Самое страшное в людях и овощах - это чересчур серьезное отношение к себе. В рекламе - чересчур серьезное отношение к своему объекту…

…Я не ставлю себе целью уничижение рекламируемых продуктов и их производителей. Наоборот, я хочу увидеть их по-новому, любоваться ими, улыбаться им. Я дарю им возможность увидеть себя глазами потребителей, не через линзы маркетинговых стратегий и миссий. Глаза эти насмешливы, но не злы. Они, как и я, хотят видеть рекламу блестящую и с хрустом».

По традиции, на фестивале было три главных номинации: «Видео-огурец» - ролики, снятые по оригинальному сценарию, с пародией на реально существующие или вымышленные марки. «Гостевой огурец» - ролики, сделанные с использованием реально существующих рекламных клипов, но с оригинальной озвучкой и/или монтажом. «CMYK-огурец» - печатные пародии, к жанру которых относятся все работы, пародирующие рекламу, исполненную типографским способом — реклама в прессе, реклама в местах продаж, корпоративная реклама и сувенирная продукция.

«Бешеный огурец» получает реклама, получившая зрительских симпатий больше других.

В этом году дополнительно появилось две новых номинации: «Обнаруженный огурец»: реальная наружная реклама, на которую как посмотришь, так и вздрогнешь, а также пародия на наружную рекламу, и номинация «Алюминиевые корки» - пародии на существующие рекламные слоганы, а также оригинальные слоганы на существующие брэнды.

Так что у желающих была масса возможностей реализовать свои самые страшные фантазии на тему любой рекламы.

Над чем смеялись в этом году?

Еда, напитки, индустрия красоты и гигиены, бытовая техника, высокие технологии – все, что общество потребляет, над тем и хихикает.

Приемов «препарировать» рекламу - масса.

Самый простой вариант – игра с антонимами, вы просто меняете значения слов в рекламе на прямо противоположные и получаете невероятный комический эффект. «Макдональдс» - грустно и невкусно. «Indesit. Вы работаете, мы отдыхаем». Сок «Рыжий даун».

Еще один несложный прием словесной игры – поиск рифмы, благодаря чему содержание рекламы приобретает весьма пикантные оттенки. Зефир в шоколаде «Шрапнель». Молоко «Веселый молодчик». «Condom Paris» (с соответствующей ланкомовской розочкой). «Nes Варьенье».

Еще один прием подмены смыслов: оставляем текст, меняем картинку.

«Пересадка волос. Мы делаем работу до конца» (в качестве конечного результата - орангутанг). «Зубная щетка Oral-B. Стоматологи рекомендуют» (у зубной щетки вместо щетины - гвозди).

Но самое интересное начинается, когда мастера рекламной пародии начинают иронизировать сразу над несколькими брендами одновременно. Так, безусловным хитом этого фестиваля стал рекламный плакат «Война форматов закончена. Tampways» - и лодочка с кормой из прокладки и мачтой-тампоном.

Потребительское общество – это не вещь в себе, и на раздражения извне иногда реагирует, поэтому в обойму рекламной пародии попала и тема терроризма и насилия.

«Старик ХАТТАБыч», «Адольф PHOTOSHOP» (с соответствующими портретами), «Хочешь веселья. Дергай кольцо» (вместо банки с лимонадом - граната). «Все по МАКСИМу», «ЮКОСа ностра». Можно по-разному относиться к обыгрыванию этой темы, но, во-первых, для юмора запретных тем практически не существует, во-вторых, если тема попала в поле внимания, значит, она обществу небезразлична. Российская политика, кстати, прошла лишь легкой тенью на фоне сотовой связи и удовольствий для желудка. В печатной рекламе политика была представлена лишь серией плакатов «Лучшие налогоплательщики страны». Особенно хорош был плакат с Ходорковским, сидящим за решеткой, и Березовским, общий фон – размытые очертания лондонского Тауэра с подписью «Посидим на дорожку».

Впрочем, потребительские ценности иногда превращались в чистую игру. И это тоже было великолепно. Представьте фотографию, два человека в профиль – очень полный мужчина и беременная женщина. Фотография сопровождается текстом: «Полнота. Достоинство или недостаток? Зависит от содержания».

Собственно говоря, это можно было бы сделать и девизом всего фестиваля, который наглядно доказал, что от перемены мест слагаемых сумма меняется.

Галина Кузнецова

21 Сентября 2004, 12:16 +112

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...