"Начфин" области Александр Грузнов: "Все, что ни делается, все к лучшему. Для федерального бюджета..."

Что бы ни говорили депутаты и правительственные чиновники, чем обернется налоговое перераспределение для регионов, виднее на местах. И "видимость" эта весьма безрадостная. Во всяком случае, такое впечатление сложилось после разговора с начальником главного финансового управления Ивановской области Александром Грузновым.

- Александр Павлович, насколько велико будет влияние нововведений на наполняемость областного бюджета? Иными словами, мы оказываемся в числе выигравших или проигравших регионов?

- Посчитаем. Отмена налога с продаж лишит область двухсот миллионов рублей. Увеличение ставки налога на прибыль с 18 до 19%, по расчетам, должно дать 31 миллион. 100% акцизов на алкогольную продукцию - 106 миллионов, плюс акцизы эти повышаются: говорят, что мы получим еще 54 миллиона. Дополнительные 37 миллионов планируется "заработать" на том, что в региональном бюджете останется не 60, а 90% единого налога на вмененный доход. Получается, что убытки от отмены налога с продаж вроде бы перекрыты. Но на деле уйдут или исчезнут наиболее собираемые и ритмичные поступавшие налоги - НДС и налог с продаж.

Взамен же нам предложили налоги, которые уплачиваются раз в квартал и собрать которые весьма проблематично. Например, единый налог на вмененный доход начнет поступать только по итогам первого квартала, значит, в начале года будет "провал". Увеличили процент налога на прибыль, который остается в регионе, с 18 до 19%? Так это только на бумаге, так как прибыль давно научились скрывать, и сейчас самое большое недовыполнение идет именно по этому налогу. По нашим прогнозам, к концу года мы недосчитаемся порядка 120-130 млн. рублей.

- А акцизы на алкоголь, которые будут оставаться в регионе?

- По акцизам план в этом году тоже не выполняется - "недостача" за 9 месяцев этого года составила 46 млн. рублей, причем всего 3 млн. - по водке, остальное - по спирту. Печально, но факт: нам оставлены самые проблематичные налоги.

- А подоходный налог, который теперь зачисляется в муниципальные бюджеты?

- Подоходный налог - хороший налог. Плохая у нас дисциплина. Поскольку вести лицевые счета - обязанность налогоплательщиков, а не налоговых органов, его просто-напросто не платят (особенно этим злоупотребляет текстиль). Вторая проблема тоже общеизвестна: не афишируется сумма заработка, зарплату выдается в конвертах. На 1 июля 2003 года задолженность по подоходному налогу составила более 140 млн. рублей.

- Есть ли деньги на повышение зарплаты бюджетникам?

- Источники финансирования ясны, мы работаем над этим. На бумаге повышение зарплат бюджетникам учтено. На деле будем еще думать, где найти наполнение, какие статьи урезать в связи с этими непредвиденными расходами и невыполнением доходов. Цена вопроса - около 800 млн. рублей.

- Как вы относитесь к самой идее, что за бюджетом каждого уровня закреплены определенные обязательства, которые он должен выполнять?

- Это очень хорошая идея. Только на деле она не работает: под предлогом перераспределения ответственности федеральный бюджет сбрасывает на бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты значительные расходы, не передавая источники финансирования.

В результате мы сидим и думаем: что делать, например, с ветеринарной сетью? Это 780 человек работающих, 32 млн. рублей расходов, которые Минсельхоз предложил нам взять на себя или ликвидировать ветслужбу. Приходится ликвидировать. Вот вам и перераспределение расходных полномочий. Аналогичная ситуация - с содержанием пожарной части, милиции. Скоро встанет вопрос по средним и профессиональным учебным заведениям - с 2005 года финансировать их должен регион...

По теории все правильно: каждый должен заниматься своим делом. Но под это дело нужны источники. А то, что творится сегодня, я для себя называю "государственным рэкетом".

- Характеризуя положение "бюджетных" дел, в одном из интервью вы сказали, что "Ивавтодор" в плане расходования средств будет более подконтролен". Что имеется в виду?

- В составе консолидированного областного бюджета традиционно существует Территориальный дорожный фонд. Мы предлагаем избежать формирования этого фонда, расходуя деньги по соответствующим статьям: есть раздел "на содержание дорожного хозяйства" - финансируем конкретно содержание дорог; средства, предусмотренные на управление, расходуются именно на это. То есть, мы не отдаем "Ивавтодору" все деньги, которые стекаются в дорфонд (транспортный налог, акцизы и т.п.), а выделяем деньги на конкретные цели, строго по статьям. Правда, пока это только наше предложение - окончательное решение еще не принято.

- Существует и утвержден прогнозный план приватизации предприятий, находящихся в областной собственности. Доходы от реализации этого имущества заложены в бюджет-2004?

- Конечно. Правда, в каком году и что именно будет продано, еще не ясно. Если вас интересует ивановский аэропорт, то он должен быть продан в текущем году, но пока не значится в доходах ни этого, ни будущего года. Все средства, вырученные от продажи, пойдут в областной бюджет.

- Не окажется, что вложено больше, чем можно выручить?

- Задача областной администрации - продать этот объект как можно дороже или, по крайней мере, покрыть то, что вложено. За бесценок отдавать никто не будет: в конце концов, с продажей можно и повременить. Мы вложили 35 миллионов, чтобы сохранить аэропорт, его имущественный комплекс, чтобы все это могло работать и приносить налоги в бюджет.

- Я слышала, идет речь о строительстве новой котельной? Опять расходы?

- Депутаты санкционировали эти расходы, но ничего еще не строится: вокруг аэропорта столько шума и столько контролеров(прокуратура, счетная палата), да и законодательство такое, что все боятся что-нибудь нарушить, и проект находится до сих пор в стадии согласования (кто заказчик, как его профинансировать и т.п.).

- Бюджет верстается с дефицитом, реальное положение даже по предварительным прогнозам оставляет желать лучшего... Возможно ли перекрыть дефицит?

- Перспектива действительно не очень радостная. Положение усугубляется тем, что в этом году мы взяли много кредитов, которые придется гасить в следующем (эти деньги уже заложены). Если дефицит бюджета-2004 опять придется закрывать банковскими кредитами, то мы буквально "сядем на иглу". Почему мы сейчас верстаем бюджет с дефицитом? Потому что еще неясна сумма финансовой помощи из федерального бюджета - эта информация появится только после того, как он будет принят в третьем чтении. Пока мы ориентируемся на уровень этого года. Есть опасность, что она будет меньше и огромная надежда на то, что дадут больше. Откуда брать деньги, если оправдаются худшие ожидания, неизвестно: и так сумма запланированных на следующий год капитальных вложений сокращена наполовину.

- Не будет ли в связи с этим свернута инвестиционная программа, по которой предприятия получали компенсацию половины ставки по банковским кредитам?

- Пока заложена сумма на уровне этого года.

- А обещали вроде увеличить - с 10 до 27 млн. рублей?

- Думаю, ни проблемы, ни трагедии в этом нет: в этом году освоены не все деньги.

- В планах областной администрации была также компенсация части процентной ставки по лизингу...

- Мы предоставляем эту льготу, но пока только сельхозпроизводителям.

- Принят закон "О местном самоуправлении", который с 2005 года введет возможность внешнего управления городами. Как вы думаете, не осложнит ли он ваши и без того натянутые отношения с администрацией г. Иванова?

- Несмотря на то, что Иваново из года в год жалуется на то, что им достается мало денег, мы стараемся действовать по единой методике. Никакого специального ущемления нет - в политику мы не играем. Новый же закон, на мой взгляд, будет провоцировать политические интриги. Поэтому - боюсь показаться консерватором - но отношусь ко всем этим нововведениям отрицательно. Я за централизацию - в демократию наигрались, хватит.

- Бюджетное благополучие следующего года, как никогда раньше, "завязано" на собираемости налогов. Будете ли вы применять какие-то специальные меры?

- Мы давно и тесно работаем с налоговыми органами, регулярно собираем комиссии, работаем с крупными должниками. Так что все идет и будет идти по плану.

Так и тянет добавить: и будет плановый недобор...

Многие аналитики усматривают в новых принципах формирования бюджетов очередной шаг к укреплению вертикали власти: чтобы выполнить обязательства перед медиками, ветеранами и учителями, руководители даже самых благополучных регионов будут более зависимыми от федеральной власти, а муниципальные образования путем введения внешнего управления можно будет безболезненно вписать в централизованную структуру.

Независимо от того, оправдаются или нет эти прогнозы, факт остается фактом: любое телодвижение власти чревато последствиями для ее граждан. С 1 октября на 33% повышена минимальная зарплата бюджетникам. Никто еще не успел получить увеличенное жалованье, а цены на продукты первой необходимости уже повысились...

Очень хочется и обратной связи: идет теперь почти весь единый налог на вмененный доход в местные бюджеты, так, может, чиновники не на словах задумаются, как стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, пользующихся этой системой налогообложения?

13 Октября 2003, 20:07 +46

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...