"Налоговая революция", меняющая всю конфигурацию топливного рынка

С 1 января 2003 года законом РФ “О внесении изменений и дополнений во вторую часть Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства” вводится новый порядок уплаты акцизов на бензин. Начисляться налог будет на каждом этапе продажи от завода до конечного потребителя, а уплачиваться – лишь на последнем, автозаправками. Каждый покупатель-посредник должен будет иметь дополнительное фискальное свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Тонкость в том, что такая лицензия будет выдаваться только тем, кто имеет в собственности (а ни в коем случае не по договору аренды, лизинга или концессии и т.п.) “мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов”.

Эта новость сильно взбудоражила бензиновый рынок. Зазвучали прогнозы о почти двукратном – до 17 руб. за литр – подорожании (с 1 января на 45% повышаются еще и акцизы на горюче-смазочные материалы). В Москве паника: там не имеют материальных активов в собственности около 90% компаний, занимающихся подобным бизнесом. Специалисты заговорили о ““налоговой революции”, меняющей всю конфигурацию топливного рынка”, о нарушении “предусмотренной государством системы “производитель – оптовик - АЗС”; зазвучали прогнозы, что “после Нового года рынок топлива будет полностью дестабилизирован”.

При обсуждении нововведения на всех уровнях выплыло множество нюансов.

БЮДЖЕТ

60% от суммы акциза должно идти в местный бюджет. Для мелких и средних компаний сам акциз - серьезное финансовое испытание, а “мертвые” предприятия, как известно, налогов не платят. Крупным придется пересмотреть систему работы на рынке. Но закон предусматривает возможность работать и по старым правилам, т.е не переносить уплату непосредственно на АЗС, что может лишить регионы “бензиновых” денег.

Владимир Александрович Стариков, курирующий в администрации Ивановской области вопросы транспорта, не смог прокомментировать обсуждаемое нововведение – нет расчетов.

Крупнейший игрок на нашем бензиновом рынке – “Славнефть-Ивановонефтепродукт” (по данным ивановского управления по антимонопольной политике, она внесена в «реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%»). Финансовый директор этого предприятия Галина Петровская тоже от комментариев воздержалась: пока вопрос решается внутри компании, решение не принято. Нефтеперерабатывающих заводов на территории Ивановской области нет. Вполне возможно, “Славнефть” не будет платить акциз с областных автозаправок. Так что “лишение” может стать реальностью.

Между тем, в доходной части проекта консолидированного бюджета Ивановской области на 2003 год заложен и акциз на реализацию нефтепродуктов – 168 млн. рублей. 50% из них пойдут в территориальный дорожный фонд, 10% (это 28 млн рублей) - непосредственно в областной бюджет. Откуда взялись такие конкретные цифры, мы спросили у начальника финуправления области Александра Грузнова. По его утверждению, Ивановская госнефтеинспекция предоставила информацию о предполагаемом объеме розничной реализации нефтепродуктов в 2003 году, на основании этого были сделаны расчеты. Но ведь далеко не все АЗС заплатят акциз. Плюс еще не проработан механизм работы по новым правилам (см. ниже “МЕХАНИЗЬМ”). Значит, в бюджете неизбежно несоответствие планируемых и реальных доходов от акциза.

ЦЕНЫ

Предпринимательские объединения, представляющие топливозаправочный бизнес, не только не позвали поучаствовать в обсуждении налоговых новаций и прогнозирования последствий, но даже не известили об их подготовке. Таким образом, “налоговая революция” свершилась без участия “низов”. Она “практически устранит конкурентную среду в оптовом и розничном секторах, и в результате всю систему нефтепродуктообеспечения сформируют нефтяные компании. В этой системе абсолютно не просматривается место малых и средних независимых операторов”, - это мнение президента Объединения предпринимательских организаций России и Российского топливного союза Сергея Борисова (кстати, он делает вывод, что “как в плановой экономике, в каждом регионе возникнет свой распределительный “госкомнефтепродукт”, только частный”).

Чем грозит подобная “глобализация”, думаю, подробно объяснять не надо. Посредников станет меньше (см. главное условие выдачи свидетельства на работу с нефтепродуктами – только собственникам). Заправки будут вынуждены напрямую работать со сбытовыми структурами, которые смогут сами отбирать розничных операторов, диктовать цены и условия сделок. Плюс у крупных компаний гораздо больше возможностей для маневра в ценовой политике. Уже сейчас все частники в Ивановской области вынуждены подстраиваться под цены “Славнефти”: предлагать бензин дороже нет смысла. С Нового года предприниматели, сотрудничающие с крупными компаниями и имеющие заправки в собственности (как, например, Ольга Дмитриева, работающая под маркой “ТНК”), смогут либо получать бензин с завода, в стоимости которого уже заложен акциз, либо платить его сами. Кто берет нефтепродукты у оптовиков, не имеющих дел с “акулами нефтебизнеса” напрямую - платить сами, без вариантов. Арендаторы перейдут в подвешенное состояние. В любом случае цена конечного продукта вырастет. В ценах “Славнефти” уже сегодня учтены все налоги, которые платят предприятия этой структуры от нефтедобычи до переработки и хранения. Так что резкого скачка именно в связи с введением акциза на АЗС Галина Петровская, например, не прогнозирует. И вряд ли “Славнефть-Ивановонефтепродукт”, находящееся под бдительным оком антимонопольного управления, станет необоснованно завышать цены. Для небольших компаний, непосредственно обремененных акцизом, которые будут покупать бензин, в стоимость которого на всех стадиях перекупки для перестраховки акциз тоже включат (плюс еще много “которых”: например, изменение принципов упрощенной системы налогообложения) малое повышение цен, думается, будет даже губительнее. От таких участников рынка, по заключению вице-премьера правительства РФ Алексея Кудрина, механизм уплаты акциза потребует увеличения оборотных средств, что вынудит их повышать цены.

В любом случае очень похоже, что “систему нефтепродуктообеспечения принудительно стерилизуется от рыночной саморегуляции”. Но рыночные законы в целом никто новым постановлением не отменил. А что сулит повышение цен на бензин, в неизбежности которого можно не сомневаться, для “народа вообще” и автолюбителей в частности, предсказать нетрудно: всеобщее цен – повышение, уровня жизни – понижение.

Итак, бензин подорожает. Сбудется ли “семнадцатирублевый” прогноз – покажет только время. Тем более что с конкретными механизмами работы по-новому – полная неопределенность и неразбериха. Но об этом – чуть ниже.

К вопросу же рыночного ценообразования хочется добавить любопытный факт. С одной стороны, глобализация какая-то – крупные нефтяные компании получили беспрецедентный карт-бланш. Но в то же время, говорят, в правительстве витает идея разделить вертикально интегрированные компании на нефтедобывающие, нефтеперерабатывающие и сбытовые – для …создания рыночных условий. Без комментариев.

“МЕХИНИЗЬМ”

Как уже говорилось, для работы с нефтепродуктами нужно получить дополнительное свидетельство в налоговой инспекции. Инспекция в этом вопросе не может работать в одиночку и сейчас налаживает контакты с государственной нефтеинспекцией. Заместитель начальника последней сетует на то, что в законодательстве – сплошные неясности и несостыковки. Например, что первично: лицензия или свидетельство? Если лицензия, то почему для получения свидетельства предоставлять сведения о ней необязательно? Если предприниматель не получит свидетельство, но уже имеет лицензию и занимается нефтепродуктами, как можно запретить ему это делать и впредь, ведь в законе о свидетельстве не упоминается – необходима только лицензия. Да и с самим лицензированием много проблем. Новые положения были приняты в августе прошлого года, с февраля этого они действуют, но никто еще не получил ни одного документа - по вине правительства и министерства энергетики, которые не прописали механизм получения. В итоге в Ивановской нефтеинспекции лежат пакеты документов, а предприятия и частные лица работают без лицензий по причине чисто физически невозможного ее получения, имея на руках справки, что все необходимые документы ими собраны и сданы. Где гарантии, что с новым акцизом все будет по-другому?

“ЛЕВАК”

Одним из главных плюсов нового акциза провозглашается возможность убрать с рынка левый бензин. Эксперты же как раз прогнозируют увеличение на рынке объема суррогатных бензинов, от реализации которых можно получить сверхприбыль: по новому закону, нулевую ставку имеет прямогонный бензин, а газовые, технические и иные бензины не упоминаются вообще. Так что операции с ними окажутся очень выгодными, а вот качество того, что предложат нам под видом бензина автомобильного…

5. ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

Не возьму на себя смелость заниматься обобщениями по такой сложной проблеме, тем более на основании только свежепринятого закона, тем более в плоскости пока чисто гипотетической. Этими обобщениями так богаты высказывания людей “титулованных” и компетентных. Например, вице-премьера Алексея Кудрина: “…Ряд положений закона создает предпосылки для возникновения таких негативных тенденций, как монополизация топливного рынка большинства регионов России, увеличение государственных издержек на администрирование сбора налоговых платежей, неоправданный рост цен на горюче-смазочные материалы”. В Российском топливном союзе и Московской топливной ассоциации уверены, что сверхприбыль из новых требований попытаются извлечь как крупные компании, так и недобросовестные предприниматели, которые обязательно придумают, как обойти будущее законодательство.

“Изменения увеличивают налоговое бремя и усложняют систему налогообложения.< …> В итоге новая система взимания акцизов противоречит законодательству (авансово-зачетная схема противоречит другим главам НК), экономически не обоснована, провоцирует конфликты между компаниями, технически неосуществима, крайне бюрократична и просто вредна”, - ставит точку президент Объединения предпринимательских организаций России и Российского топливного союза Сергей Борисов в разделе обобщений, но никак не в обсуждении этой проблемы.

6. КСТАТИ

На прошлой неделе Правительством РФ принято окончательное решение о продаже 74,95% акций “Славнефти”. То, что продается такой крупный пакет акций, привлекло крупнейшие нефтяные компании – “Сибнефть”, “Сургутнефтегаз”, “ЮКОС”, “ЛУКОЙЛ”. По подсчетам экспертов, пакет акций “Славнефти” может принести бюджету рекордную сумму за всю историю российской приватизации – до $2 млрд. Итоги аукциона будут подведены уже в декабре.

Государству нужно реализовать крупный приватизационный проект до конца текущего года, чтобы в следующем выплатить внешний долг. Другая причина продажи пакета “Славнефти”, превышающего контрольный, по мнению первого замглавы Минимущества РФ Александра Бравермана, - то, что “государство не является эффективным управленцем”.

Елена Новгородова

21 Октября 2002, 17:59 +136

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...