"Образ жизни": искусство как общение

Человек объяснил для себя многое: природу тепла и тяготения, способы соединения тканей и химию биополимеров. Но вот как в светлую голову человека творящего приходят идеи - до сих пор остается загадкой. Официальное объяснение идеи проведения совместной акции немецких и российских художников и фотографов "Образ жизни: участие и отражение", проходившей в Иванове с 27 июля по 9 августа, звучало так: "Идея поездки художниц из Берлина Анне Катрин Шторк и Николь Шук появилась благодаря тому, что в доме отца Анне Катрин - Дитера Шторка, председателя "Общества друзей России" в г. Мюнстерланде - всегда было много русских, общение с которыми вызвало большой интерес к России. Захотелось увидеть российскую жизнь, как она есть, так и появились планы поездки".

На ивановской земле идею поддержали представители Российского фонда культуры в Иванове, ивановской организации "Общество друзей Германии" и фирмы "Экспресс-фото".

Проводя акцию, организаторы преследовали несколько целей. Создать не просто выставочное, а жизненное пространство, то есть такое, в котором можно работать и где художники и зрители могли бы вести диалог. Именно общение стало второй целью акции. По словам Анне Катрин Шторк, мир вокруг нас непонятен, и только общение может сделать его понятнее и ближе. Общие проекты сближают людей, позволяют преодолеть разногласия и препятствия. Эту же тему развивал фотограф Сергей Насонов: "Мы общаемся друг с другом, учимся понимать друг друга, пытаемся выразить свою точку зрения, не навязывая ее другим. Общение - это золотой ключик к пониманию".

Россия: вид снаружи и изнутри

Обе немецкие гостьи впервые и в Иванове, и вообще в России. До этого Анне Катрин Шторк принимала участие в семинарах по скульптуре в Венгрии, у нее была своя выставка в Японии, в течение года она изучала искусство Италии. По словам художниц, им интересно то, как адаптируется человек, попадая в чужую культуру и не зная языка. В каждой стране есть свои особенности общения, люди жестикулируют по-разному, одно и то же выражение лица может иметь разные значения, поэтому каждый раз приходится учиться общению заново. И заново открывать для себя родную страну - как сказала Анне Катрин, только уехав в Италию, она поняла немецкое в себе.

Анне Катрин и Николь учились в одной школе, но в разное время. Сейчас они вместе работают в Берлине. Часть фотоматериалов художницы привезли с собой, часть создавали уже здесь в Иванове - плод совместных прогулок по городу, поездок в Плес и село Чернцы, работы в студии, разговоров с людьми. "Привезенные" представления смешивались с увиденным, накладывались слоями - так создавался образ Иванова (кстати, по словам Анне Катрин, площадь Ленина похожа на Венецию).

Зрители смогли увидеть работы немецких и ивановских художников и фотографов на вернисаже, открывшемся 6 августа в студии "Африка".

Он открывался огромной фотографией Николь Шук, сделанной в Колумбии: мужчина и женщина в тропическом лесу, вечная тема - он и она. Но он - немец, а она - колумб ийка. Случится ли диалог? Фотография останется в студии и долгой, холодной зимой, по словам художницы, нас будет согревать взгляд на колумбийские леса. А еще Николь очень понравилось то, что можно рисовать на стенах - стены немедленно наполнились художественными символами. Голова лошади - для Николь это символ природы и воспоминание о занятиях конным спортом. Пальмы - чтобы оправдать название студии. Узор, повторяющий орнамент стен спортивного зала школы в Чернцах (просто потому что понравился Николь), в сочетании с пальмами выглядит как пара светильников. Вообще, света много - под пальмами наземные светильники-шары. А все вместе становится символом взаимодействия естественного и искусственного в человеке и природе.

Анне Катрин пришла в восхищение, увидев в студии необработанную стену. Она попросила оставить ее в первозданном виде и на грубой фактуре нарисовала человечков. Таким, каких обычно рисуют дети - точка, точка, запятая, вышла рожица кривая. Человечки спорят, ссорятся, мирятся, любят, флиртуют, завидуют, радуются. Главное - ни один не повернулся спиной к другому, ни один не ушел. По ее словам, ей хотелось создать мир, который допускает фантазию, но не обходится без противоречий.

Следы присутствия

А стена была необработанной, потому что до прихода художников и фотографов студи "Африка" была просто пустым помещением, хотя там и оставались следы присутствия человека. Именно эти следы стали объектом для творчества художницы и преподавательницы текстильной академии Светланы Кузьмичевой. Взгляд художника на последствия пребывания человека материализовался в проекте: "Следы присутствия", состоящем из трех частей. Первая часть "Следы присутствия до..." - это фактуры пола, стен и дверей, переведенные на бумагу. Вторая "Следы присутствия в...", то есть во время работы в студии - показала, что объектом искусства могут быть ложки, вилки, часы, подошвы, крышки от цейлонского чая и ножницы. Третья часть "Следы присутствия после..." - это монтаж двух предыдущих. Все вместе наводит на размышления о взаимодействии мира людей и мира вещей.

Светлые воспоминания

Сергей Насонов наибольшее внимание уделил одной из дверей, поэтому дверь плотно закрылась, застеклилась и покрылась фотографиями. На самой двери - коллаж из фотографий: чьи-то губы, глаза, надпись "долой трущобы",. зима, лето, деревья, ноги, люди, филины, очки, диваны. На стекле - фотографии, сделанные во время акции. Целое носит название "Посвящение Буратино", которое можно интерпретировать так: за закрытой дверью дорога к светлому и доброму.

Дневниковые записи

Художник Владимир Колобов, кроме главной роли видеоператора, вел дневник акции. Дневник написан в жанре "шрифтовых зарисовок" (определение автора) и содержит заметки и поездке в Плес, в поселок Чернцы, в Николо-Шартомский монастырь. Как сам автор прокомментировал идею дневника, меняются дни, меняются стены, меняются кадры - остается участие и отражение. Нет в природе похожих друг на друга дней, нет и похожих друг на друга листов дневника. Одинаковы только формат и место - студия "Африка". Дневник доступен общественному чтению, поэтому предлагаем читателям несколько цитат.

"Второй день. Посетили музей пейзажа и Левитана в Плесе. Гут - "Русская изба". Гуляли по Плесу. AnnA каталась на лодке. Потом были в мужском монастыре. Обедали там. В Толпыгино интересные наличники".

"Вопросы и ответы. Опять вопросы и ответы. И о Японии, о скульптуре, о тяжести труда художника".

"Обед прошел на ногах и каждый ел, когда было время".

Кроме того, в процессе работы создавался и совместный дневник: каждый участник акции ежедневно записывал по 10 мыслей: о работе, о любви, о еде, о жизни, о чем угодно.

Непривычно, необычно, будет иметь продолжение

Картина - это участие художника в жизни, изменение реальности. Кадр - отражение жизни, сделанное фотографом. Впрочем, участие может быть разным - от революции до буддийского недеяния. Как и отражение - от зеркально-симметричного повтора до социальной сатиры. По словам организаторов, то, что произошло - непривычно для Иванова, необычно и будет иметь продолжение. Действительно, вернисаж меньше всего был похож на эстетическое освоение действительности или художественную интерпретацию мира. Это было не искусством в обычном понимании этого слова, а скорее собранием различных способов остановить, зафиксировать течение жизни, различных способов мировосприятия.

Галина Кузнецова

12 Августа 2002, 20:57 +57

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...