"После брачной ночи ребенок на второй день не появляется"

Эту фразу сразу после окончания семинара-совещания "Реформирование жилищно-коммунального хозяйства города Иванова" обронил заместитель главы города Сергей Мкртумян. Это не оценка, а предостережение: не надо ждать мгновенного результата там, где он по определению невозможен. Реформа ЖКХ - процесс, который потребует и средств, и времени, и терпения.

Целью семинара-совещания, организованного администрацией города и фирмой "Консультант-Аудит", было ознакомление со стратегией государственной жилищной политики, федеральными и региональными стандартами оплаты жилья и коммунальных услуг, формированием тарифов, обсуждение других актуальных проблем предстоящей реформы ЖКХ. Поднятые вопросы касаются не только коммунальщиков, но и потребителей - нанимателей и собственников жилья. По большому счету, они волнуют большинство ивановцев. Поэтому мы решили рассказать о наиболее интересных моментах семинара-совещания.

Наибольший интерес вызвало выступление заместителя начальника управления экономики ЖКХ Госстроя России Алии Футахетдиновой. Гостья сразу предложила при необходимости перебивать ее, задавать вопросы. И получился не скучный доклад, а живое общение с аудиторией.

Разговор начался с анализа отдельных положений вышедшего весной этого года закона об основах федеральной жилищной политики в части оплаты жилья и коммунальных услуг. Альфой и омегой управления жилищным комплексом назвала А. Футахетдинова тарифную политику государства. И здесь нас, по всей видимости, ждут перемены. Главная: из структуры платежей населения планируется вывести затраты на капитальный ремонт. Текущий год мы будем доживать по-старому, а на 2004-й введен новый стандарт: стоимость капремонта на один метр общей площади жилья в месяц. Для Ивановской области он установлен в размере 2 руб. 40 коп. То есть из такого расчета федеральный бюджет должен финансировать капитальный ремонт в следующем году. Причем стандарт распространяется на все жилье, независимо от формы собственности.

Однако привести практику в соответствие с этим документом сложно. Ведь муниципальных домов в чистом виде практически нет: здесь живут не только наниматели, но и собственники жилья. Поэтому возможны разные подходы: капремонт может финансироваться по федеральному стандарту или пропорционально объективно сложившейся реальности.

Что будет после 2004 года, пока сказать трудно. В Госстрое есть два мнения: все "вернется на круги своя" и "ответственность за капремонт возьмет на себя государство". А. Футахетдинова считает, что истина может лежать посередине. Да, жилищный кодекс диктует, что ответственность за капремонт лежит на собственнике жилья.

***

Самая крупная неприятность для населения: с 2004 года услуги ЖКХ будут облагаться налогом на добавленную стоимость. Ставка НДС определена в 18%.

***

Следующий вопрос - какой перечень работ закладывается в содержание жилья и текущий ремонт? Что касается ремонта, перечень будет определен постановлением правительства РФ. Сейчас идет юридическая проработка документа, а выход его ожидается к концу года. Это будет примерный перечень, муниципалитеты вправе что-то добавить в него по своему усмотрению. Будет создаваться нормативная база и по содержанию жилья. Свою лепту уже внес Госстрой, закрепив за жильцами обязанность платить не только за вывоз мусора из контейнеров, но и за содержание так называемой придомовой территории.

***

Что творится у нас с самими тарифами на содержание жилья и коммунальные услуги, отдельный разговор. В одних регионах они растут чуть ли не каждый квартал, а есть, оказывается, и такие, где цены не менялись уже несколько лет. Отныне разработку "правил игры" в ценообразовании государство берет на себя. Оно будет ежегодно утверждать стандарты качества услуг жилищно-коммунального комплекса, определять основания для пересмотра тарифов. Законодательно уже закреплено следующее правило: цены и тарифы в сфере ЖКХ не должны пересматриваться чаще одного раза в год. Причем сначала должна пройти процедура прикидки - с тем, чтобы заложить их в консолидированный бюджет следующего года. Вместе с тем, сделала оговорку А. Футахетдинова, в постановлении будут прописаны также основания для более частого пересмотра тарифов.

Кроме того, устанавливается предельная стоимость федерального стандарта услуг ЖКХ. Допущенные в каком-либо регионе отклонения должны финансироваться из местного бюджета. Однако имеется в виду не помесячное, а среднегодовое значение стандарта.

Обязательно должна проводиться независимая экспертиза тарифов. Кто конкретно может этим заниматься, в законе не сказано. По всей видимости, любое юридическое лицо. Вопрос о допуске физических лиц пока открыт.

***

В законе записано, что оплата всех жилищных услуг должна взиматься в зависимости от занимаемой жильцами площади. Услышав это, некоторые ивановские коммунальщики вздрогнули, ведь у нас плата за пользование лифтом и вывоз мусора взимается с человека. Выходит, надо все пересчитывать? Но это очень трудоемкая работа. А насколько такой подход оправдан с точки зрения логики и социальной справедливости? Наверное, люди просто невнимательно слушали, на самом деле возможен как тот, так и другой подход. Во всяком случае, четкости в этом вопросе нет.

***

Затронули и проблему льгот. Единое мнение: их надо переводить в субсидии. В некоторых регионах России сейчас идет эксперимент по работе с персонифицированными счетами. Суть вот в чем. Человек, которому положены льготы, обращается с заявлением в органы соцзащиты - и ему открывают в банке персональный счет. С которого и пойдет оплата за жилье и коммунальные услуги. Кое-кто засомневался: не будут ли эти денежки уходить совсем на другие нужды. Практика показывает, что неблагонадежных плательщиков - всего один процент. Но надо иметь в виду, что при отсутствии средств в бюджете этот механизм работать не будет.

***

О предстоящем акционировании предприятий ЖКХ было сказано только то, что в Минимуществе сейчас прорабатываются конкретные предложения. То есть приватизация МУПов, ЖРЭУ и прочих структур не за горами. Будем надеяться, что частный капитал поднимет и эту сферу, как поднял многие другие. Тем более что работа только начинается. До конца этого года должно быть принято 18 постановлений правительства по предстоящей реформе жилищно-коммунального хозяйства, а в 2004-ом - пакет еще из 37 документов.

***

Если кое-кто из ивановских коммунальщиков ждал от выступавших на семинаре специалистов Госстроя России готовых рецептов для проведения реформы, то оказался разочарованным. Да, получено много новой информации, рассказано о некоторых подходах к решению тех или иных проблем, но "вынашивать" еще только зачатые плоды будущей реформы придется долго и трудно. Сергей Мкртумян прикидывает так: "Со времени выхода указа Ельцина о свободе торговли до наполнения прилавков товарами прошло не меньше пяти лет. Я думаю, для реформы ЖКХ реальный срок - не менее пятнадцати".

Людмила Котляр

24 Ноября 2003, 20:41 +58

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...