"Шуйская водка" подарит ивановцам свою прибыль

С первых дней нового, 2004, года россиян ожидает неприятный сюрприз. Будет повышены цены на алкогольную продукцию. Государство решило увеличить акциз, что скажется и на водке, и на менее крепких напитках.

По прогнозам, у производителей отпускные цены вырастут на 5 рублей с одной бутылки, емкостью 0,5 л. В рознице (с учетом торговой "накрутки") "пол-литра" подорожает на 6-7 рублей.

Какие последствия может иметь рост цен на этот вид продукции - россиянам объяснять не надо...

Что будет делать в этой ситуации крупнейший в регионе производитель спиртных напитков - АО "Шуйская водка" - "Частник" узнал из беседы с его генеральным директором Сергеем Виноградовым:

- Сергей Александрович, на Ваш взгляд, чем вызван рост акциза? И подорожает ли продукция "ШВ"?

- Повышения цен на нашу продукцию не будет. Я подчеркиваю это. Действительно, Госдума три месяца назад приняла закон об увеличении акцизного налога на водку на 18%. Т.е., если сегодня акциз составляет (с бутылки 0,5 л и крепостью 40%), 22 руб. 80 коп, то с 1 января 2004 г. он будет равен 26,90 руб. На сумму повышения добавляется и НДС - итого, акциз увеличится почти на 5 руб.

Как правило, реальное повышение происходит позже, чем первого января. Во-первых, оптовики уже закупили товар, заранее зная об изменениях цен, чтобы немного сыграть на разнице в стоимости. Во-вторых, потребительский спрос в этот период (после новогодних праздников) снижается. Так что, повышение на деле происходит в течение января-февраля. Мы в 2003 году полностью компенсировали увеличение акциза только к апрелю.

- А акциз был повышен и в этом году?

- К сожалению, акциз растет ежегодно. В этом году он был увеличен на 10%. Правительство вносило в Госдуму предложение о повышении акцизов на 10% и в 2004-м году. Это был бы неплохой вариант. Но, увы, парламентарии подняли планку до на 18%. Связано это, на мой взгляд, с поиском неких дополнительных доходов. Хотя бюджет государства - профицитный, создается даже т.н. "стабилизационный фонд", вместо того, чтобы использовать эти средства для снижения налогообложения, для стимулирования экономики. А для алкогольной отрасли усиление налогового бремени - чрезвычайно серьезная вещь. Высокий налог создает основу для теневого оборота. Поскольку себестоимость самой продукции - достаточно низкая, а дорогой акциз создает разницу между легальной и нелегальной продукцией.

Почему нет такого осмысления на государственном уровне?... Эти налоги государство могло бы получить на обороте, при этом оно убило бы несколько зайцев: предприятие получают большую прибыль, легальный сектор увеличивается, уменьшается количество отравлений суррогатами, сокращается финансирование криминала. Но государство не проводит такую политику, что заставляет о многом задуматься. Даже по мнению Счетной палаты РФ, повышение акцизов происходит необоснованно, и расчетный путь, который применяется, - неверный и т.д. Тем самым создаются экономические предпосылки для теневого алкогольного оборота.

Мы, как и потребители, не заинтересованы в повышении акцизов. Оно ударяет по легальным производителям и по наименее обеспеченной части населения - по тем, кто покупает недорогую, "народную" водку, а их, например, в нашей области довольно много.

- Можно ли сказать, что сложившаяся сейчас цена в сегменте "недорогой водки", критичная? Стоит ей чуть подорожать - и от нее откажутся в пользу "левой" водки? Или же, как в известном стихе: "Передайте Ильичу, нам и десять по плечу"?

- У человека всегда есть выбор. Он может купить легальную продукцию, которая стоит в районе 50-60 рублей, может купить две бутылки "левой" водки по 25 рублей, а может на эти же деньги приобрести 4 бутылки самогона или флакон технической жидкости. Если ты думаешь о своем здоровье, вряд ли клюнешь на что-то "непонятное", даже если твой кошелек не набит купюрами. Те, кто находятся в нашей целевой категории, думаю, что приемлют нынешнюю цену, хотя излишка денег у них нет. Впрочем, они не из тех, кто сегодня покупают шуйскую водку, а завтра перейдут на самогон.

- Тогда за счет чего "Шуйская водка" оставит цены на свою продукцию на прежнем уровне?

- Естественно, за счет уменьшения прибыли - других вариантов у нас нет. Хотя мы постоянно работаем над тем, как уменьшить издержки при производстве продукции. Частично, у нас недавно произошло повышение цен. Это связано с тем, что растет стоимость сырья и тары. За последние полгода цена на спирт выросла на 18%, а на бутылку - на 36%. Кроме того, мы будем смотреть на поведение конкурентов, ведь, идет борьба за потребителя. Не скажу, что мы занимаем принципиальную позицию: "Наша водка должна быть самой дешевой"... Это означает, что ты не видишь иных достоинств своего товара, кроме цены. "Шуйская водка" считает, что у ее продукции есть другие достоинства, за которые можно платить.

- Какую долю занимает нелегальный рынок?

- Около 50%. Это - огромный резерв для государства, чтобы оздоровить экономику, увеличить ВВП. Однако действия, которые власть предпринимает на алкогольном рынке, совершенно противоположные. Со всей мощью она обрушивается на легальных производителей. Какими только способами нас не контролируют! Марки всевозможных видов и размеров, счетчики различных вариантов, блокировка линий, их опечатывание и т.д., и т.п...

- Значит, власть уверена, что теневой оборот производится на легальных заводах, "через заднее крыльцо"...

- Если это так, тогда, конечно, поведение государства абсолютно правильно: "Давайте навалимся на заводы и заставим их работать "по-белому""! Только вот для нашего предприятия, это - чрезвычайно неактуально. Я шесть лет работаю на "Шуйской водке", и все это время завод работает "по-белому". Может быть, где-то есть предприятия с "серыми схемами" или льготным налогообложением (напр., в Татарстане, Кабардино-Балкарии). Но, на мой взгляд, "левая" водка с легальных заводов - "мизер" в общем объеме теневого сектора. Государству стоит, прежде всего, изучить структуру этой "тени". В ней присутствуют технические жидкости, бытовая химия, фармация, парфюмерия - а это все легальная продукция. Есть водка, разлитая в подпольных цехах, гаражах и квартирах. Но самый мощный конкурент "нелегалов", который сейчас теснит весь рынок - самогон. В Ивановской же области до последнего времени даже не было предусмотрено ответственности за самогоноварение.

Те пятилитровые бутыли для костров, печей, мытья ванн и проч., которые сейчас продаются - на самом деле используются не по назначению. И это - ни для кого не секрет. Если посчитать, сколько ивановцы покупают жидкости для розжига каминов, то выяснится, что вся область по числу каминов впереди планеты всей. Полный бред.

- Статистики подвели итоги за 11 месяцев, они говорят, что производство водки и ликеро-водочных изделий сокращается в стране, в целом. Как на этом фоне выглядит "ШВ"?

- У нас ежегодно с 2001 г. происходит рост объемов продаж в размере от 15 до 19%. По итогам этого года рост будет порядка 8%. О чем это говорит в сочетании с российской тенденцией? Во-первых, надо посмотреть, почему происходит снижение производства по стране. Из-за роста нелегального оборота? Ведь, согласитесь, меньше спиртных напитков потреблять не стали. Может быть, изменилась структура потребления? Покупатели переключаются с водки на вина и пиво. И мне кажется, что это - не мода, а тенденция, т.е. всерьез и надолго.

А то, что на этом фоне "Шуйская водка" увеличивает объемы продаж, говорит о нашей конкурентоспособности. Даже в условиях, когда рынок становится меньше, а игроков - больше. В прошлом году на прилавках ивановских магазинов присутствовали 20 производителей, сейчас - уже 40.

Помимо роста объемов, мы расширяем и географию продаж. В 2003 году "ШВ" начала работу с двумя новыми регионами: Саратовской и Вологодской губерниями. Кроме того, увеличены продажи в Костромскую и Владимирскую области. Это - уверенные шаги по созданию общероссийского брэнда "Шуйская водка", о котором мы заявили ранее.

- Что бы вы хотели пожелать нашим читателям в Новом году?

- От лица "Шуйской водки" я поздравляю всех с наступающим Новым годом. Желаю всем нашим потребителям (и не только им) здоровья, физических и моральных сил, веры в себя, своих близких и друзей. В сербском языке слово "встреча" переводится, как "радость". Нам бы хотелось, чтобы покупатель, который встречается с нашей продукцией, всегда испытывал радость, и никогда - разочарование. По крайней мере, на "Шуйской водке" делается все, чтобы именно так и было.

Андрей Воронин

22 Декабря 2003, 20:45 +66

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...