" Я на седьмом месяце беременности гоняла на мотоцикле"

В самой обычной пятиэтажке, в самой обычной квартире живет Елена Демидова с очень необычной для женщины профессией. Лена - водитель маршрутного такси.

Первый раз за руль Лена села, когда ей было всего пять лет, и уже не расстается с ним почти четверть века. Признает, что занятие это сложное, и даже подумывает о смене места работы, но расставаться с баранкой не собирается.

-Лена, давно вы работаете в такси?

- На маршрутке около полугода.

- А почему стали водителем такси - это осознанный выбор профессии или просто так получилось?

- Видимо, осознанный выбор. Я хотела работать за рулем, быть водителем. Работаю на машине я уже давно. До того, как устроилась на маршрутку, была личным водителем у одной дамы, возила ее на работу. Потом появилось желание освоить еще одну водительскую категорию. С тех пор вожу маршрутное такси.

- Что же произошло в вашей жизни, почему машина стала вашим постоянным местом работы?

- Отец меня начал приучать сидеть за рулем с детства, учил водить. Потом, уже в пятнадцать лет, первый муж посадил меня за руль мотоцикла. С тех пор стала гонять на "байке". Мама у меня чуть с ума не сошла, когда я с животом, беременная на седьмом месяце гоняла с байкерами. Сейчас самой страшно вспомнить.

- А ваша дочка сейчас не тянется к мотоциклу или к машине?

- Я думаю, хочет: ведь и мама, и папа весь день с машиной возятся. Она с грудного возраста видит нас рядом с машиной. Но я сто раз подумаю, разрешать ей или нет садиться за руль. Со временем понимаешь, что опасно это очень.

- Не было страшно попасть в команду, где заматерелые русские мужички с утра до вечера крутят баранку, могут и словцом ядреным одарить?

- Нет, страха не было. Во-первых, у меня муж там работает - тоже водителем такси. Так что, защитник у меня есть. Во-вторых, я сама себя в обиду не дам. А в-третьих, никто уже не обижает, да и не обижал, собственно говоря. Ничего страшного.

- Насчет мата.

- Бывает, конечно, у водителей проскочит словечко-другое. Я к этому отношусь нормально: работа нервная, понимать надо. У самой случается, нет-нет, а вырвется, потому что не все понимают литературный русский. В салоне машины одни кричат, другие что-то переспрашивают, третьи под нос себе бубнят, не слышно, где останавливаться. У меня ведь все внимание - на дорогу, кроме того, деньги надо от всех принять, остановиться по требованию. Бывает, возмущаются: куда вы едете, ничего не слышите, не там остановились и так далее. Те же самые проблемы на дорогах, что и у водителей-мужчин. Все то же самое.

- Первые ваши впечатления, когда вы пришли в новый коллектив?

- Сюрпризов не было, с коллективом я знакома давно. До начала работы у меня были тщательная подготовка: с супругом вместе я каталась по линии. Он мне все объяснял, где кого лучше объехать, кого пропустить. Осматривалась, узнавала.

- Лена, а как вы думаете, женщина-водитель от водителя-мужчины отличается?

- Отличается, конечно. Женщины спокойнее, бережнее относятся к машине. Мужчина несется, как черт бешенный. Женщина водит потихонечку, никуда не торопится. Клиентам это нравится, особенно женщинам. Говорят: " С вами спокойнее, уютнее"

- А как сами водители, ваши коллеги, относились к тому, что в их коллективе появилась женщина?

- Подходили, говорили: Лена, ты сошла с ума, куда ты идешь, ты опозоришь наш маршрут. Ездить ты не сможешь, ты не представляешь, что это за работа - за рулем с утра до вечера. Лучше не суйся. Но я решила попробовать. Сейчас они меня во всем поддерживают, горой за меня стоят. Бывает, машина ломается, встанешь на линии и все. Любой сразу же останавливается, помогает в ремонте. Можно сказать, меня приняли, я не оправдала их тревожных ожиданий.

- А гаишники как реагируют, ГИБДД повышенное внимание не оказывает, тем более, что за рулем красивая женщина?

- Бывает, конечно, останавливают. Машин у нас очень много, работа серьезная. Работать стало значительно сложнее, появилось много ненужных маршрутов, нелегальных машин на линиях. Кто-то пытается привлечь своего клиента скоростью, это тоже неправильно. Здоровье дороже. Ответственность за других должна быть больше, чем за самого себя.

- Лена, каждого водителя, наверное, "подрезали". Ваши действия, реакция, когда обгоняют вас.

- Я реагирую нервно. Могу высказать все, что думаю о таком водителе. Нет, все, конечно, не выскажешь - пассажиры не поймут. Но "блинами" и "чертями" забросаю. Неприятно, когда ты торопишься, а тут смельчаки на обгон идут. В принципе, я не даю себя обогнать - либо сама увеличиваю скорость - до разумных пределов, конечно, либо обгоняю аккуратненько своего конкурента.

- А вы верите печальной статистике, которая подтверждает, что резко увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий с участием водителей маршрутного такси?

- Да, очень часто такие гонки заканчиваются аварией. Я верю этой статистике, потому что сама знаю не понаслышке, сколько аварий, несчастных случаев каждый день на дорогах происходит. И маршрутчики порой их провоцируют. Многие не понимают до конца, что тот же самый обгон может стоить человеку жизни.

- Почему они такое лихачество допускают?

- Конкуренция заставляет, наверное. Каждый пытается заработать больше. Еще азарт появляется. У некоторых он в крови. Плюс желание всегда быть первым во всем.

- Слышали что-нибудь про операцию "Автобус"?

- Операция нужна, потому что и нам самим лишние, а тем более, нелегальные, машины мешают. Есть лихачи, от которых многие страдают: и пассажиры, и водители других машин и, в конечном итоге, и мы - маршрутчики. Но ГИБДД, могу сказать, часто нас не тревожит. С начала операции я отработала четыре смены, пока меня не останавливали. Единственный раз, это было в начале лета, спросили права. Сказали, уж очень много женщин стало на маршрутах. Не многие еще готовы спокойно воспринимать женщину за рулем общественного транспорта. Кстати, на 20 маршруте тоже женщина работает.

- Ваш вывод, водитель такси - женская профессия?

- Я бы не сказала. Совсем нет. За рулем тяжеловато, с пяти утра и до двенадцати ночи работать, быть постоянно начеку - не то что женщина, не всякий мужчина сможет. Чего-то полегче хочется.

- То есть вы все-таки думаете о другой профессии?

- Думаю.

- Что же это будет в результате?

- Водитель, но не маршрутного такси. Займусь частным извозом. Так спокойнее, удобнее, нервов меньше тратишь.

Татьяна Белова.

12 Августа 2002, 20:35 +54

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...