Архитектура как психотерапия

Для одних дом - это место для вечеринки с друзьями. Для вторых - уютное семейное гнездышко. Для третьих - машина для жилья. Ивановский архитектор Сергей Четкарев считает, что в доме не просто живут, в дом приходят, чтобы подзарядиться энергией и набраться сил для того, чтобы добиться успеха вне дома.

Признаюсь, сначала я предполагала, что мы будем разговаривать с ним о строительных конструкциях и пластических деформациях, о том, насколько легко или трудно архитектору находить понимание у заказчиков, и кто они.

По факту, мы больше говорили о душе и психологии, о том, что широта взглядов зависит от наличия небоскребов. И это было не менее интересно.

О причине всех зол

Все наши беды и проблемы - из-за того, что на рынке очень мало конкуренции. Поэтому стоимость строительных работ высока, а качество проработки проектных работ невысоко.

Об устаревшем кирпиче и внешнем мире

Я принципиально не проектирую здания из кирпича - с точки зрения создания современной архитектурной формы это устаревшая технология. Хотя в каких-то случаях он может быть уместен. Но дело не в материале, у каждого есть свои плюсы и минусы. Скажем, дерево. Оно хорошо держит тепло, многие его считают экологически чистым материалом. Но, с другой стороны, дерево такой же живой организм, как и человек. Когда его срубаешь, организм умирает, и различие только в том, что дерево разлагается медленнее человеческого тела, ему нужны пропитки и антисептики, поэтому экологичность дерева очень относительна.

Я для стен использую армоцемент, по такой же технологии, какая применяется для строительства метро и шахт. Утеплителем стен являются эффективные материалы типа полиуретана или каменной ваты, а монолитный железобетонный каркас может создавать любую форму. Стены могут быть изогнуты в любую сторону - внутрь или наружу. Делали коттедж в Авдотьино - там были кривые балки, сложные формы перекрытий. Мне говорили - это рак мозга, такое никогда не построить. Построили. На берегу Уводьского водохранилища построили дом, напоминающий волну - здесь этот образ был оправдан.

О примитивном и упрощенном

В архитектуре ни стен, ни крыш нет - есть плоскости, отделяющие внутренний мир от внешнего. И то, что они чаще всего прямоугольны - это, с одной стороны, сила нашей привычки, а с другой - большое достижение архитектуры. И тем не менее, на определенном этапе развития архитектурной мысли стала ясна примитивность прямоугольных стен. В моем доме нет параллельных стен - прямоугольные здания мне кажутся равнодушными, они формируют упрощенное восприятие действительности. Корбюзье говорил: дом - это машина для жилья. Это правильно на уровне тела, и многие из его идей были восприняты в России. Только сам Корбюзье создавал на уровне души. В коробках же вырастают люди без личности, а здания должны строиться не для тела, а для души. В доме должно быть свободно.

О психотерапевтическом значении архитектуры

Архитектура - страшная вещь. Почему? Искусство - это создание художественных образов, и архитектурный объект - это тоже образ, причем образ в любом случае. Но станет ли он художественным? Это зависит от того, будет ли он у зрителя ассоциироваться с тем образом, который заложил в него архитектор. И как любой образ он определенным образом воздействует на подсознание. Если человек живет в современной среде, он и мыслит современно. А загромождая пространство, мы затрудняем восприятие реальности, что очень сильно мешает человеку и в жизни, и в бизнесе. А чем более передовая страна, тем более передовая в ней архитектура. Архитектура может придать человеку больше уверенности.

О стремлении к классике

Почему человек обращается к классическим формам? Потому что он боится сегодняшнего дня. Он стремится вернуться в ту среду, которая была в его молодости. А она ему может быть противопоказана. Человек же живет не только в доме, он приходит туда, чтобы подзарядиться энергией и идти вперед. Поэтому, чтобы быть современным и динамичным, нужно строить свой дом в соответствии с современными требованиями к архитектуре.

О работе с заказчиками

Мой любимый заказчик - это человек, уже чего-то добившийся в жизни. Его достижения в жизни говорят о том, что он постиг реальность и получил приз за ее понимание. И считать его представления о реальности ничтожными архитектор не может. Поэтому для меня заказчик является соавтором.

Если человек всю жизнь ходил в кирзовых сапогах, то он мечтает о только хромовых, не зная, что есть еще кроссовки, туфли, ботинки. Но я же специалист, я же знаю, что они существуют - и моя задача показать все это человеку и подобрать то, что будет удобно именно для него. Поэтому после предварительного выяснения желаний, я делаю не менее трех вариантов планировки, мы их обсуждаем с заказчиком и совместно готовим четвертый вариант. Который пропускается через душу заказчика и становится для него почти родным. У проекта должны быть два родителя: заказчик и проектировщик, тогда он будет успешным.

Друзья удивляются, где ты находишь таких авангардных заказчиков. Я отвечаю, да они сами все делают. Заказчик участвует на всех уровнях проектирования и строительства.

Иногда я точно знаю, что человеку надо, и точно знаю, что это ему не понравится. Делаю один вариант и оставляю. Он возмущается и уходит. Через год возвращается и говорит - делай. Когда строительство заканчивается, человек потом сам поражается, насколько ему удобно и комфортно в доме.

О планах

Сейчас я работаю над многоэтажным домом. Внешний облик здания будет динамичным и воздушным. И, как я предполагаю, будет создавать образ бабочки. Но, может быть, кто-то увидит в нем парусник, или облако, или просто ветер. Ибо я не могу управлять ассоциациями, а делать здания однозначными - это не художественный подход, а карнавал.

О цене и ценности

Человек, вкладывая деньги в жилье, изымает их из оборота (жилье почему называется недвижимостью, потому что деньги обездвиживаются). Он по крохам зарабатывал их в нашей нищей стране, а мы забираем их у него на строительство. Поэтому архитектор очень бережно должен относиться к деньгам заказчика. А то, что у нас обычно строят, я считаю разбазариванием денег. Я люблю работать с людьми, которые любят себя и ценят свои деньги. При этом, кстати, стоимость моих работ не дороже, чем в других случаях. Если не дешевле.

В стоимости дома главное стены, сантехника, кухня. Увеличивая площадь на 10%, мы увеличиваем его стоимость всего на 3%. Площади должно быть столько, сколько нужно для личности, а не для тела.

О возрасте

У каждого возраста свои плюсы и минусы. У молодых - нет опыта, но нет и инерции. Они часто создают новые, парадоксальные сочетания форм. После 35 лет - мастера, которые могут из любой формы сделать приличную вещь, но, к сожалению, она не будет авангардной в той мере, в какой это бывает у остальных. Мэтры создают новые архитектурные формы, но не всем они понятны.

О взаимных интересах

Сейчас открытия возможны только на стыке разных дисциплин. К примеру, на стыке психологии и архитектуры. Почему перестали исследовать воздействие архитектуры на человека? В 20-х годах такие исследования в России были начаты. В то время с помощью психологических исследований определили, что человеку нужно не менее 20 кв.м. жилой площади.

К сожалению, воздействие архитектурных форм, которые сложились в архитектурном направлении формализма, в России осталось на вторых ролях. А что такое архитектура? Форма пространства. И ничего больше. А инженерные коммуникации, строительные материалы - это уже из других наук.

О комфорте и имперских замашках

Почему Америка оказалось передовой страной? Говорят, ее развивали эмигранты. Но в Аргентину тоже съезжались люди из многих стран. Различие в том, что американцы как нация воспринимали все современные идеи, аргентинцы этого не делали. В Америке небоскребы существовали с XIX века - а это самые передовые архитектурные сооружения.

А в Великобритании, империя которой тогда занимала полмира, в то время строили двухэтажные домишки. Уютно, аккуратно, но не более. Что мы имеем в итоге? Америка - страна, с которой считаются все. Почему? Потому что вид из небоскребов воспитывает более широкое мировоззрение. А британцы, очнувшись от комфорта и удобства, поняли, что безнадежно отстали.

Об отражении государственного устройства в архитектуре

В России каждый этап развития государства объективно отражен в архитектуре.

При Сталине самые высокие, самые важные здания строились в центре города. Чем ближе к окраине - тем здания ниже. Так было в Москве. Тот же принцип повторялся в областных городах и райцентрах, отражая имперский принцип создания государства. Но при этом фасад помпезно украшали, а задняя сторона даже не штукатурилась. Такой же показной была и империя, державшаяся на ГУЛАГах. Хрущевский волюнтаризм, упрощенное представление о действительности тоже отразилось в пятиэтажных "хрущобах".

Ельцин объявил начало реформ. Что же происходит с планировкой домов? В архитектуре типовые проекты остались без изменения за исключением того, что на фасадах появились "скворечники" на уровне чердаков. То есть в тех местах, где люди не живут, появились арочные окна, наклонные кровли, башенки. Также и в жизни, все изменения коснулись только элиты, а простые люди как были в дерьме, так и остались.

Галина Кузнецова

25 Августа 2003, 20:30 +118

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...