«Автогражданка»: страховщики «прикинули» итоги

Предварительные итоги действия закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО) подвели на пресс-конференции 14 декабря представители ивановского отделения компании «Росгосстрах» совместно с начальником областного ГИБДД Александром Брусочкиным. Как заверили нас в «Росгосстрахе», журналистам представлена аналитика и статистика, которых нет в открытом доступе. Действительно, цифр и выводов прозвучало много. И лишь малая часть из них касалась деятельности «Росгосстраха», который и на российском, и на региональном уровне сохраняет статус крупнейшего страховщика, в том числе и по «автогражданке».

Прежде всего, была проанализирована сама система обязательного страхования автогражданской ответственности, которая действует в России с 1 июля 2003 года. Страховщики констатировали, что «рынок ОСАГО стоимостью более $1 млрд. рублей был создан за год без серьезного напряжения со стороны конечного потребителя». Обязательная уплата страховых взносов, видимо, «серьезным напряжением» не считается. Может, потому, что средняя стоимость отечественного страхового полиса (1,5 тысяч рублей) гораздо ниже, чем в Европе (где она составляет 110 евро на автомобиль). При расчетах учитывалось соотношение среднего размера тарифа к среднедушевому доходу населения в процентах: в России оно составляет 3,3%, в Польше и Чехии – 3,5%, в Словакии – 4,8%. При этом в России тарифы регулируются государством (что нетипично для Европы).

Как говорится в аналитической записке, введение ОСАГО помогло «выявить истинную картину аварийности на российских дорогах»: чтобы получить материальную компенсацию от страховщика, аварии стали регистрировать чаще – почти в три раза. Как и следовало ожидать, количество дорожно-транспортных происшествий на наших дорогах (зафиксированных ГИБДД) значительно превышает средние показатели по странам Восточной Европы и растет год от года.

Так, за 9 месяцев 2004 года зарегистрировано более 150 тысяч ДТП. При этом дорожно-транспортные происшествия в России имеют в 15 раз более тяжелые последствия, включая гибель людей: если в Европе гибнет 2-5 человека на 100 тысяч населения, то в России – более двадцати.

Окончание на стр. 59

Окончание. Начало на стр. 38

Среди причин такого положения дел начальник ГИБДД Ивановской области Александр Брусочкин назвал «удаль» и «низкую дисциплину водителей». И предложил «воспитывать» их, внося в «черные списки»: нарушаешь правила дорожного движения – значит, ты опасен на дороге, плати за полис ОСАГО в 2-3 раза больше, чем остальные. Кстати, европейские автовладельцы наказываются рублем серьезнее, чем российские: так, в Словакии, Польше и Чехии и других странах за отсутствие полиса можно «поплатиться» 500-600 евро, а за нарушение ПДД и вовсе лишиться водительских прав.

Александр Брусочкин считает введение ОСАГО не «преждевременным», а, наоборот, «запоздалым». «ГИБДД выходило с подобной инициативой еще во времена существования СССР», - заявил он журналистам.

Гаишникам «автогражданка» только добавила работы: в Иванове за день случается до 50-ти ДТП, которые нужно оформить документально силами 10-ти нарядов патрульной службы. Поэтому Брусочкин предлагает избавить сотрудников ГИБДД от «мелкой» работы: когда речь идет о возмещении ущерба, стоимостью 1-2 тысячи рублей.

О том, что ОСАГО «состоялось» говорят два факта: первый – за первый год полисы приобрели 96% автовладельцев, проживающих в крупных городах (и более 70% по России), второй – люди активно обращаются за выплатами. По мнению директора управления «Росгосстраха» по Ивановской области Александры Коростелевой, «автогражданка» стала «социальным механизмом, финансово защищающим пострадавшего», то есть, возмещение ущерба при ДТП стало происходить «легитимным, а не криминальным, силовым путем».

Работая по федеральному закону об ОСАГО более года, страховщики сформировали к нему свои претензии и направили в Госдуму, где сейчас обсуждаются поправки. Они против изменения тарифа, но за то, чтобы упростить процедуру оформления документов, сделать возможным автоматическое продление полиса (что практикуется в большинстве европейских стран), увеличить суммы страховых выплат при причинении вреда жизни и здоровью, прописать льготы не только инвалидам, но и ветеранам и прочим категориям. И конечно, главная задача – создать единую информационную систему, которая не позволит «перебегать» из компании в компанию, скрывая страховые случаи. Это должно случиться при помощи Российского союза автостраховщиков (РСА).

Кроме того, нужно убрать все разночтения и противоречия, существующие между федеральным законом об ОСАГО и другими нормативно-правовыми актами. В частности, считает зам. генерального директора ивановского отделения «Росгосстрах» Е:вгений Макаров, -необходимо «создать единую методику урегулирования убытков».

Что дальше? Ясно, что из-за своей «социальной» сущности и обязательности ОСАГО еще долго будет разменной монетой в политике. Вопрос снижения ставок и предоставления льгот будет еще долго будоражить общественность. Очевидно и то, что число страховых компаний, занимающихся «автогражданкой», будет неуклонно сокращаться. И дело не только в строгом государственном контроле: во всем мире ОСАГО убыточно. Представители «Росгосстраха» оценивают убыточность этого вида страхования не меньше, чем в 60% (по итогам 2004 года), и утверждают, что мелкие компании имеют убыток «на все 100%». Нетрудно спрогнозировать, что скоро российский (а значит, и ивановский) рынок ОСАГО поделят крупные компании, и вместо нынешних 60 игроков останется около десятка. Процесс, как говорится, пошел.

Как распределяется стоимость полиса ОСАГО

77% - предназначены для компенсации ущерба и замораживаются в специальных резервах на 3 года

20% - обеспечение страховых операции (ведение дел и т.п.)

3% - отчисления в РСА (это резервы для компенсационных выплат)

не более 5% - прибыль страховой компании

«Росгосстрах» и ОСАГО в цифрах

Согласно опросу, проведенному в ИГЭУ в г. Иванове, услугами «Росгосстраха» по обязательному страхованию ответственности воспользовались 68,3 % опрошенных горожан. Специалисты компании утверждают, что по охвату транспорта, прошедшего ТО, доля страховой компании на рынке ОСАГО составляет около 80%.

За 9 месяцев 2004 года по Ивановской области «Росгосстрахом» выплачено 47 млн убытков, или 40% от собранной в виде взносов суммы. В октябре и ноябре наблюдается приток клиентов, поэтому компания прогнозирует увеличение и сборов, и убыточности: по итогам года ивановский «Росгосстрах» планирует выплатить более 60 млн. рублей. Компания страхует свыше 70% «бюджетного» транспорта области, имеет два Центра урегулирования убытков (в Иванове и Кинешме) и 8 пунктов урегулирования убытков во всех крупных городах области.

Что делать при ДТП?

ДТП – сильный стресс для любого водителя. Но действия сразу после аварии очень важны и должны быть правильными. Чтобы вам оперативно и без проблем возместили ущерб, отнестись к подготовке требуемых документов внимательно (согласно закону «О страховании» страховая компания не имеет права осуществлять выплату без надлежащего оформления страхового случая).

Итак, вне зависимости от того, кто виноват в столкновении, обеим сторонам нужно записать фамилии и адреса очевидцев происшествия и номера столкнувшихся машин. Эти данные указываются в Извещении о дорожно-транспортном происшествии. Чем подробнее будет этот документ, тем меньше возникнет разночтений и разногласий впоследствии.

Правила страхования гласят, что на момент подачи заявления о возмещении ущерба потерпевший обязан предоставить весь пакет документов, подтверждающих наличие страхового события. Это справка о ДТП, копия протокола об административном правонарушении, копия постановления по делу об административном правонарушении и номер полиса виновника аварии.

При получении страховщиком заявления о страховой выплате с предоставлением вышеуказанных документов, он обязан провести осмотр поврежденного транспортного средства и составить смету стоимости ремонта. Потерпевший может либо согласится с суммой, рассчитанной экспертом страховой компании, либо нет. В случае несогласия потерпевший может обратиться в независимую экспертизу и представить страховщику ее заключение по стоимости материального ущерба.

«Мировое соглашение» без вызова автоинспектора означает, что ни одна из сторон не получит страхового возмещения.

Динамика роста выплат по ОСАГО (млрд. рублей)

По данным РСА

Доля рынка ОСАГО в России (%)

Источник – журнал «Русский полис»

Елена НОВГОРОДОВА

21 Декабря 2004, 12:11 +73

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...