Азартные игры власти губят игорный бизнес

Государственная дума России 17 сентября приняла в первом чтении закон "Об игорном бизнесе в Российской Федерации". Если закон будет утвержден, азартные игры как цивилизованный бизнес в Иванове могут скоро исчезнуть. Так считают руководители ивановских казино. И сегодня мы беседуем с владельцем казино "Золотой дождь" Алексеем Касаткиным о том, насколько усложнит новый закон работу игорных домов, а также о проблемах, возникающих при создании и развитии игорного бизнеса в Иванове.

- Почему вы полагаете, что закон "Об игорном бизнесе" будет иметь негативные последствия для вашего бизнеса?

- Сейчас только в Москве и Санкт-Петербурге ситуация с игорным бизнесом более-менее ясна, в других городах России все обстоит далеко не лучшим образом.

Причина до обидного банальна - несовершенство федерального законодательства. 17 сентября Госдума приняла в первом чтении закон "Об игорном бизнесе в РФ". Ожидается, что уже в начале следующего года закон вступит в силу. Самые главные критерии доступа на игорный рынок депутатам еще предстоит прописать. Но уже сейчас можно сказать, что закон серьезно ограничит деятельность вновь создаваемых казино, букмекерских контор и залов игровых автоматов. Хотя автор законопроекта, член бюджетного комитета Госдумы Игорь Динес полагает, что новый закон ни у кого не отнимет хлеб, и все будут работать, как и прежде. Очень хотелось бы ему верить, но никак не получается. Согласно законопроекту, условия оформления лицензии будут настолько жесткими, что получить ее будет практически невозможно. Я считаю, что принятие данного закона может полностью ликвидировать игорный бизнес в Иванове и области.

- Но ведь закон не рождается сам по себе, за каждым из них стоят люди, которые обосновывают его необходимость, пишут его, лоббируют, и в конечном счете, получают от проделанной работы определенную выгоду. Откуда же тогда появился этот законопроект?

- Давайте сначала посмотрим, что предлагают предпринимателям. Во-первых, нужно будет разделить виды деятельности в сфере игорного бизнеса (весь игорный бизнес предлагается поделить на пять составляющих: казино, букмекерские конторы, тотализаторы, электронные казино и залы игровых автоматов, остальные виды азартных игр, скорее всего, окажутся вне закона), и соответственно, на каждый из них надо будет получать отдельную лицензию. Хотя, казалось бы, логичным был бы другой подход, "один вид деятельности - одна лицензия". На практике предприниматели вынуждены получать в несколько раз больше лицензий, чем этого требует законодательство. Объяснение простое - прямая материальная заинтересованность.

Во-вторых, законодатели предлагают установить предельные размеры лицензионных сборов от 5 миллионов рублей для казино до 500 тысяч рублей - для зала игровых автоматов. Ни малейшего экономического обоснования этих цифр нет. В-третьих, вводится принцип ограничения игорного бизнеса, связанный с административным делением России. Например, в городах, где проживает более 5 млн человек, открывающееся игорное заведение должно иметь не меньше 30 столов, в города-миллионниках - не менее 15. В городах с населением менее 500 тысяч жителей открывать казино вообще запрещается. Объясняются эти ограничения желанием предотвратить угрозу превращения игорных заведений в способ "отмывания" денег. Но на чем основаны подобные сомнения? Что кроется за подобными заявлениями? Чем они аргументированы? В ответ лишь упреки в том, что регионы утрачивают контроль за соблюдением лицензионных требований. Но достаточно просто посчитать количество контролирующих организаций, чтобы понять, что это не так. Казино контролируют налоговая полиция и налоговая инспекция, специальное подразделение МВД по борьбе с экономическими преступлениями и организованной преступностью, пожарная охрана, Санэпидемнадзор, отделы Госстандарта. Малейшая ошибка в работе приводит к тому, что лицензию отбирают, а казино закрывают. И до сих пор регионам разрешено самостоятельно утверждать размер ставки налога на игорный бизнес, при этом нигде в мире не существует такой ситуации, когда разница между минимальной ставкой налога и максимальной равна 500%. И опять-таки экономического обоснования подобных ставок никто дать не может, нет и государственной статистики, которая бы оправдывала подобные ставки.

- Таким потребительским было отношение властей к игорному бизнесу всегда или оно изменилось только в последние годы?

- Азартные игры в России (и в Иванове) традиционно подозревались властями в разного рода махинациях, иногда запрещались полностью, иногда выводились из подполья. Первый закон об игорном бизнесе в новейшей истории России был принят в 1990 году, и эту дату по праву можно считать началом перехода от периода запретов к периоду разрешений, власти начали кампанию по легализации азартных игр. Однако и тогда у казино и других игорных заведений забирали 90% прибыли - все компании работали в убыток. Ситуация изменилась только в 1998 году, когда был принят федеральный закон "О налоге на игорный бизнес" - правила игры стали более понятными и для предпринимателей, и для органов государственной власти. Но главная проблема остается прежней - власти экспериментировали и продолжают экспериментировать над бизнесом вслепую, не продумав как следует возможных последствий своих решений. Не удивительно, что в конечном итоге все заканчивается либо плачевно, либо ситуация и вовсе развивается вопреки первоначальному плану. Многие представители власти считают, что людям вообще не следует заниматься такими вещами, как игорный бизнес. И они твердо уверены, что если остановить эту заразу совсем нельзя, значит, нужно вытянуть из нее как можно больше денег. В интересах государства, естественно. И как можно быстрее. А уж повышать время от времени налоги - это сам бог велел.

Забывая при этом, что игорный бизнес - такой же вид бизнеса, как и все остальные, и деньги в казино не падают с неба и не привозят вагонами, их там даже не печатают. Здесь точно такая же зависимость спроса и предложения, те же кадровые проблемы, та же необходимость обновлять оборудование. Разница только в отношении: некоторые отрасли в Иванове считают нужным поддерживать потому, что так исторически сложилось, потому что у предприятий возникают трудности со сбытом, и им нужно помогать, а игорный бизнес как Золушка - и сам выживет. Но еще раз повторюсь, это такой же вид бизнеса, как и все остальные, и все ивановские проблемы - невысокая платежеспособность населения, сложная система лицензирования и большие налоги - в полной мере отражаются и на игорном бизнесе, точно так же тормозят его развитие, как и развитие других отраслей. Но несмотря на эти проблемы, "собираемость" налогов с этого вида предпринимательской деятельности в последнее время даже увеличилась. Причина в том, что стало больше игровых автоматов. Хотя в последнее время в нашей области закрылось три казино, а количество игровых столов в оставшихся игорных заведениях уменьшается с каждым месяцем.

- Действительно, ситуация далеко не радужная. Но какие-то возможности решения проблем вы видите?

- Предприниматели не возражают против необходимости налоговых выплат. Но налоги должны быть разумными, и при изменении налоговых ставок нужно было бы проконсультироваться у тех, кто этот бизнес ведет. Люди, которые занимаются игорным бизнесом, инвесторы или руководители казино, страшатся не налогов, а неопределенности. И прежде чем принимать решение об увеличении ставок налога на игорный бизнес в Иванове, целесообразнее было бы, во-первых, дождаться принятия федерального закона. Во-вторых, сделать прогноз последствий данного закона для игорных заведений Иванова и области. В-третьих, провести проверку всех игорных заведений области на предмет их соответствия нормам, предъявляемым к игорным заведениям. Ничего этого сделано не было.

Что мы имеем в итоге? После повышения налогов мы были вынуждены заморозить многие проекты (при этом у нас очень любят красиво поговорить о перспективах развития туризма, о возможности сделать из красного Манчестера российский Лас-Вегас). Уже сейчас и для нас, и для других ивановских казино остро встала кадровая проблема, люди не хотят работать в игорном бизнесе из-за маленьких зарплат, которые уже меньше, чем, например, в торговле или на производстве.

А потом власть сама удивляется, куда исчезают налогоплательщики, почему закрываются казино. Кстати, когда возрастает налоговое бремя на другие отрасли, многие бизнесмены выходят из положения, перекладывая бремя на плечи клиентов. Некоторые так и заявляют: подумаешь, подняли ставки налогов на казино. Последним просто следует уменьшить процент по выигрышам и все. Это очень легко сказать, но трудно выполнить. Ведь индустрия казино - довольно уникальна и в корне отличается от других сфер бизнеса. Казино, разумеется, может сократить расходы за счет снижения качества обслуживания и ограничения различных бесплатных акций. Однако оно не вправе необоснованно взять да и увеличить стоимость своих услуг. Например, из-за повышения налогов наценить ту или иную игру, не изменив ее правил или вообще структуры. Подобный эксперимент чреват потерей клиентов, а стало быть, новыми убытками.

Проводя налоговые опыты, власти невольно порождают и куда более серьезные проблемы, нежели банкротство казино. Неужели кого-то из законодателей устраивает, что легальные азартные игры составляют мощную конкуренцию криминальным, то есть нелегальным игорным заведениям. А после повышения налогов их появление неизбежно. Согласитесь, есть над чем поразмыслить.

В последнее время пополнение бюджета стало священной коровой для чиновников, оправданием любых их действий, и подразумевается, что предприниматели должны расставаться со своими доходами покорно и кротко. И с благодарностью - спасибо, что мимо не прошли. Но при этом на всех уровнях громогласно заявляется о поддержке малого и среднего бизнеса, о ликвидации административных барьеров, о взаимодействии бизнеса и власти. Может быть, пора от деклараций перейти к диалогу?

Галина Кузнецова

29 Сентября 2003, 19:42 +81

Оставить комментарий

В комментариях запрещается использовать нецензурные выражения, оскорблять честь и достоинство кого бы то ни было. Главное требование: соблюдение действующего законодательства. Администрация оставляет за собой право, по своему усмотрению, удалять комментарии, в которых использованы гиперссылки на сторонние интернет-ресурсы. Не допускается размещать в комментариях рекламу товаров и услуг. Рекомендуется максимально лаконично излагать свои мысли. Администрация оставляет за собой право модерировать сообщения

Loading...